Содержание
-
ПОДХОДЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА
Лекция 1 -2 Для студентов 2 курса Магистратуры
-
МОТИВАЦИЯ
Повышение конкурентоспособности российской экономики - ключевая проблема современного этапа ее развития Масштабность проблемы Настоятельная необходимость вовлечения всех субъектов общества и усиления роли государства в создании финансовых и организационно-правовых условий повышения конкурентоспособности
-
Основные задачи
формирование системы институтов и механизмов развития ВЭД, обеспечивающих конкурентоспособные условия деятельности на мировом рынке; мобилизация преимуществ МЭО для инновационно-ориентированного развития национальной экономики; максимальное раскрытие потенциала экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС совершенствование системы государственного регулирования ВЭД в России и в рамках ТС для эффективной защиты экономических интересов стран-участниц; совершенствование таможенной деятельности, повышение эффективности таможенных услуг и снижение издержек и рисков
-
ТЕНДЕНЦИИ
Взаимодействие государства и бизнеса - важная составляющая часть экономической политики всех стран в современных условиях. Усиление и ужесточение условий конкуренции как на внутреннем, так и на мировом рынках. Критическая зависимость экономики России от нестабильных в этих условиях доходов от сырьевого экспорта
-
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ВЫЗОВОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Переход России к рыночной экономике: задача создания системы регулирования внешнеэкономических связей, соответствующей принятой в настоящее время в мире. Практика многих стран мира доказала непосредственную связь осуществления макроэкономических реформ с реформами внешнеэкономической (торговой) политики. Обратная связь: в условиях стабильной экономики повышается эффективность использования инструментов внешнеэкономического регулирования.
-
Многофакторность проблемы конкурентоспособности российской экономики
Макроэкономическая стабилизация Институциональные реформы, направленные на создание рыночной инфраструктуры, Развитие конкурентной среды, Улучшение инвестиционного климата, Связь с воздействием внешних факторов.
-
Формы и характер взаимодействия государства и бизнеса
различаются в определенных социально-экономических и политических условиях в целом эта проблема сохраняет свое значение на всех этапах экономического развития в развивающихся странах политика активного взаимодействия с бизнесом осуществлялась на различных стадиях их индустриализации
-
Назначение государства
а) устанавливать и поддерживать соотношение имеющихся институтов, в том числе экономических, в целях единства и эффективного развития общества; б) вводить новые институциональные формы или менять соотношение институционального взаимодействия в экстремальных ситуациях.
-
Ряд направлений государственной политики в отношении бизнеса
поддержка национального экспорта (считается наиболее эффективной поскольку расширение экспорта позволяет диверсифицировать структуру экономики) участия государства в регулировании процессов хозяйственной деятельности и реализации конкурентных преимуществ национальных фирм неоклассическое и кейнсианское направление
-
Неоклассическое
автоматическое саморегулирование рыночной системы и невмешательство государственного аппарата Кейнсианское Необходимость активного административного регулирования рыночной системы, прежде всего в условиях кризисов и спадов. Монетаризм денежное обращение и оборот финансовых средств - основные регуляторы экономического развития и предпринимательства
-
Мировой опыт
планомерное и продуманное административное регулирование позволяет смягчить циклические колебания и их последствия, а также является необходимым в период рецессии расширение масштабов деятельности государства и усиление его роли путем создания эффективных механизмов и правовой базы развития предпринимательской деятельности.
-
М.Портер
Конкурентоспособность фирмы не является ее имманентным качеством, поскольку фирма функционирует в системе макро- и микросреды, сформировавшейся в рамках той или иной национальной экономики. Конкурентоспособность отдельной фирмы, с одной стороны, зависит от конкурентоспособности национальной экономики уделом, а с другой стороны, определяет ее конкурентоспособность. Конкурентоспособность страны или региона должна определяться предпринимательской средой и характером промышленного окружения.
