Содержание
-
Тема 12. Групповая динамика и руководство
-
План лекции
Группы в организации Развитие неформальных групп и их характеристики Формальные группы в организации Управление с помощью комитетов Групповая социометрия
-
Группа– это двое или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние на себе
-
Формальные группысоздаются руководством для организации производственного процесса.Их функция – выполнение целей и задач организации
-
Неформальная организация– это спонтанно возникшая группа людей, регулярно взаимодействующих для достижения какой-то определенной цели
-
Групповые нормы— это разделяемые членами группы стандарты поведения, определяющие их поступки
-
Направления развития групповых норм
-
Виды группового нормативного регулирования
Групповое давление Групповое принуждение Влияние на индивидуальные ценности
-
Причины вступления людей в неформальную организацию
Чувство принадлежности Взаимопомощь Защита Общение Симпатия
-
Характеристики неформальных групп, оказывающие сильное влияние на эффективность формальной организации
Социальный контроль Сопротивление переменам Неформальные лидеры
-
Управление неформальной организацией (НО)
Признать существование НО и не угрожать ему Сотрудничать с лидерами НО Просчитывать возможное отрицательное воздействие на НО принимаемых решений Привлекать членов НО к принятию решений с целью ослабления сопротивления переменам
-
Основные типы формальных групп
Группа руководителя Целевая группа Комитет
-
Социальная структура группы
статусно-ролевые отношения; профессионально-квалификационные характеристики половозрастной состав
-
Статус– это социальный ранг личности в группе, это мера уровня признания, уважения и принятия личности ее участниками
-
Типичные символы статуса
Мебель (например, стол для конференций) Расположение рабочего места Оборудование на рабочем месте (компьютер, факсимильный аппарат) Тип рабочей одежды (костюм) Привилегии (служебный автомобиль, членство в клубе) Прикрепленные работники (личный секретарь) Право распоряжаться финансами
-
Основные источники статуса сотрудника организации
Образование Способности Условия работы Квалификация Оплата труда Род занятий Возраст Стаж работы
-
Роль– это образец действий, ожидаемых от индивида при выполнении деятельности, имеющей отношение к другим людям.Роль отражает положение человека в социальной системе его права и обязанности, его властные полномочия, ответственность
-
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ГРУППЕ
"Лидер" "Реализатор" "Генератор идей" "Объективный критик" "Организатор, или начальник штаба" "Снабженец" "Душа группы" "Отделочник, или контролер"
-
Рабочая команда– это небольшая группа стремящихся к достижению общей цели постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия работников
-
Сравнительная характеристика рабочих групп и рабочих команд
-
Типы рабочих команд
Функциональная команда Проблемно-ориентированная команда Самоуправляемая команда Межфункциональная команда
-
Преимущества самоуправляемых команд
Повышение гибкости рабочей силы. Возрастание производительности и уменьшение потребности в узких специалистах. Сокращение показателей невыходов на работу и опозданий. Высокая лояльность организации, повышение уровня удовлетворения от труда
-
Недостатки самоуправляемых команд
Длительное время их формирования и раскрытия возможностей. Более высокие затраты на обучение. Снижение эффективности в случаях ротации кадров. Неспособность некоторых работников адаптироваться к новой командной структуре
-
Групповая динамика– это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей
-
-
Основные условия эффективной работы группы
Эффективные команды Понятные цели Общая приверженность Эффективное руководство Взаимное доверие Соответствующие навыки Внутренняя поддержка Адаптивность Внешняя поддержка Хорошие коммуникации
-
Факторы, влияющие на эффективность работы группы
Размер Состав Групповые нормы Сплоченность Групповое единомыслие Конфликтность
-
Комитет- это особого рода совещание группы, на котором ее членам в соответствии с исполняемыми ролями делегированы права (один участник - один голос) для принятия оперативных решений
-
ТИПЫ КОМИТЕТОВ
Специальный – временная группа, сформированная для выполнения определенной цели Постоянный комитет – перманентно действующая группа внутри организации
-
Ситуации, в которых предпочтительно использовать комитеты
Решение проблемы требует большого опыта в конкретной области Необходимость принятия непопулярного решения
-
Ситуации, в которых предпочтительно использовать комитеты (продолжение)
Необходимость поднятия морального настроя коллектива Координирование работы разных подразделений Нежелательность концентрации всей власти в руках одного человека
-
Характерные ошибки при использовании комитетов
Отсутствие четкого описания прав и обязанностей комитета Неправильно определенная численность комитета Потери времени
-
Характерные ошибки при использовании комитетов (продолжение)
Замедленное принятие и выполнение решений Принятие компромиссных решений Чрезмерные затраты Единомыслие
-
Социометрия- это измерение отношений внутри группы по социальным критериям.Предложен этот метод Джекобом Морено
-
Социометрический статус
Звезды Предпочитаемые Игнорируемые Изолированные Отвергаемые
-
Коэффициент удовлетворенности
К уд = Число взаимных выборов Число выборов, сделанных данным человеком
-
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ)
УБВ высокий, если «звезд» и «предпочитаемых» больше, чем «пренебрегаемых», «изолированных» и «отвергаемых» УБВ средний, если З+ПП = ПН+ИЗ+ОТ УБВ низкий, если З+ПП
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.