Содержание
-
РОССИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
-
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
Глобализация бизнеса и динамичное развитие мировой торговли Ведущие позиции в мировой торговле занимают страны экономического авангарда: страны ОЭСР - 72-73% объема внешнеторговых операций. Страны СНГ: не преодолен трансформационный спад, заметной роли в международном товарном обмене не играют.
-
Три уровня мирового рынка
Две качественно различные части – рынок базовых товаров и рынок готовых изделий, оба рынка - собственные правила игры. Активное развитие НТП и инноваций : мировой рынок расслоился на три «яруса» – высокотехнологичные, средне технологичные и низко технологичные изделия.
-
Классификация ОЭСР:
Первый «ярус»:аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудование и информационная техника, электроника, фармацевтика, точные и измерительные приборы, электрооборудование. За последние два десятилетия этот «ярус» почти в два раза превысил долю продуктов добывающей промышленности. Это самый быстрорастущий и поэтому наиболее перспективный сегмент мирового рынка, где главными участниками являются корпорации ведущих индустриальных стран.
-
Второй «ярус»
рынок среднетехнологичных изделий, т.е. капиталоемких готовых изделий, которые производятся продвинутыми новыми индустриальными странами: станки, транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии деревообработки.
-
Третий «ярус»
рынок низкотехнологичных (трудоемких) готовых изделий - страны, находящиеся на ранних ступенях индустриализации и располагающих избыточной и дешевой рабочей силой (как правило, низкоквалифицированной). Это продукция черной металлургии, строительные материалы, текстильные и швейные изделия, обувь, другие продукты легкой промышленности.
-
Четвертый «ярус»
сфера торговли природными ресурсами и их производными: топливом, металлами, древесиной, сельскохозяйственным и минеральным сырьем, продовольствием и другими трудоемкими продуктами добывающей промышленности, сельского, лесного хозяйства и рыболовства. Здесь большей частью участвуют полупромышленные или аграрные страны, т.е. наименее развитая периферия мирового хозяйства.
-
Современная структура производства и экспорта
Россия почти полностью сползла на самый нижний «этаж мирового рынка. К середине 90-х годов по доле машин и оборудования в экспорте Россия заняла промежуточную ступень между Латинской Америкой и Ближним Востоком, по топливу – между Ближним Востоком и Африкой, по черным и цветным металлам намного превосходит любую группу развивающихся стран, не говоря об экономически развитых странах.
-
ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ
Длительный отрыв экономики бывшего СССР от мирового хозяйства Деформированная и нерациональная структура внешнеэкономических связей, а также низкий уровень вовлеченности в международное разделение труда.
-
Основные факторы, повлиявшие на состояние ВЭС
разрыв традиционных связей (в рамках СССР и социалистического лагеря) несформированность системы взаимовыгодных связей с дальним зарубежьем Сокращение платежеспособного спроса Изменение курса рубля Введение пошлин и НДС Сокращение гос. поддержки
-
РОЛЬ ВЭС НА ЭТАПЕ РЕФОРМ
катализатор внутриэкономического развития средство интегрирования России в мировую экономику приобретение технологического и маркетингового опыта
-
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ЭВОЛЮЦИИ ВЭС
1994-1995 гг.темпы роста по мировым меркам были весьма высокими (на уровне 15%), в последующие два года они резко снизились (6,1 и 4,5% соотв.), сменились падением под влиянием разразившегося в стране финансового кризиса. Значительный прирост внешнеторгового оборота за период 1993 – 1997 г.г. - исключительно за счет более чем 50-процентного увеличения физического объема экспорта. Физический объем ввоза из-за рубежа сократился за это время на 47%.
-
Основные проблемы развития внешнеэкономических связей России в 90-е годы .
1. стабилизация и рост экспорта - за счет роста его физического объема при заниженных (относительно уровня мировых цен) средних контрактных ценах; 2. увеличение стоимостных объемов экспорта не сопровождалось адекватным увеличением валютных поступлений в доход государства; 3. сырьевая направленность экспорта; 4. в структуре импорта росла доля сельскохозяйственного сырья и продовольствия; 5. низкий уровень качества отечественной продукции и незащищенность отечественных производителей; 6. остродефицитный характер потребительского сектора, что определило рост импорта потребительских товаров; 7. затрудненный доступ на рынки товаров и услуг высокой технологии вследствие их защищенности; 8. несовершенство правовой базы осуществления внешнеэкономических связей.
