Содержание
-
Предмет, методы и функции экономической теории
-
Экономическая теория - общественная наука, которая описывает и анализирует выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения потребностей.
-
Автор термина «экономика» является древнегреческий философ Ксенофонт -состоит из двух греческих слов: «ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – закон. То есть законы ведения хозяйства (дома), способы увеличения и умения пользоваться
-
Экономика – это то, что связано с производством материальных инематериальныx благ. Но не просто производством, а с общественнымпроизводством. Ведь люди,чтобы производить материальные благавступают в общение друг с другом навсех стадиях движения общественногопродукта: производства, распределения, обмена и потребления.
-
Метод– путь исследования. Для познания социально-экономических явлений используют общенаучные и специальные для экономической теории методы.
I.Общенаучные. 1.Структурно-функциональный метод – предусматривает рассмотрение любого экономического явления как системного с обязательным анализом функций взаимодействующих элементов на уровнях: а) координационных (согласованность структурных элементов системы и место элемента в рамках системы); б) субординационных (указывают на субподчиненную связь элементов в системе); в) генетических (указывают связь элемента с историей системы).
-
2.Объединение качественного и количественного анализа и использование на этой основе математических методов в экономических исследованиях. Ученые-экономисты обосновывают теоретические выводы с помощью количественного анализа. На основе периодичности повторения можно определять закономерность, тенденцию, закон и проникать в суть отношений между людьми. Но нельзя математизировать все.
-
ІІ. Специальные методы. 1. Метод научной абстракции – отказ от поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и общих связей. Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования. Дается общая характеристика явления, определяются присущие ему противоречия и рассматриваются его конкретные проявления. То, от чего абстрагировались сначала, требует теперь разъяснений. В результате конкретное выступает не случайным накоплением явлений, а целостной панорамой.
-
2. Метод анализа и синтезаохватывается абстрактным мышлением. Анализ – предмет исследования расчленяется, мышление идет от видимого, конкретного к абстрактному. Выделяются составляющие элементы, определяется роль и значение каждого, их связи в механизме. Синтез – явление исследуется во взаимодействии всех его элементов. Мышление идет от абстрактного к конкретному, от понимания сущности отношений к проявлению их в конкретной ситуации.
-
3. Метод дедукции и индукции – переход умозаключений от частного к общему и от общего к частному. 4. Метод аналогий – перенесение свойств одного явления на другие. Аналогии являются разновидностями сравнения, так как направлены на изучение сходства и различия явлений. 5. Социально-экономический эксперимент. Должен быть тщательно подготовлен, так как отрицательные последствия могут сказаться на большом количестве людей. (Свободные экономические зоны).
-
Функции
Познавательная – в том, чтобы глубоко и всесторонне изучать производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг на протяжении всей истории человечества, открывать законы и тенденции экономического прогресса. Критическая– в выявлении как достижений, так и недостатков различных способов производства. Прогнозтическая – предусматривает разработку экономических вопросов, выявление перспектив общественного развития. Прагматическая (практическая) – разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научно обоснованной экономической политики государства.
-
Тесты
1. Функции экономической теории: А. познавательная В. методологическая С. практическая Д. идеологическая Е. все ответы верны 2. В экономической теории различают следующие виды ресурсов: А. материальные В. природные С. трудовые Д. финансовые, информационные Е. все ответы верны 3.Предметом экономической теории является: А. взаимоотношения хозяйствующих субъектов по поводу обмена и распределения товарами и услугами В. национальное богатство С. производственные или социально-экономические взаимосвязи хозяйствующих в обществе субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг Д. изучение производительных сил в обществе Е. поведение экономического человека
-
4. К качественным методам относятся: А. математический, научной абстракции, системный, исторический и логический, индукции и дедукции В. научной абстракции, системный, исторический и логический, индукции и дедукции, анализа и синтеза С. математический, графический, исторический и логический, индукции и дедукции Д. научной абстракции, системный, исторический и логический, статистический С. все ответы верны 5. Методы экономической теории подразделяются на: А. качественные В. абстрактные С. качественные и количественные Д. количественные Е. все ответы верны
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.