Содержание
-
ТЕМА 7. РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
-
Вопросы лекции 1. СИСТЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 3. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РЕГИОНОВ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
-
Регион как объект макроэкономического анализа
Анализ экономики региона как сложной социально-экономической системы основывается на теоретических моделях, построенных в рамках экономической теории для национальной экономики. При изучении совокупного спроса и предложения, проблем роста и экономического регулирования регион рассматривается как аналог национальной экономики. Поэтому основные экономические показатели, используемые в региональном макроэкономическом анализе, являются аналогами соответствующих показателей национальной экономики: валовой региональный продукт, региональный доход, региональные сбережения и т.д.
-
ВРП
Центральным показателем, характеризующим результаты экономической деятельности в регионе, является валовой региональный продукт (ВРП). Валовой региональный продукт характеризует стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах, произведенных резидентами региона за определенный промежуток времени. Валовой региональный продукт, также как и валовой внутренний продукт, может быть исчислен тремя методами: как сумма валовой добавленной стоимости всех секторов экономики (производственный метод); как сумма компонентов конечного использования (метод конечного использования); как сумма первичных доходов (распределительный метод).
-
В методологии экономических измерений применяются три основных подхода для отражения множества характеристик региональных уровней развития благосостояния: • выделение главного индикатора и фиксирование (или регулирование) значений других существенных индикаторов в виде ограничительных условий. Например, главным индикатором может быть выбрана величина ВРП, а ограничительными условиями (в виде минимально необходимых уровней) могут быть обеспечение населения жильем и социальной инфраструктурой, условия труда (с точки зрения комфортности, безопасности и т.п.), качество окружающей среды и др.; • многоцелевая оптимизация по нескольким индикаторам как процедура достижения наилучших состояний социально-экономического развития с учетом компромисса между целевыми индикаторами; • построение интегрированных (сводных) социально-экономических индикаторов.
-
Социально-экономические индикаторы регионального развития
Перечень первичных индикаторов формируется по следующим девяти блокам: 1) общий уровень развития региона; 2) состояние важнейших отраслей производства; 3) финансовое положение региона; 4) инвестиционная активность; 5) доходы населения; 6) занятость и рынок труда; 7) состояние социальной сферы; 8) экологическая ситуация; 9) международная экономическая активность. В блок 1 входят восемь индикаторов, в другие блоки — по четыре индикатора. Таким образом, общий перечень насчитывает 40 первичных индикаторов.
-
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Анализ макроэкономических характеристик региона – анализируются такие показатели, как валовой региональный продукт, объем промышленного производства, объем розничного товарооборота и платных услуг, объем инвестиций в основной капитал, доходы населения, уровень регистрируемой безработицы и пр. Для межрегиональных сопоставлений названные показатели приводятся в расчете на душу населения, одного трудоспособного или занятого.
-
Анализ открытости экономики региона – степень общей открытости экономики региона характеризуется отношением общего товарообмена (межрегионального и внешнеэкономического) к произведенному ВРП. Для анализа открытости экономики региона по отдельным отраслям и/или товарным группам применяются коэффициенты вывоза, ввоза и товарообмена, связывающие вывоз, ввоз, производство и внутрирегиональное потребление.
-
Анализ отраслевой структуры региона – проводится на основе показателей выпуска, валовой добавленной стоимости и занятости. Для характеристики роли отраслей региона в национальной экономике применяются коэффициенты локализации, или специализации производства, а также коэффициенты душевого производства для выделения наиболее развитых отраслей в регионе.
-
Анализ индикаторов социально-экономического развития регионов – в основе лежит методика построения интегрированных социально-экономических индикаторов, где на основании первичных показателей, оценивающих состояние той или иной региональной сферы, каждый регион получает по совокупности баллов свой ранг (место в сравнении с другими регионами) в общем списке регионов, что позволяет определить рейтинг региона, выявить инвестиционную, внешнеторговую привлекательность, степень благоприятности предпринимательского или инвестиционного климата, пр.
-
Типологизация регионов – в основе лежит построение типологических группировок регионов, когда разделение совокупности регионов на группы осуществляется по двум или более признакам, взятым в сочетании. Существует несколько подходов к типологизации регионов: методы простых группировок – проводится типологизация регионов по исходному состоянию и динамике одного определенного индикатора; методы сложных группировок – проводится типологизация регионов по сочетанию двух (и более) индикаторов, характеризующих уровни (динамику) экономического и социального развития; методы проблемных группировок – основаны на типологизации регионов по главным проблемам развития.
-
Анализ межрегиональных связей – в основе направления лежит построение шахматных таблиц межрегионального обмена как для отдельного вида, так и для всей совокупности обмениваемой продукции (услуг). Анализ территориальной структуры экономики региона (страны в целом) – в рамках данного направления исследуется распределение на территории региона (страны в целом) населения, национального богатства, суммарного ВРП, производства, потребления, доходов и др. посредством математико-статистической обработки соответствующих территориальных рядов данных.
-
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РЕГИОНОВ
Наиболее распространенной является дифференциация регионов по следующим признакам: - по статусу (республики, области, края, автономные образования, города федерального значения); - по природно-географическим особенностям (регионы Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза продукции на всю их территорию, другие регионы Крайнего Севера и приравненные к ним районы, остальные регионы РФ);- по специализации промышленного производства (регионы с преобладанием отраслей топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и других отраслей обрабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса, регионы с многоотраслевым характером производства);-
-
по уровню социально-экономического развития (регионы с уровнем развития выше среднего, средним, ниже среднего, низким, крайне низким);- по значимости в доходах федерального бюджета (высокозначимые, значимые, среднезначимые, малозначимые, незначимые регионы);- по степени бюджетной самостоятельности («ведущие» доноры, доноры, «проблемные» доноры, «условные» доноры, высокодотационные реципиенты;- по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума (богатые, состоятельные, средние, малообеспеченные, бедные регионы);- по обеспеченности ресурсами (ресурсоизбыточные и ресурсонедостаточные регионы).