-
Тенденции 2000-х годов
Товарооборот, экспорт и импорт увеличились в фактических ценах при высоких среднегодовых темпах (19%) Спрос на отечественное сырье на внутреннем рынке возрастал медленнее, чем производство Наращивание экспорта Рост цен на основные экспортные товары
-
-
Участие в международном движении капитала
Неравномерность инвестиционного развития Существенный рост инвестиционной активности предприятий Собственные средства предприятий по-прежнему основной источник инвестиций Диспропорции в структуре ПЗИ: отраслевые и региональные
-
Кризис 2008 г.
Резкое обострение проблем, связанных с позиционированием России в мировой экономике. Несмотря на масштабные антикризисные программы, глубина экономического спада в России оказалась рекордной среди стран G8 и БРИК
-
ВВП (млрд.долл., по ППС в 2009 г.)
-
Антикризисные меры
2,1-2,5 трлн рублей октябрь 2008 – декабрь 2009 1,1-1,2 – финансовый сектор 500-700 млрд рублей – сокращение финансового бремени для бизнеса 250-300 млрд рублей– социальная сфера 180-230 млрд рублей– стимулирование внутреннего спроса 60-90 млрд рублей– поддержка МСП
-
ПРОБЛЕМЫ
Способность эффективно распоряжаться нефте-газо-долларами «Наукоемкость» экономики Создание благоприятного делового климата Снижение административных барьеров и де-бюрократизация экономики Совершенствование корпоративного управления Налоговая реформа Переход на международные стандарты учета Вступление России в ВТО Развитие концессионных форм инвестирования Реформирование банковской системы России Развитие рынка капиталов и внутреннего инвестиционного потенциала
-
ПРОБЛЕМЫ (2)
Фактическое свертывание процессов диверсификации в российской экономике. Доля 3 основных товаров экспорта (сырая нефть, нефтепродукты, природный газ) увеличилась с 61,7% в 2007 г. до 63,8% в 2010 г. Инвестиционный климат по-прежнему остается непривлекательным. Россия до сих пор не является ни членом ВТО, ни членом ОЭСР.
-
Современное состояние
Начавшееся экономическое оживление не смогло обеспечить выход на докризисные позиции по показателю ВВП 2010 г. : 95,9% от уровня 2008 г., или 101,3% от уровня 2007 г. Цель увеличить ВВП страны к 2012 г. на 37%-38% по сравнению с 2007 г., утвержденная принятой в 2008 г. Концепцией долгосрочного развития России до 2020 года
-
Укрепление международных позиций РоссииИнерционный сценарий
Развитие отношений с основными торговыми партнерами: доминирование стран ЕС, приоритетная роль компаний ЕС в модернизации отдельных секторов российской экономики особая роль Белоруссии, Казахстана и Украины, постепенная реинтеграция постсоветского пространства под давлением политических стимулов увеличение спроса со стороны рынков Китая и других динамично развивающихся стран Азии постепенное усиление технологических и торгово-политических связей с США использование политических преимуществ и попытки усиления торгово-экономического взаимодействия со странами Латинской Америки и Африки Основные направления развития внешнеэкономического комплекса: реализация отдельных проектов с целью обеспечить географическую и продуктовую диверсификацию российского экспорта (цель к 2020 году не будет достигнута) реализация мер по развитию отдельных отраслей с целью преодоления сырьевой специализации (цель к 2020 году не будет достигнута даже при улучшении системы общественных институтов) сохранение использования протекционистских мер для стимулирования импортозамещения в России, повышения конкурентоспособности российских отраслей
-
Укрепление международных позиций РоссииИнтенсивный сценарий
Активные меры по укреплению международных позиций: радикальное улучшение инвестиционного климата России более жесткие конкурентные условия для российских компаний, сокращение масштабов и горизонтов протекционизма, ориентация на создание экспортоориентированных производств формирование платформы для либерализации торговли и инвестиций, активное продвижение интеграционных процессов на постсоветском, европейском и азиатском направлениях с жестким отстаиванием позиций и политической поддержкой (зоны свободной торговли и более глубокие форматы интеграции с ЕС, странами АТР) активизация политико-дипломатической поддержки проектов по модернизации и технологическому развитию экономики России усиление за счет бюджетных средств эффективной организационной инфраструктуры и информационной поддержки экспорта и привлечения инвестиций реализация проектов по созданию высокотехнологичных производств на территории Российской Федерации, импорт передового промышленного оборудования и технологий активная организационная и финансовая поддержка инновационной деятельности, наращивание в России расходов на НИОКР частных компаний с целью обеспечения технологических прорывов развитие предпринимательства, формирование внутреннего запроса на инновационное развитие России
-
Целевые ориентиры повышения роли России в мировой экономике до 2020 г.
