Содержание
-
Информация и коммуникация в управлении
КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И МЕНЕДЖМЕНТ» Ст. преп. Канафина А.Т. pptcloud.ru
-
Вопросы
1. Понятие, значение и классификация информации. 2. Коммуникационный процесс, его понятие и значение 3. Информационные технологии в управленческой деятельности.
-
ИНФОРМАЦИЯ
это некоторые сведения, совокупность данных, имеющих практическое значение
-
Связь характера информации с управленческими решениями
-
Классификация информации
-
Виды информации
Техническая информация Экономическая информация Социальная информация
-
Требования, предъявляемые к информации
Значимость Количество (полнота, достаточность) Точность (достоверность) Надежность Актуальность Гибкость (возможность применения технических средств обработки и передачи) Экономичность сбора и передачи Защищенность Однозначность (инф не должна допуск различ толк.)
-
Коммуникация и коммуникационный процесс
Коммуникация – это общение людей в процессе совместной деятельности, обмен информацией, идеями, мыслями. Коммуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека другому или другим людям. Одной из самых простых форм этого процесса можно считать разговор двух людей, находящихся рядом.
-
Сложные формы коммуникации представляют собой множество прямых и непрямых путей доведения информации до тысяч или миллионов людей в виде сложных процессов. Независимо от сложности коммуникационного процесса его схема состоит из четырех элементов и проходит через шесть стадий (рис. 1).
-
Рис 1. Элементы коммуникационного процесса Канал Сообщение И С Т О Ч Н И К П Р И Ё М Н И К
-
Первый элемент – источник – это человек или группа людей, формулирующие идею, мнение и т.п. и желающие передать их другому человеку или другим людям. Второй элемент – это само сообщение, которое передается от источника другому человеку или другим людям. Третий элемент – канал – это среда, через которую передается сообщение. Четвертый элемент – приемник – человек или группа людей, принимающие сообщения.
-
Первая стадия коммуникативного процесса – создание сообщения – осмысливание того, что источник хочет сообщить приемнику, осознание источником того, что сообщение будет понятно приемнику. Вторая стадия – кодирование – мнение, мысль, идея и т.п. выражаются в виде символов (их можно увидеть, услышать, ощутить), которые становятся выразителями смысла сообщения, должны быть понятны приемнику (слова, жесты, мимика, звуки, схемы, рисунки и т.п.).
-
Третья стадия – передача – мнение, мысли, идея и т.п., закодированные с помощью символов в сообщение передается приемнику через воспроизведение символов: показом жестов, исполнение музыки, демонстрация фильма, рисунков и т.п. Четвёртая стадия – прием – представляет собой получение сообщения приемником. Условия окружающей среды могут эффективно влиять на приём сообщения, а могут ему препятствовать. Важны правильность и точность приема сообщений, что зависит от того, на какое из чувств приемника (зрение, слух, ощущение, осязание, обоняние) эта информация оказывает наибольшее воздействие.
-
Пятая стадия – расшифровка – подготовка информации, полученной приемником для восприятия её значения. Эффективность её зависит от знания приемником символов, с помощью которых она зашифрована. Для высокой эффективности расшифровки между источником и преемником должны быть постоянные прямые и обратные связи. Шестая стадия – восприятие – это конечный этап коммуникационного процесса.
-
Заложенные в сообщении идеи и мысли должны интегрироваться и быть связаны с той информацией, которой приемник уже владеет. Без такой ассимиляции, содержащиеся в расшифрованном сообщении символы, могут остаться бесполезными, не базируясь на известной для приемника информации.
-
Модели коммуникации
Первая модель коммуникации была разработана ещё Аристотелем и включала в себя 3 элемента: Говорящий – человек, который говорит; Речь – речь, которую произносит человек; Аудитория – те, кто слушает.
-
Широкое распространениеполучила линейная модель, разработанная американским социологом Г. Лассуэллом и включающая 5 элементов: 1 Кто? (передаёт сообщение) – коммуникатор 2 Что? (передаётся) – сообщение 3 Как? (осуществляется передача) – канал 4 Кому? (направлено сообщение) – аудитория 5 С каким эффектом? – результат
-
В модели Шеннона-Уивера коммуникация описывается как линейный односторонний процесс. Согласно его теории, компонентами коммуникации являются: Источник. Отправитель. Сигнал. Получатель. Цель. Главной задачей было снижение «шума» и максимальное облегчение обмена информацией.