-
Государственная политика
Может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на все четыре «грани» ромба. Создаваемая посредством государственного регулирования предпринимательская среда влияет на появление и поддержание конкурентного преимущества фирм страны. Основы конкурентных преимуществ создаются не на мировых, а на внутренних рынках и лишь закрепляются путем использования глобальных стратегий и выхода на мировые рынки. Роль государства -не в изменении законов функционирования рынка, а в создании условий для его свободного функционирования и развития.
-
Роль государства и институтов
Государственная политика важна в той степени, насколько она влияет на функционирование «конкурентного ромба». Четыре стадии конкурентоспособности. Правительство устанавливает нормы и стандарты, разрабатывает нормативные акты, влияющие на поведение производителей и покупателей.
-
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В СИСТЕМЕ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
-
Государственное регулирование экспорта и основные направления государственной поддержки экспорта промышленной продукции
Стимулирование экспорта - важное направление торговой политики многих развитых стран. Распространение в последние годы в развивающихся странах, в которых создана развитая система государственной поддержки и содействия национальному экспорту, за годы своего существования доказавшая свою эффективность. Наряду с созданием благоприятного макроэкономического климата широко используются специальные меры для развития экспортного производства и расширения экспорта.
-
Обоснование необходимости стимулирования экспорта
ряд мер, направленных на стимулирование экспорта производимой в стране продукции. Основная цель - поощрение роста продаж продукции, которую в данный момент можно отправлять на экспорт; нацелены на увеличение продаж за границей до заданного уровня; совершенствование экспорта: правительства отреагировали на расширение либерализации правил внешней торговли и на рост конкуренции со стороны заграничной продукции.
-
Деятельность по совершенствованию экспорта
Цель: определение имеющихся возможностей и поощрение создания новых предприятий и средств производства для удовлетворения спроса на новую продукцию, появляющуюся на международном рынке; разработка новой продукции. Требует больше усилий, ресурсов и настойчивости, чем простая традиционная стратегия стимулирования экспорта.
-
Необходимость поддержки экспорта
Совершенствование экспорта не только желательно, но и абсолютно необходимо для расширения экспортной базы. Поступление иностранной валюты от продажи крайне ограниченного ассортимента экспортной продукции Решение системы платежного баланса
-
ЦЕЛИ:
обеспечение конкурентных преимуществ, поддержка и защита интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, рост экономического потенциала повышение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме экспорта Проведение активной экспортной политики
-
Стимулирование экспорта
Не существует единой успешной политики по взаимодействия . Различные государстваи их правительства используют различные стратегии в отношении государственного поощрения и поддержки своего бизнеса. Зависит от состояния экономического развития, стадии конкурентоспособности, на которой она находится, экономической и политической ситуации в мире, взаимодействия с международными структурами.
-
Несовременность внешнеэкономической политики России:
Присоединение к ВТО; особенности и специфические противоречия в системе торгово-политического регулирования отношений России с различными группами партнёров; разграничение полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти; создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения капиталов.
-
Повышение общего уровня эффективности возможно:
за счет сокращения непроизводительных расходов («нерыночный сектор»); за счет создания стимулов и возможностей для роста эффективности в тех секторах, где есть рынки, и где наблюдается отрыв в уровне эффективности от ведущих глобальных игроков. Достижение этих целей возможно как в рамках изменения среды, так и в рамках поддержки конкретных проектов.
-
Проблемы:
адекватность среды (конкурентоспособность условий функционирования бизнеса); выбора приоритетов в поддержке потенциально перспективных направлений экономического развития.
-
Адекватность среды:
степень развития конкуренции; налоговый режим для разных типов бизнеса; механизмы перераспределения (перелива) капитала; валютный курс и тарифные инструменты защиты внутреннего рынка.