рост ВВП со средними темпами не менее 4% в год, с выходом на уровень не менее 4140 млрд долл. по ППС к 2020 г. (5 место в мире, 3,6% мирового ВВП); увеличение ВВП по ППС на душу населения к 2020 году в 1,5 раза по сравнению с 2010 г. (до 30 тыс. долл.); повышение уровня затрат на НИОКР до 1,5% ВВП; обеспечение устойчивого притока прямых и портфельных иностранных инвестиций; присоединение к ВТО; вступление в ОЭСР;
-
Целевые ориентиры повышения роли России в мировой экономике до 2020 г. (2)
достижение полноправного участия во всех механизмах G8, включая экономические; построение многоуровневой системы интеграции на пространстве СНГ, включая механизмы Союзного государства с Беларусью, Таможенного союза и двусторонних соглашений об экономическом сотрудничестве; заключение нового соглашения с ЕС, способствующего дальнейшему развитию интеграции интеграция России в механизмы экономического сотрудничества на пространстве АТР через участие в многосторонних инициативах АТЭС.
-
Участие России в регулировании глобальных экономических процессов
Использование международно признанных правил и стандартов ведения экономических операций и разрешения возникающих споров (ВТО, ОЭСР); участие в формировании режимов регулирования глобальных экономических процессов (G20, G8, МВФ, ВТО).
-
устойчивый экономический рост, сопровождающийся повышением доли России в мировом ВВП и доли высокотехнологичных секторов в экономике России; превращение России в самостоятельного активного участника международных финансовых рынков (в т.ч. в рамках мер, направленных на создание в России глобального финансового центра); гибкая стратегия выстраивания коалиций с основными международными партнерами (включая национальные государства, региональные интеграционные блоки, а также ведущих бизнес-субъектов и акторов глобального гражданского общества).
-
расстановка приоритетов, связанных с участием в глобальных механизмах регулирования международных хозяйственных процессов и выстраиванием локальных режимов в рамках региональных блоков. четкое определение приоритетов в системе «глобальные механизмы – региональная интеграция» (?)
-
Выбор конкретных стратегий развития диалога с тем или иным регионом (?)
1) концентрация на параллельной работе по двум основным форматам интеграции в «Большой Европе» (сближение с ЕС и построение Таможенного Союза, а также в треугольнике с Украиной, странами ЕАСТ; 2) комплексная интеграция России в механизмы экономического сотрудничества на пространстве АТР с целью содействия использованию конкурентных преимуществ российского бизнеса (в том числе связанных с возможностями их альянсов с европейскими компаниями).
-
Конкурентоспособность и значимые позиции на глобальных рынках товаров и услуг
усиление позиций на мировых рынках товаров, имеющих сравнительно высокую конкурентоспособность в силу наличия природных ресурсов укрепление позиций на отдельных региональных и страновых рынках продвижение и поддержка компаний, осуществляющих разработку, производство и поставки на экспорт высокотехнологичной продукции
-
Обеспечение эффективной поддержки внешнеэкономической деятельности российских компаний
Формально реализована большая часть элементов поддержки ВЭД Политико-дипломатическая поддержка проектов Создание доступной для широкого круга экспортеров системы финансовой поддержки экспорта, Создание эффективной организационной инфраструктуры информационно-аналитического обеспечения поддержки ВЭД
-
МОТИВАЦИЯ
Повышение конкурентоспособности российской экономики - ключевая проблема современного этапа ее развития Масштабность проблемы Настоятельная необходимость вовлечения всех субъектов общества и усиления роли государства в создании финансовых и организационно-правовых условий повышения конкурентоспособности
-
ТЕНДЕНЦИИ
Взаимодействие государства и бизнеса - важная составляющая часть экономической политики всех стран в современных условиях. Усиление и ужесточение условий конкуренции как на внутреннем, так и на мировом рынках. Критическая зависимость экономики России от нестабильных в этих условиях доходов от сырьевого экспорта
-
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ВЫЗОВОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Переход России к рыночной экономике: задача создания системы регулирования внешнеэкономических связей, соответствующей принятой в настоящее время в мире. Практика многих стран мира доказала непосредственную связь осуществления макроэкономических реформ с реформами внешнеэкономической (торговой) политики. Обратная связь: в условиях стабильной экономики повышается эффективность использования инструментов внешнеэкономического регулирования.
