Содержание
-
ТЕМА 6. Потребительский выбор
Лектор: Рыжкова Марина Вячеславовна
-
2 План лекции: 1. Понятие полезности. Кардиналистский и ординалистский подходы к ее измерению 2. Выбор потребителя 2.1. Бюджетное ограничение 2.2. Предпочтения потребителей 2.3. Равновесие потребителя
-
Рекомендуемая литература:
3 Баликоев В.З. Общая экономическая теория : учебник. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 214–224.; Борисов Е.Ф. Экономическая теория : учебник для вузов. – М.: Проспект : Велби, 2004. – С. 95–110.; Долан Э. Дж. Микроэкономика. – СПб. : Литера плюс, 1997. – Гл. 5.; Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: Аса, 2006. – С. 104–111.; Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Норма, 2007. – С. 130–146. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Инфра-М, 2007. – С. 256–272. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. – М.: «Дело», 2000. – С. 78–167. Курс экономики: учебник для вузов / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: Инфра-М, 2006. – С. 274–295. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – М. : Экономистъ, 2006. – С. 200–210.
-
Вопрос 1. Понятие полезности. Кардиналистский и ординалистский подходы к ее измерению
4 Полезность- Удовлетворение потребностей ↔Удовольствие Предпосылка анализа поведения потребителя – рациональность
-
Как измерить полезность?
5 Вопрос 1. Количественный подход = кардиналистский Порядковый подход = ординалистский Уильям Джевонс, Карл Менгер Леон Вальрас Фрэнсис Эджуорт, Вильфредо Парето, Ирвин Фишер «Utils» Cardinal – количественный Ordinal – порядковый
-
Кардиналистский подход
6 Вопрос 1. 1. Общая полезность (Total Utility – TU) – от всех потребляемых товаров 2. Предельная полезность (Marginal Utility – MU) – от дополнительно потребляемых еднинц блага Виды полезности:
-
7 Вопрос 1. Первый закон Госсена –Закон убывающей предельной полезности Второй закон Госсена –Условие оптимума потребителя
-
8 Вопрос 1. 1. Нет объективных единиц для измерения полезности товаров 2. Предельная полезность денег (λ) непостоянна. Недостатки:
-
Ординалистский подход
9 Вопрос 1. Обозначения:
-
10 Вопрос 1. Аксиомы:
-
Вопрос 2. Выбор потребителя
11 2.1. Бюджетное ограничение Обозначения:
-
2.1. Бюджетное ограничение
12 Вопрос 2. Наклон бюджетной линии = = PB/PA
-
Наклонбюджетной линии = PB/PA
13 пропорция, в которой рынок готов заместить товар А на товар В альтернативные издержки потребления товара A Вопрос 2.
-
Изменение бюджетной линии:
14 Вопрос 2. 1. Изменение дохода m2/PВ m2/PA QA m/PA m/PB QB Доход вырос m→m2
-
15 m2/PВ m/PA1 QA m/PA2 m/PB Вопрос 2. 2. Изменение цены товара А QB PA выросла PA1→PA2 3 и 4 случай
-
16 2.2. Кривая безразличия - все наборы товаров A и B, доставляющие потребителю одинаковый уровень полезности X QB QA QA* QB* U1 Вопрос 2.
-
Свойства стандартных кривых безразличия:
17 Вопрос 2. 1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные наборы товаров. 2. Кривые безразличия не могут пересекаться. 3. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. 4. Кривая безразличия – вогнутая линия к началу координат.
-
Карта кривых безразличия:
18 Вопрос 2. QA QB U1 U2 U1 U3 U1
-
Предельная норма замещения – MRSAB (Margenal Rent of Substitution) –
19 Вопрос 2. QB dQA QA tg (180-) X dQB пропорция, в которой потребитель готов заместить один товар другим при сохранении общего уровня полезности (т.е. оставаясь на той же кривой безразличия). Графически: тангенс угла наклона кривой безразличия в точке Х ().
-
20 2.3. Равновесие потребителя Вопрос 2. Суть выбора (варианты формулировок): 1 вариант. Потребители выбирают наиболее предпочитаемый набор из своих бюджетных множеств. 2 вариант. Потребители выбирают набор, который дает максимальную полезность (лежит на более высокой кривой безразличия) при данных бюджетных ограничениях. 3 вариант. Потребители выбирают набор на кривой безразличия, которая лишь касается бюджетного множества в одной точке.
-
21 2.3. Равновесие (графически) Вопрос 2. Условие оптимума потребителя: В точке оптимального выбора наклон кривой безразличия в точке (MRS) совпадает с соотношением цен, отражаемым наклоном бюджетной линии. MRSAB = -PB/PA E2 E1 E* QA QB QB* QA* U2 U1 U1 U3
-
Вопросы:
22 Осуществляете ли вы выбор путем подсчета ютелей или путем ранжирования наборов товаров? В чем суть процедуры поиска оптимума потребителя? Самостоятельно найдите информацию об ограниченной и органической рациональности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.