Содержание
-
Лекция №5 по теме:Конкуренция и монополия
Лектор: к.э.н. Губанова М.В.
-
Выводы к лекции №4
Для осуществления целевой функции фирма должна решить следующие задачи: Минимизация издержек Определение оптимальный объем выпуска продукции Определение оптимальной цены реализации продукта Определение оптимального размера предприятия
-
2. В целях определения оптимального объема выпуска и цены продукции, экономическая теория рекомендует использовать предельный анализ. 3. Суть предельного анализа сводится к сопоставлению предельных выгод от увеличения объем выпуска продукции с предельными затратами, вызванными увеличением объема выпуска. 4. Совершенная конкуренция обеспечивает наиболее эффективное и рациональное распределение и использование экономических ресурсов.
-
Рыночная структура предполагает учет количества и возможностей продавцов (покупателей) в цене и объеме продаж (покупок). В экономической теории выделяют четыре типа рыночной структуры: «Совершенная конкуренция» «Монополия» «Монополистическая конкуренция» «Олигополия»
-
Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция – вид конкуренции, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами.
-
Характеристика рынка совершенной конкуренции:
Большое количество продавцов и покупателей Продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки Невозможность контроля над ценой Полная свобода «входа» в рынок и «ухода» из него
-
В реальной действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении не встречается. Он представляет собой «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует, скорее как абстрактное понятие.
-
Монополия
Монополия – тип рыночной структуры, где существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. Производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, выбирать цену, регулируя объемы прибыли.
-
Характеристика монополии:
Единственный продавец (монополист) Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить цену, установленную монополистом Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры
-
Феномен «естественной монополии»
Естественные монополии - предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие природные ресурсы. Как правило ЕМ находятся в собственности государства или действуют под его контролем.
-
Искусственные барьеры для предотвращения монополий:
Лицензия – право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке. Авторское право – контроль продажи оригинального продукта в интересах автора. Товарные знаки – специальное символы для узнавания товара, услуги или фирмы. Патент – свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом
-
Явление монопсонии
Монопсония – монополия, возникающая со стороны спроса, когда имеется только один покупать при множестве продавцов
-
Монополистическая конкуренция
МК – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. Предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, которые отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у покупателя складываются «неценовые предпочтения».
-
Олигополия
Олигополия – преобладающая форма современной рыночной структуры. Олигополия – рынок, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка, где вступление на рынок новых фирм затруднено.
-
Особенности олигополистического рынка
Зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов Неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциация условий оплаты, экономический шпионаж.
-
Экономическая политика олигополистических фирм
Жесткость цен Лидерство в ценах Патентные пулы Консорциум
-
Жесткость цен – так называется практика действий олигополистических фирм, когда даже при изменении издержек или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены. Лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером – доминирующей фирмой.
-
Патентные пулы – это соглашение о специализации и кооперации производства. Консорциум – объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместного строения инвестиционных объектов и т. д.
-
Характерные признаки основных рынков
-
Антимонопольная политика
Антимонопольная политика со стороны государства предполагает: Административный контроль монополизированными рынками Организационный механизм Антимонопольное законодательство
-
Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство путем финансовых санкций. Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. (снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот)
-
Наиболее эффективным способом государственного регулирования является антимонопольное законодательство. Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.