Содержание
-
Региональная политика за рубежом
Лекция № 4 Миронова М.Н.
-
ПЛАН
Региональная экономическая политика в мире Процесс выбора регионов – объектов РП Особенности РП в развитых странах Различия в РП ЕС и РФ
-
Региональная экономическая политика в мире
Это государственное регулирование экономического развития регионов(действия центральных органов власти, цель которых – избирательное воздействие на экономическое развитие отдельных территорий) Все инструменты – 2 составляющие: Та составляющая федеральной экономической политики, цель которой - влияние на социально-экономическое развитие регионов; Региональные последствия нерегиональных решений.
-
Процесс выбора регионов – объектов региональной политики (РП):мировой опыт
1) Выбор сетки регионов(например, единиц одного из уровней АТД: в РФ- субъекты РФ, в ЕС – регионы 2 уровня NUTS); 2) Выбор показателей социально-экономического развития для анализа и отбора регионов по целям РП; 3) Типология регионов(необходима для правильного выбора инструментов РПи выполнения задач РП); 4) Выделение полюсов роста; 5) Определение числа поддерживаемых регионов (т.е. - оптимальной доли населения, проживающего на территории финансового стимулирования);
-
1) Сетка регионов
В ЕС – еврорегионы NUTS 3-х уровней; В США – 3-х ступенчатая иерархия территориальных единиц: Реконструируемые ареалы – округа экономического развития (реконструируемые ареалы + центры роста) – многоштатные регионы экономического развития
-
2) Показатели социально-экономического развития
Уровень безработицы ВРП на душу населения Другие показатели: Миграционный баланс; Уровень диверсификации экономики; Структура экономики; Уровень образованиянаселения; Обеспеченность системами водо- и электроснабжения; Плотность населения; Показатели спада производства; Влияние на экономику структурных сдвигов при техническом прогрессе; Пр.
-
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:
Основным показателем, используемым для определения проблемных регионов, является показатель «уровень безработицы». Если сравнить друг с другом страны ЕС то окажется, что на безработицу делается акцент в более развитых странах, на ВВП на душу населения - в менее развитых ( что объясняется отчасти недостаточной достоверностью данных по безработице, связанной с неполной занятостью и высоким уровнем миграции). В США учитывается не только общий уровень безработицы, но и доля долговременной безработицы.
-
Демографические, структурные, инфраструктурные показатели в разных странах
Используемыми демографическими показателями являлись: сильный отток населения в Ирландии и США, темпы роста населения в Чехии и Турции, доля экономически активного населения и предполагаемый рост трудовых ресурсов в Чехии. Структурные показатели – роль сельского хозяйства и туризма в экономике Ирландии, доля занятых в промышленности в Германии в начале 60-х гг, сильная зависимость экономики региона от одной или двух отраслей хозяйства, находящихся в состоянии длительного застоя, отрицательное воздействие на экономику региона структурных сдвигов, вызываемых техническим прогрессом и т.д.
-
инфраструктурные индикаторы
Отражают: состояние здравоохранения и образования, жилищного фонда. Сами показатели зависят в немалой степени от уровня развития страны. Например, уровень развития образования в Словении оценивается по доле студентов в населении, а в Турции – по уровню грамотности. В Турции используется и такие специфические показатели, как количество деревень с системой водоснабжения, степень развитости государственного электроснабжения.
-
Число используемых индикаторов заметно различается по странам. В Голландии, в соответствии со стандартами ЕС, используется только 2 показателя, тогда как в Турции их более 50; в США – 7-8, в Чехии – 15. Периодичность отбора стимулируемых территорий также различается по странам. В Чехии и Венгрии поддерживаемые регионы выбираются ежегодно, в Германии – один раз в 4-5 лет. Реализация отдельных многоштатных программ в США растягивается на годы и даже десятилетия.
-
3)Типологии регионов РП
1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ: Отсталые (аграрные) – не влияли на развитие страны, с с/х и сырьевой специализацией, слабым уровнем развития инфраструктуры и рабочей силы, чаще на периферии; Депрессивные – некогда процветавшие и укреплявшие экономику страны, но оказавшиеся в кризисе и не имеющие собственных возможностей для его преодоления Депрессивные районы представляют собой более благоприятный объект региональной политики, т.к. в них: возможно использование агломерационного эффектаот уже существующей инфраструктуры и основных фондов; нет надобности создавать производственные мощности, а необходимо их только модернизировать не нужно готовить новые кадры, а переподготавливать имеющиеся. В отсталых районах нет необходимых центров развития, которые способны благодаря небольшим краткосрочным вливаниям генерировать новое развитие.
-
2. Другие типы регионов в РП: Старопромышленные – те, которые в ходе НТП стали убыточны или стагнируют; Приграничные – в зависимости от соседства м.б. проблемными или перспективными; Крупнейшие агломерации, требующие децентрализации в связи с транспортными, экологическими и др. проблемами; Нового ресурсного освоения; Северные регионы (с суровыми природно-климатическими условиями) крупнейшие агломерации, имеют транспортные, экологические и др. проблемы, которые решают специальные программы децентрализации: Во Франции была поставлена задача ограничить численность населения Парижа, в Великобритании – Лондона, в Мексике – агломераций Мехико, Монтеррея и Гвадалахары. территории нового ресурсного освоения, для которых обычно разрабатываются специальные программы развития Амазония в Бразилии, Гуаяна в Венесуэле, Восточная Анатолия в Турции.