-
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ
Региональные типологии, разрабатываемые в Совете по изучению производительных сил, ориентированы на цели, задачи и механизмы региональной политики. Основная типология имеет три измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т.п.). На основе наблюдаемых типологических признаков выделяются различные типы проблемных регионов в современной России, по отношению к которым целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые, депрессивные, кризисные.
-
Проблемный регион
Конструктивный смысл понятия "проблемный регион" заключается в том, что это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства. Таким образом, проблемный регион — это категория государственной региональной политики.
-
Основными качественными признаками проблемных регионов являются
• особая кризисность проявления той или иной крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, политической стабильности, экологическому равновесию; • наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического, трудового, природного), использование которого особенно важно для национальной экономики; • особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны; • недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения.
-
Отсталые (слаборазвитые) регионы
К этой группе проблемных регионов относятся субъекты РФ, экономический потенциал которых в силу объективных и исторических причин в несколько раз ниже среднероссийских показателей, а экономика находится в состоянии длительного застоя. Для этой группы проблемных регионов характерны: низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, трудоизбыточность и низкая квалификация кадров, малоразвитая инфраструктурная и социальная сфера. Причинами проявления проблем являются: традиционно низкий уровень социально-экономического развития; деиндустриальный тип региональной экономики с ориентацией на сельское хозяйство; не развитая и не диверсифицированная структура регионального хозяйства.
-
Депрессивные регионы
Современное состояние этой группы проблемных регионов характеризуется более глубоким спадом экономической активности и резким снижением уровня жизни населения, чем в среднем по РФ. Однако в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производственным показателям занимали ведущие позиции в стране. В состояние регресса вошли, как правило, в 90-е годы в период рыночных реформ. Продолжительность и глубина регионального спада определяются в значительной мере составом отраслей производства, кризис в которых стал основной причиной падения всей экономики региона. По этому признаку регионы делятся на: 1) старопромышленные, 2) аграрно-промышленные, 3) добывающие (очаговые).
-
Депрессивные регионы характеризуются: достаточно высоким уровнем накопленного производственного и научно-технического потенциала, высокой концентрацией промышленного производства (ВПК, технологического оборудования, сельскохозяйственного машиностроения, приборостроения, легкой промышленности) в структуре регионального хозяйства, низким спросом на основную продукцию этих регионов; истощением минеральных ресурсов и ухудшением геологических условий добычи, относительно высоким уровнем квалификации кадров.
-
Депрессивные регионы
Причины появления проблем: разрыв экономических связей с республиками бывшего СССР, открытие национальной экономики, значительное увеличение импорта, вытесняющего отечественную продукцию, ценовой диспаритет в пользу сырьевых отраслей, повысивший издержки на продукцию основных производств этой группы регионов, дезинтеграционные тенденции в экономическом пространстве России, сокращение государственного заказа на продукцию высокотехнологичных отраслей, ВПК, сокращение общего инвестиционного и потребительского спроса
-
Приграничные регионы
Эта группа регионов играет важную роль в обеспечении безопасности и международного сотрудничества России. К этой группе регионов относятся территории, испытывающие на себе существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая, контактная.
-
По территории охвата различают три уровня этой группы регионов: 1) Макроуровень – это все субъекты федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. В настоящее время около 50 субъектов РФ является приграничным или приморским, что составляет 73% всей территории РФ и около 50% населения. 2) Мезоуровень приграничья – это административные районы в составе субъектов федерации (Печерский район Псковской области, Кингисеппский район Ленинградской области, Темрюкский район Краснодарского края). 3) Микроуровень – это приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу.
-
В стратегии территориального развития России и ее интеграции в мировую экономику приграничным регионам отводится роль форпостов, авангардов международного экономического сотрудничества. Они должны стать лидерами в увеличении экспорта и импорта, привлечении иностранных инвестиций. Развитие внешнеэкономических связей приграничных регионов должно компенсировать их удаленность от главных экономических центров страны, повышая их рыночную конкурентоспособность. Очевидно, что в интересах усиления экономического единства страны приграничные регионы не должны превращаться в экономические эксклавы, а должны поддерживать активные экономические связи с внутренними регионами.
-
Зона Севера
Зона Севера занимает около 70% территории России; в ней проживает 8% населения страны. К этой экономико-географической зоне относятся полностью или частично 28 субъектов Российской Федерации. Значение Севера для экономики России определяется прежде всего сырьевым потенциалом. Здесь добывается 72% всей нефти и газового конденсата, 93% естественного газа, практически все алмазы, заготавливается 37% деловой древесины, производятся основная часть цветных, редких металлов и золота и многие другие важные виды продукции, обеспечивающие в совокупности до 60% экспорта страны. Север дает 15—20% суммарного ВРП и является в целом устойчивым донором федерального бюджета.
-
Главными чертами этого типа проблемных регионов являются:
неблагоприятный климат (с низкими температурами), распространение вечной мерзлоты, монополизированная и узкоотраслевая экономика, в основном ресурсные сектора, большая удаленность от основных экономических и культурных центров, высокие транспортные издержки, удорожание производства и строительства, высокая стоимость жизни, экологическая уязвимость рост безработицы и значительный отток населения в пореформенный период. Основные проблемы экономики Севера, жизнедеятельности населяющих его людей, сохранения экологического потенциала и последнего в мире резерва свободных территорий должны решаться с позиций национальной стратегии России.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.