-
Обоснование необходимости стимулирования экспорта
широкий ассортимент услуг предоставление информации об имеющихся возможностях на мировых рынках оказание специализированной помощи в составлении и осуществлении программ маркетинга и кампаний по продажам за границей. организации содействия развитию торговли (ОСРТ). «стимулирование экспорта» или «совершенствование экспорта»
-
Стимулирование экспорта
Заключается в поощрении роста продаж продукции, которую в данный момент можно отправлять на экспорт. Все усилия по стимулированию экспорта опираются на существующее производство и нацелены на увеличение продаж за границей до заданного уровня.
-
Совершенствование экспорта
расширение либерализации правил внешней торговли; рост конкуренции со стороны иностранной продукции; нацелено на производство новых экспортных товаров и/или проникновение на новые рынки, которые ранее были недоступны; цель - определение имеющихся возможностей и поощрение создания новых предприятий и средств производства
-
Совершенствование экспорта (2)
может быть направлено на разработку новой продукции, то есть на использование действующих производственных мощностей для производства новых товаров, когда для них находят выгодные рынки сбыта; эта стратегия требует больше усилий, ресурсов и настойчивости, чем стратегия стимулирования экспорта; не только желательно, но и абсолютно необходимо в некоторых странах, чтобы расширить их экспортную базу. .
-
Два направления политики по развитию экспорта
политика внешней торговли и другие направления политики, непосредственно влияющие на внешнюю торговлю, политика, регулирующая другие виды экономической деятельности, но оказывающая влияние на общие показатели внешней торговли.
-
«Политика внешней торговли»
политика и практика, влияющие на экспортно-импортные операции и регулирующие их. влияет на поступление иностранной валюты, импорт, экспорт, иностранные инвестиции и международные отношения; должна включать политику содействия в развитии торговли и вести к разработке и осуществлению успешных программ стимулирования экспорта и его совершенствование. воплощается в программах и мерах, содействующих развитию торговли с другими странами.
-
Другие направления политики
Разработка плана национального развития: практические методы планирования и определения масштабов государственного вмешательства, механизмы координации составных частей плана, определения приоритетных направлений и путей общего распределения ресурсов. Денежно-кредитная политика: политика в области кредита и денег и управления ими и направлена на решение вопросов инфляции и регулирования иностранных займов в части, касающейся контроля и регулирования денежного обращения.
-
Другие направления политики (2)
Финансово-бюджетная политика: налогообложение и государственные расходы, общий финансово-бюджетный режим, временные налоговые льготы и освобождение от уплаты налогов, помогающие достигать других целей политики. Регулирование производства и цен: стратегии, регулирующие или создающие производство продукции для использования на месте и экспорта, а также условия осуществления производства во всех секторах экономики.
-
Режим частных инвестиций :стратегии, программы и нормативные акты, влияющие на возможности для капиталовложений , решения в отношении инвестиционной деятельность, такие, как системы стимулов, содействие развитию и стимулирование отдельных секторов или отраслей промышленности и ссудная практика банков развития. Валютная политика: стратегии и нормативные акты, направленные на регулирование валютного курса в соответствии с национальной экономической политикой.
-
Масштабы и интенсивность деятельности по стимулированию экспорта зависят от :
наличия людских и финансовых ресурсов, характера продукции, которую можно экспортировать, особенностей иностранных рынков, опыта организаций, осуществляющих эту деятельность.
-
-
Стратегия стимулирования торговли
Уровень предприятия (?) Уровень отрасли (?) Общенациональный уровень (?) Региональный уровень (?) ПНВУ: преимущества, недостатки, возможности и угрозы
-
ВНИМАНИЕ:
политика стимулирования отдельных производств содержит в себе высокую степень риска От того, насколько правильно определены отрасли и производства, перспективные для экспорта, напрямую зависит эффективность экспортного стимулирования.
-
-
Стимулирование экспорта поощрение деятельности национальных предприятий-экспортеров.
- государственное субсидирование; - льготное кредитование и страхование экспорта; - валютная политика; - ввоз и вывоз капитала; - налоговые льготы экспортерам, их транспортное обеспечение; - информирование и консультированное руководства предприятий; - дипломатическая поддержка экспортеров; - государственная политика развития экспортной базы; - подготовка кадров для внешней торговли.