-
полу сообщение сигнал ченный сообщение Рис. 3 Модель коммуникации Шеннона-Уивера Источник информации Цель Отпра- витель Источник шума Получа- тель
-
Преимущество данной схемы состоит в очевидности того, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнутое реципиента, имеют неодинаковое значение. Неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и полученное сообщение не всегда совпадают, является частой причиной затруднений коммуникационного обмена (эта мысль заложена в модели Шеннона-Уивера). Модель Шеннона-Уивера расширил ДеФлюер.
-
Рис 4. Модель коммуникации ДеФлюера Источник информации Шум Отправи- тель Канал Получа- тель Цель Источник Отправи- тель Канал (обратная связь) Получа- тель Цель
-
Циркулярная модель Шрама-Осгуда
Основные элементы модели: Источник. Кодировщик. Сигнал. Декодировщик Адресат.
-
Рис. 5 Модель коммуникации Шрамма-Осгуда Сообще- ние Сообще- ние Кодировщик Интерпретатор Декодировщик Кодировщик Интерпретатор Декодировщик
-
Коммуникативные барьеры
Под коммуникативным барьером обычно понимают все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует её. В. Шепель выделил 6 явных барьеров: 1. Дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение.
-
2. Инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя др. проблемами 3. Антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность. 4. Языковой барьер – существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и аудитории. 5. Профессиональное неприятие – некомпетентное вторжения коммуникатора в профессиональную сферу собеседника. 6. Неприятие имиджа другого человека.
-
В литературе по психологии принято выделять 4 типа барьеров: Фонетический – невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка и т.п. Семантический – различие в системах знаний слов. Стилистический - несоответствие стиля речи коммуникатора, ситуации общения и психологического состояния собеседника. Логический – сложная непонятная или неправильная логики рассуждений.
-
Условия восприятия информации
Единство профессионального языка Учет уровня интеллекта Полнота информации Логичность изложения Концентрированность внимания Интонация
-
Элементы информационного процесса
ВНЕШНИЕ ВНУТРЕННИЕ ЗАЩИТА СБОР ПЕРЕДАЧА ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЗАПОМИНАНИЕ Источники информации Первичная обработка Кодирование Отображение Сигнал Носитель К А Н А Л ЗАЩИТА ВЫДАЧА ПРИЕМ ЗАПОМИНАНИЕ К А Н А Л Декодирование Проверка Преобразование Использование ПОМЕХИ
-
Информационное обеспечение
Предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений, осуществляется благодаря созданию информационных систем
-
Основные понятия
Информационная система-совокупность информации, экономико-математических методов, технических, программных средств, специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений
-
Информационные системывключают в себя
Потоки информации Каналы передачи Носители информации Технические средства фиксирования, передачи, поиска и обработки данных
-
Классификация информационных систем
Централизованные и децентрализованные Комплексные и локальные Простые и сложные Производственные и научно-технические Системы ручной, механизированной и автоматизированной обработки информации
-
Информационная технология
Это системно-организованная последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации
-
Информационные технологии
МЕТОДЫ СВЯЗИ КОМПЬЮТЕРЫ ОБЫЧНЫЕ СРЕДСТВА ПЕЧАТЬ АКУСТИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ТЕХНИКА ГРУППОВАЯ БЕСЕДА КОНФЕРЕНЦИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
-
Процедуры и операции информационных технологий
1.Сбор и регистрация информации Сбор Передача Регистрация в машинном носителе, вдокументе Ввод в информационную систему Контроль ввода и регистрации
-
2. Передача информации Ввод в каналы связи Преобразование Передача Вывод сообщений с обратным преобразованием Контроль вывода
-
3. Обработка информации Ввод информации в систему Контроль ввода Обработка информации Вывод и контроль вывода Отображение результатов
-
4. Хранение, поиск информации Хранение Запрос Поиск Контроль поиска Выдача и актуализация данных Контроль выдачи и отображения
-
5. Анализ, подготовка принятия решений Анализ исходной информации Моделирование Прогноз Анализ и корректировка Подготовка принятия решений
-
Используемые технологии
Технология формирования документов Технология обработки изображений Видеотехнология Технология визуализации Технология виртуальной реальности Технология обработки речи Технология обработки и преобразования сигналов Технология электронной подписи Электронный офис Электронная почта
-
Современные технологии, используемые в управленческой деятельности
Мультимедиатехнология Нейрокомпьютерные технологии Объектно-ориентированная технология Технология управления знаниями Интернет-технология
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.