-
4) Выделение полюсов роста
В развивающихся странах - полюса роста выделяются для всей страны и разные полюса решают различные задачи: Центры в отсталых районах для индустриализации, Центры стимулирования с/х путем создания перерабатывающих производств на с/х сырье, Города, децентрализующие крупные агломерации, Города, перехватывающие потоки мигрантов в крупные агломерации, Центры локального (регионального) управления. В развитых – только в регионах финансового стимулирования и основная цель – подъем экономики проблемных территории
-
Вразвивающихся странах полюса роста выделяются для всей страны и разные полюса роста решают различные задачи, В промышленноразвитых– только в регионах финансового стимулирования и основная задача полюсов роста – подъем экономики проблемных территорий. Примерами являются Великобритания и Германия. В Великобритании в 60-е годы в центральной части Уэльса (отличавшего низким уровнем экономического развития) было выбрано 25 центров роста, где развивалась инфраструктура и строились здания для промышленных предприятий. В Германии льготы инвесторам предоставляются не по всей территории выбранных поддерживаемых регионов, а только в выделенных в них полюсах роста. Но особенно актуальной в Германии концепция полюсов роста стала с объединением западных и восточных земель – несмотря на все предпринимаемые меры в этой стране также столкнулись с нехваткой средств и необходимостью увеличения концентрации их выделения.
-
Одной из основополагающих теорий региональной экономики является теория полюсов роста (Ф. Перу).
Эта теория нашла свое применение на практике – в большом числе стран региональная политика основывалась на выделении и поддержке полюсов роста. Одним из основных мотивов практического использования концепции полюсов роста является нехватка средств на реализацию региональной политики и необходимость их концентрации в отдельных точках (т.е. не происходит распыления ресурсов).
-
Выделение полюсов роста является непростой задачей, поскольку в случае принятия ошибочного решения территориальная структура экономики может стать еще более деформированной. Опыт развивающихся стран показал, что полюса развития не всегда интегрируютсяв экономику окружающего их ареала, и развития окружающей центры роста периферии не происходит. Может существовать конкуренция со стороны центров, не включенных в число полюсов роста. Известен пример Венесуэлы, где развитие экономического района Гуаяна по схеме полюсов роста привело не к развитию всей территории, а к гипертрофированной концентрации экономической деятельности в ее хозяйственном центре Сьюдад-Гуаяне, причем он в значительной мере оказался ориентированным на внешние рынки. В результате в 70-е гг. во многих странах предпочли отказаться от концепции полюсов роста, однако немало стран продолжали ориентироваться на нее и в последующем.
-
5) Определение числа поддерживаемых регионов
Исходят из объема средств, выделяемых на региональную политику: В ЕС - в 1970-ых гг. 4% от общих расходов ЕС; 1989-1998 гг. – 20% 2000-2006 гг. – 30% 2007-2013 гг. – 36% Оптимум – 30-40% населения проживает в районах финансового стимулирования ЕС + на уровнестран: 2/3 территории ФРГ, 40% территории Великобритании, 90% территории Норвегии
-
Особенности региональной политики в развитых странах:
Четкое разделение предметов управления между центральной, региональной и муниципальной властями, Применение разнообразных форм и инструментов государственного регулирования, Корректировка правовых основ, институциональных структур и экономических механизмов в соответствии с меняющимися условиями Основной инструмент – программно-целевое управление (система централизованных и децентрализованных среднесрочных и долгосрочных программ развития)
-
2 типа управления региональными программами со стороны правительства:
«мягкий»: Программыфедеральной помощи, которые выделяют из федерального бюджета средства на осуществление проектов местных властей Практикуются в депрессивных регионах с целью создания дорог, учебных заведений, поддержки частного сектора для появления новых рабочих мест «жёсткий»: Программы управляются только государственными ведомствами; В финансировании принимают участие частные фирмы; Программы включают строительство государственно важных объёктов, например, системы вооружения и пр.
-
Различия в РП ЕС и РФ:
Программный метод Иерархия регионов: для осуществления управления из Центра всеми уровнями Каждый этап развития ЕС– корректировка целей – свои сроки Каждая цель – своя программа– свои уровни еврорегионов Программы разных уровней NUTS не перекрываются в 1 регионе Выбор регионов для действия программ в четком соответствии с целью (по своим критериям определены типы) Ограниченный инструментарий: 3 основных фонда для финансирования (по целям) Превалирование роли межбюджетных отношений Управление из Центра – субъекты РФ; из субъектов – муниципалитеты , т.д. Нет приоритетов целей для разных этапов развития РФ Нет координации программы развития регионов по целям и срокам 1 субъект в ведении нескольких программ разных сроков Финансирование разных программ непрозрачно, из разных фондов и цели могут перекрываться
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.