-
Многофакторность проблемы конкурентоспособности российской экономики
Макроэкономическая стабилизация Институциональные реформы, направленные на создание рыночной инфраструктуры, Развитие конкурентной среды, Улучшение инвестиционного климата, Связь с воздействием внешних факторов.
-
Формы и характер взаимодействия государства и бизнеса
различаются в определенных социально-экономических и политических условиях в целом эта проблема сохраняет свое значение на всех этапах экономического развития В развивающихся странах политика активного взаимодействия с бизнесом осуществлялась на различных стадиях их индустриализации
-
Назначение государства
а) устанавливать и поддерживать соотношение имеющихся институтов, в том числе экономических, в целях единства и эффективного развития общества; б) вводить новые институциональные формы или менять соотношение институционального взаимодействия в экстремальных ситуациях.
-
Не существует единой успешной политики по реализации государством своих функций и задач. Различные государстваи их правительства используют различные стратегии в отношении государственного поощрения и поддержки своего бизнеса. Зависит от состояния экономического развития, стадии конкурентоспособности, на которой она находится, экономической и политической ситуации в мире, взаимодействия с международными структурами.
-
Ряд направлений государственной политики в отношении бизнесом
поддержка национального экспорта (считается наиболее эффективной поскольку расширение экспорта позволяет диверсифицировать структуру экономики) участия государства в регулировании процессов хозяйственной деятельности и реализации конкурентных преимуществ национальных фирм неоклассическое и кейнсианское направление
-
Неоклассическое
автоматическое саморегулирование рыночной системы и невмешательство государственного аппарата Кейнсианское Необходимость активного административного регулирования рыночной системы, прежде всего в условиях кризисов и спадов. Монетаризм денежное обращение и оборот финансовых средств - основные регуляторы экономического развития и предпринимательства
-
Мировой опыт
планомерное и продуманное административное регулирование позволяет смягчить циклические колебания и их последствия, а также является необходимым в период рецессии расширение масштабов деятельности государства и усиление его роли -путем создания эффективных механизмов и правовой базы развития предпринимательской деятельности.
-
М.Портер
Конкурентоспособность фирмы не является ее имманентным качеством, поскольку фирма функционирует в системе макро- и микросреды, сформировавшейся в рамках той или иной национальной экономики. Конкурентоспособность отдельной фирмы, с одной стороны, зависит от конкурентоспособности национальной экономики уделом, а с другой стороны, определяет ее конкурентоспособность. Конкурентоспособность страны или региона должна определяться предпринимательской средой и характером промышленного окружения.
-
Государственная политика
Может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на все четыре «грани» ромба. Создаваемая посредством государственного регулирования предпринимательская среда влияет на появление и поддержание конкурентного преимущества фирм страны. Основы конкурентных преимуществ создаются не на мировых, а на внутренних рынках и лишь закрепляются путем использования глобальных стратегий и выхода на мировые рынки. Роль государства -не в изменении законов функционирования рынка, а в создании условий для его свободного функционирования и развития.
-
Роль государства и институтов
Государственная политика важна в той степени, насколько она влияет на функционирование «конкурентного ромба». Четыре стадии конкурентоспособности. Правительство устанавливает нормы и стандарты, разрабатывает нормативные акты, влияющие на поведение производителей и покупателей.
-
Инструменты:
административные (национальное законодательство, применение норм и правил международного права); плановые (включая научно-технические, социальные и другие программы, информационное обеспечение); финансово-экономические (налоги, проценты по кредиту, цены и т.п.) рычаги.
-
Несовременность внешнеэкономической политики России:
вступление в ВТО; особенности и специфические противоречия в системе торгово-политического регулирования отношений России с различными группами партнёров; разграничение полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти; создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения капиталов.
-
Современный торгово-политический механизм ряда стран (использование методов регулирования внешней торговли)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.