Содержание
-
Монополистическая конкуренция
Выполнил студент: 11 группы 1 курса Экономического факультета Специальность Управление персоналом Формы обучения заочной Фролова Светлана Олеговна
-
План презентации
Теоретические подходы к понятию «конкуренция». Поведенческий подход. Виды конкуренции. Совершенная конкуренция. Виды конкуренции. Несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции. Cоциально-экономические последствия монополистической конкуренции
-
Теоретические подходы к понятию «конкуренция»
Поведенческий подход; Структурный подход; Функциональный подход; Ценностно-сетевой подход; Статический подход; Динамический подход.
-
Поведенческий подход Конкуренция - внутреннее свойство человека, присущее ему по натуре, которое естественным образом проявляется и в экономическом поведении людей, стремящихся к соперничеству
-
Адам Смит о конкуренции
Сущность конкуренции – это совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе
-
Теоретические подходы к понятию «конкуренция»
Поведенческий подход Неоклассический вариант Большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) является редким в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой
-
Структурный подход В структурной трактовке конкуренции в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснение того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке
-
Функциональный подход Экономическая сущность конкуренции состоит в ее роли в экономическом развитии. Данный подход выдвигает на первое место концепцию конкуренции как борьбы старого с новым.
-
Ценностно-сетевой подход Конкуренция – это соперничество по вхождению в наиболее эффективные и надежные производственные цепи создания ценностей; Конкуренция – это борьба за место в цепи, так как от этого зависит размер доли получаемой прибыли.
-
Статический подход При статическом подходе конкуренция отражает сложившееся состояние рынка и характеризует набор рыночных условий, в которых протекает конкурентная борьба
-
Динамический подход Конкуренция представляет эндогенную составляющую рыночной среды, которая обусловливает характер изменения рынка и фирм.
-
Виды конкуренцииСовершенная конкуренция
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения
-
Совершенная конкуренция
Условия совершенной конкуренции: ● конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре; ● число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы; ● экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях; ● должна быть обеспечена свобода действий в соответствии с этим знанием; ● необходим достаточный запас времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию хозяйствующих субъектов
-
Виды конкуренции.Несовершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция — это ситуация, согласно экономической теории, в которой структура рынка не соответствует условиям для существования совершенной конкуренции
-
Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
-
Монополистическая конкуренция (от греч. monos — один, poleo —продаю)
Данная конкуренция является рыночной структурой несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
-
Дифференциация продукции– ситуация, в которой идентичная продукция производителей-конкурентов рассматривается покупателями как схожая, но не полностью взаимозаменяемая
-
Условия получения экономической прибыли при монополистической конкуренции
● наличие патента на товар с уникальными характеристиками; ● размещение в географически выгодном положении (отели, станции техобслуживания, кафе, рестораны); ● выпуск новой продукции и применения новой технологии.
-
Вхождение фирмы на рынок при монополистической конкуренции
Для вхождения на рынок фирме необходимо: Производить конкурентоспособную продукцию; Привлечь к себе покупателей продукции уже действующих фирм; Усилить дифференциацию своей продукции; Обеспечить продвижение продукции на рынок.
-
Преимущества монополистической конкуренции
наиболее полно соответствует интересам покупателей; дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя; сильная внутриотраслевая конкуренция и относительно невысокая рыночная власть удерживают цены на минимально возможном уровне.
-
Недостатки монополистической конкуренции
отрицательный эффект масштаба производства; нестабильность рыночных условий; неопределенность малого и среднего бизнеса.
-
Степень эластичности спроса и определяемый ею наклон кривой спроса зависят от: количества фирм-конкурентов; степени дифференциации продукции.
-
Оптимальный объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции в коротком периоде
Фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены и объема выпуска, которая уравнивает предельные издержки и предельный доход
-
Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции
-
Оптимальный объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции в длительном периоде
фирмы могут свободно покидать отрасль и входить в нее; наблюдается тенденция к безубыточной деятельности; величина экономической прибыли равна нулю.
-
Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции
-
Cоциально-экономические последствия монополистической конкуренции
Плюсы: Полное удовлетворение общественных потребностей; Увеличению ассортимента товаров и услуг. Минусы: Недополучение обществом определенного объема продукта; Повышение цен.
-
Роль монополии в экономике. Положительные стороны.
Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством; Крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.
-
Роль монополии в экономике. Отрицательные стороны.
Ограничение выпуска продукции; Отсутствует стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.
-
Аспекты, с которых рассматривается конкуренция:
как способ координации хозяйственной деятельности; как механизм взаимодействия агентов рынка; как способ достижения экономических целей; как способ завоевания конкурентных преимуществ.
-
Список использованной литературы
Мокроносов А. Г. , Маврина И. Н. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194, [2] с. Рубин Ю. Б. Теория и практика конкуренции. Учебник для студентов 3 курса экономических специальностей - Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2001 – 428 с. Гукасьян Г. В. Экономическая теория – М., 2009 – 267 с. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮрайтИздат, 2005. — 399 с. Смит А. Исследование о богатствах народов. — М.: Ось-89, 1997. С. 58. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. — М.: Прогресс, 1993. Т. 1. 415 с. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер. с англ. – М.: Прогресс, 1982. 455 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.