-
ИНСТРУМЕНТЫ:
торгово-экономические (экономические), Организационные (организационно-правовые и специальные меры стимулирования экспорта) финансовые и информационно-консультационные
-
Основные элементы поддержки экспорта
поддержка торгово-политическими мерами, стимулирование экспортного производства в виде налоговых льгот, льготных кредитов, создание свободных экономических зон, прямая поддержка экспорта – экспортное кредитование, страхование торговли, информационно-консультативное содействие и содействие выставочно-ярмарочной деятельности национальных фирм за рубежом.
-
Институциональное построение:
Федеральные министерства: ключевая роль в координации деятельности по государственной поддержке экспорта для расширения международного экономического сотрудничества. Финансовые учреждения, как государственные, так и негосударственные, финансирование экспорта, страхование экспортных кредитов, инвестиций за рубеж. Объединения и советы национальных экспортеров на федеральном уровне - связующее звено между государством и бизнесом. Региональные государственные и негосударственные структуры, включая торговые палаты и региональные отраслевые союзы.
-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Финансовое содействие Налоговое регулирование Стимулирование производственной кооперации путем расширения масштабов эффективного использования российскими участниками внешнеэкономических связей Снижение размера государственной пошлины при рассмотрении в арбитражных судах исков, связанных с производством и последующим экспортом товаров и услуг
-
ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ
кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.
-
Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам:
Токийский раунд: правила применения компенсационных пошлин; правила использования субсидий. Уругвайский раунд: допустимые и недопустимые субсидии.
-
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ)
четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.Положения ССКМ являются обязательными для применения всеми членами ВТО без каких-либо изъятий и оговорок.
-
Компенсационные процедуры и меры.
могут быть введены против товара, в отношении которого иностранным государствам предоставляются специфические субсидии, поставки такого субсидируемого товара наносят ущерб местным производителям, т.е. основной целью введения компенсационных мер является борьба с несправедливой конкуренцией.
-
СРАВНЕНИЕ: БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА
КНР: средства на поддержку экспорта, составляют более 7 процентов от расходной части бюджета, Чехия – 3,3 %, Польша – 3,6 %, Япония – 0,6 %, Великобритания – 0,6 %. Россия - 0,7 %.
-
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И РЕКОМЕНДАЦИИ
-
Критерии выбора схемы стимулирования экспорта
Выбор стратегического направления политики экспорта (государственное регулирование, рыночные силы, рыночные силы в сочетании со специальными мерами по стимулированию экспорта) на основе общей макроэкономической политики, проводимой страной; Определение внутренних ограничений на пути развития экспорта; Выявление внешних барьеров для экспорта; Определение секторов экономики, наиболее перспективных с точки зрения экспорта;
-
Критерии выбора схемы стимулирования экспорта (2)
Определение возможностей для стимулирования экспорта в целом, а также отдельных способов стимулирования экспорта; Сравнение выгод от стимулирования экспорта в перспективе с затратами, связанными с подобным стимулированием ( в ряде случаев у страны просто нет средств для проведения политики экспортного стимулирования); Определение стран, товаров, регионов в отношении которых могут использоваться конкретные схемы стимулирования экспорта; Определение конкретных мер стимулирования.
-
Основные элементы успешной стратегии стимулирования экспорта
Доступ экспортеров к импорту по мировым ценам и на справедливых условиях; Сочетание либерализации внешней торговли и привлечения ПИИ и проведение агрессивной экспортной политики; Наличие масштабного финансирования продвижения экспорта; Помощь государства в проникновении на рынки; Гибкость политики стимулирования экспорта.
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выбрать отрасль Составить ПНВУ (слайд 34) Определить тип политики: стимулирование экспорта или совершенствование экспорта Групповая работа Продолжение работы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.