Содержание
-
Конкуренция. Структура рынка
- октябрь 2009
- Закурдаева Н.А.
- Урок экономики. 9 класс
-
Конкуренция*
- * (concurrentia (лат) – столкновение, состязание)
-
Конкуренция – это соперничество, состязание
- Между кем? – между производителями однотипных товаров, услуг.
- За что? – за привлечение как можно большего числа покупателей.
- Во имя чего? – для получения максимальной прибыли.
-
-
Признаки классификации рыночных структур
- количество покупателей и продавцов;
- тип товара (однородный, дифференцированный);
- доступность информации для всех участников рынка о ценах всех продавцов и их изменениях;
- наличие входных барьеров для вступления в отрасль (юридические , или экономические);
- степень влияния продавцов (покупателей) на цену товара.
-
- Конкуренция
- Совершенная (идеальный рынок)
- Несовершенная
- полиполия
- Монополистическая
- Олигополия
- Монополия
- Монопсония
-
Экономические барьеры
- низкие издержки производства за счет увеличение масштаба производства;
- закрыт доступ к материальным ресурсам и другим факторам в силу отсутствия их на свободном рынке;
- реклама.
-
Юридические барьеры (непреодолимы, т.к. связаны с уголовным наказанием)
- Производство товара защищено патентом, авторским правом, лицензией, товарным знаком.
- Исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли).
- Государственная регистрация отдельных видов деятельности.
-
- Совершенная конкуренция-рынок с множеством равноправных продавцов, предлагающих однородную продукцию, где отсутствуют входные барьеры в отрасль и продавец практически не влияет на рыночную цену.
-
- Монополистическая конкуренция – рынок с множеством производителей, предлагающих схожие,но не одинаковые (дифференцированные) товары и услуги.
-
- Олигополия– рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен. При олигополии возможен ценовой сговор или ориентирование на цены лидера.
-
- Монополия- рынок где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производства и очень сильно влияет на цену. Монополия- главный враг конкуренции.
-
- В стране с рыночной экономикой с монополизмом ведется борьба на государственном уровне.Почему?
- Однако, есть сферы, где монополия просто необходима: производство атомных бомб, эмиссия денежных знаков, электрические и тепловые сети и др.Почему?
- Подобные предприятия относят к естественной (государственной, легальной) монополии.
-
Естественные монополии- это монополии, разрешенные государством
- К ним относятся: коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики газа, электричества. Конкуренция среди них может только повредить обществу.
- Они подлежат общественному регулированию. В частности, цены или тарифы на их продукцию очень часто определяются федеральными или региональными гос.службами, ведомствами.
-
- Монопсония - монополия покупателя
- Когда подобная ситуация может возникнуть?
-
Домашнее задание:Заполните таблицу «Характеристика рыночных структур»
-
Подумай!
- Какую рыночную структуру представляет каждое из следующих предприятий:
- молочный магазин, расположенный вблизи вашего дома;
- парикмахерская, которую вы обычно посещаете;
- метрополитен;
- металлургический комбинат;
- сберегательный банк;
- зерновая ферма?
-
- Подумай!
- 1.Какие признаки положены в основу разграничения рыночных структур на 4 типа?
- 2. Приведите примеры товаров , которые можно отнести к однородным (стандартизированным),
- к дифференцированным.
- 3. Почему во многих странах государство проводит антимонопольную политику, стремясь защитить потребителя и рыночную конкуренцию?
- Что роднит монополистическую конкуренцию с совершенной и что их отличает?
- Что такое легальные (административные или экономические) барьеры? Кого они защищают?
-
- Подумай!
- Иногда фирма, обладающая монопольными правами, продает свою продукцию по более чем одной цене. При чем эти отличия не связаны с изменениями в затратах. Поступая так, продавец занимается ценовой дискриминацией.
- Например, владельцы кинотеатров или теннисных кортов меняют цены в зависимости от времени (более высокие тарифы вечером и в выходные дни, когда сильный спрос) или возраста клиентов.
- Как вы думаете, почему они так поступают?
-
Проверь себя
- Вопрос . Какой из предложенных примеров характеризует ценовую дискриминацию?
- Владелец булочной продает свежий горячий" хлеб по 12 руб. за булку, этот же черствый "остывший" хлеб по 10руб. за булку.
- Детские товары продаются по сниженным ценам за счет удорожания предметов роскоши.
- Владелец коммерческого магазина продает спиртные напитки в ночное время по цене выше, чем днем.
- В магазине изделия из натурального меха продаются дороже, чем на вещевом рынке.
- В разных продуктовых магазинах одного района "Советское шампанское" продается по разным ценам.
-
- Благодарю за урок!
- Поздравляю с новыми знаниями!
-
Словарик
- Искусственные барьеры, защищающие монополистов:
- Лицензия – официальное разрешение на право заниматься определенным видом деятельности (например, разрешение на экспорт, импорт). Выдается органами государственного управления. Как правило, она является платной.
- Патент – документ, выдаваемый на определенный срок компетентным органом, удостоверяющим какое-то право. Он дает патентовладельцу исключительное право производить, использовать, и продавать его изобретение на протяжении срока действия патента.
- Товарный знак - товарная марка (символ, рисунок) или ее часть, обеспеченная правовой защитой.
- Авторское право – исключительное право распоряжаться продажей и размножением (тиражированием) своих произведений.
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.