Содержание
-
Лекция 5
Формирование конкурентной среды и антимонопольное регулирование
-
2 тенденции предпр.деятельности
Предприниматели вступают в конкуренцию за рынок сбыта, потребителей →улучшают качество, расширяют ассортимент, снижают издержки →способствуют НТП Стремление предпринимателей договориться о взаимовыгодном разделе рынка, условиях продажи / подорвать позиции конкурентов, дискредитировать их.
-
Классическая рыночная экономика
Товаропроизводители и продавцы конкурируют ради увеличения прибыли, конкурентная борьба является объективной движущей силой экономического развития К. Маркс: конкуренция = состязательность
-
конкуренция - состязательность субъектов рынка, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке
-
Принципы конкуренции
1) состязательность; 2) добросовестность; 3) законность; 4) соблюдение прав потребителей. Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года № 112-IV «О конкуренции» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.)
-
Недобросовестная конкуренция
1) неправомерное использование товарных знаков, упаковки; 2) неправомерное использование товара другого производителя; 3) копирование внешнего вида изделия; 4) дискредитация субъекта рынка; 5) заведомо ложная, недобросовестная и недостоверная реклама (Закон о рекламе); http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1045608
-
6) реализация (приобретение) товара с принудительным ассортиментом; 7) призыв к бойкоту продавца (поставщика); 8) призыв к дискриминации покупателя (поставщика); 9) призыв субъекта рынка к разрыву договора с конкурентом; 10) подкуп работника продавца (поставщика);
-
11) подкуп работника покупателя; 12) неправомерное использование информации, составляющей коммерческую тайну 13) реализация товара с предоставлением потребителю недостоверной информации в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара и (или) его производителей; 14) некорректное сравнение субъектом рынка производимых и (или) реализуемых им товаров с товарами, производимыми и (или) реализуемыми другими субъектами рынка
-
дискредитация
-
Централизованная экономика
Низкая конкурентоспособность отечественных товаров; Замедление технологического развития.
-
«Структурный оптимум» – среднее отношение между крупными, средними и мелкими предприятиями
-
Рынки стран СНГ – монополистические и монопольно – олигополистические конструкции
-
Эконом.теория
Определение монополии; Ценовая дискриминация
-
Виды монополий
Временная; Естественная (Закон РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» от 09.07.1998); Государственная; Чистая; Искусственная.
-
Естественная монополия — состояние рынка услуг (товаров, работ), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг (товаров, работ) невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг (товаров, работ)
-
Публичные слушания —
Процедура обсуждения проекта тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии с приглашением представителей государственных органов, потребителей и их общественных объединений, независимых экспертов, средств массовой информации и субъектов естественных монополий
-
Стратегические товары
уголь, газ, мазут, дизельное топливо, используемые в качестве топлива для производства тепловой энергии субъектами естественных монополий, электрическая энергия — для субъектов естественных монополий в сферах передачи и (или) распределения электрической энергии,водоснабжения и (или) водоотведения, тепловая энергия - для нормативных потерь субъектов естественных монополий в сфере передачи и (или) распределения тепловой энергии, газ — для собственных нужд и потерь для субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам;
-
Сферы естественных монополий
1) по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 2) по хранению, транспортировке товарного газа по соединительным, магистральным газопроводам и (или) газораспределительным системам, эксплуатации групповых резервуарных установок, а также транспортировке сырого газа по соединительным газопроводам; 3) по передаче и (или) распределению электрической энергии; 4) по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией, за исключением тепловой энергии, выработанной с использованием тепла грунта, грунтовых вод, рек, водоемов, сбросной воды промышленных предприятий и электростанций, канализационно-очистных сооружений; 5) по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии; 5-1) по организации балансирования производства-потребления электрической энергии; 6) магистральных железнодорожных сетей; 6-1) услуги железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта по договорам концессии; 7) подъездных путей; 8) аэронавигации; 9) портов, аэропортов; 10) телекоммуникаций при условии отсутствия конкурентного оператора связи по причине технологической невозможности либо экономической нецелесообразности предоставления данных видов услуг, за исключением универсальных услуг телекоммуникаций;
-
11) по предоставлению в имущественный найм (аренду) или пользование кабельнойканализации и иных основных средств, технологически связанных с присоединением сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования; 12) водоснабжения и (или) водоотведения; 13) универсальные услуги почтовой связи.
-
Универсальные услуги телекоммуникаций
Услуги местной телефонной связи; Услуги индивидуального беспроводного доступа к сети Интернет со скоростью соединения не менее 1024 Кбит/с (с 01.01.2015 года не менее 1536 Кбит/с); Услуги коллективного доступа к сети Интернет со скоростью соединения не менее 1024 Кбит/с
-
Универсальные услуги почтовой связи заключаются в услугах оператора почты по пересылке простых писем, почтовых карточек и бандеролей пользователей, собранных из почтовых ящиков и (или) принятых в операционных окнах
-
Антимонопольная деятельность проводится в интересах расширения масштабов конкурентной среды
-
Ограничивается монополистическая деятельность как хоз.субъектов, так и органов управления, должностных лиц
-
Монополистическая деятельность – направлена на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и причиняет ущерб другим хоз.субъектам или потребителям
-
Общие черты антимонопольного законодательства
Контроль за слиянием компаний; Запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картель); Пресечение недобросовестной конкуренции
-
Монополистическая деятельность в РК
1) антиконкурентные соглашения субъектов рынка; 2) антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка; 3) злоупотребление доминирующим или монопольным положением.
-
Контроль слияний (вспомнить олигополию и дилемму заключенного)
Антимонопольные органы проверяют географические и товарные границы рынка, уровень его концентрации до и после слияния, возможное повышение цен. Товарные границы взаимозаменяемых товаров устанавливаются на основе соц.исследования
-
Пресечение доминирующего положения
Штрафы; Разделение компаний (пытались даже Майкрософт); В СНГ подобных прецедентов не было
-
Доминирующее положение
Германия: 1/3 рынка для одного предприятия и более ½ для двух, 2/3 для трех; Япония: более половины для одного предприятия, более ¾ для двух; Великобритания и Франция – ¼ для одного предприятия
-
Защита конкуренции на конкурсных торгах
Фальсификация заявок – заявители приходят к соглашению не конкурировать между собой на конкурсе и контракт достается определенному ими по сговору участнику Ротация заявок; деление рынка; выплаты; сдерживание заявок; угрозы; коррупция.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.