Презентация на тему "Российский путь развития"

Презентация: Российский путь развития
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Российский путь развития" по экономике. Состоит из 17 слайдов. Размер файла 0.1 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    17
  • Слова
    экономика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Российский путь развития
    Слайд 1

     Ценностные ориентиры экономики: к поиску российского пути развития

    Доц. Толкачев Павел Сергеевич (Кафедра институциональной экономики, ГУУ) pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Структура доклада

    Постановка вопроса Кризис либеральных ценностей в России Поиск нового пути развития России: две позиции Причины, препятствующие разработке теории экономических ценностей Общее содержание теории экономических ценностей Экономический идеал западной цивилизации Экономические ценности Восточного мира Экономические ориентиры исламского сообщества Экономические цели глобализации Конфликт мировых ценностей Ценности российской цивилизации Три периода российской истории: ценностные ориентиры

  • Слайд 3

    1. Постановка вопроса

    Общественное развитие осуществляется циклами. На эволюционном отрезке истории роль общественных идеалов как главных факторов развития скрыта. Ценности здесь выступают в качестве некой естественной среды, внутри которой свободно развивается общество. Однако к концу цикла выясняется, что прежние идеалы себя исчерпали и уже не могут быть движителем исторического процесса. Перед обществом встает непростая дилемма: либо найти новые ценностные ориентиры своего развития, либо уйти с исторической сцены. Таким образом, ведущая роль ценностей в деле развития социума (в том числе, в экономическом отношении) явственно раскрывается в периоды смены общественно-исторических парадигм. Именно это мы наблюдаем в сегодняшней России.

  • Слайд 4

     2. Кризис либеральных ценностей в России

    К концу советской эпохи реализуемая модель национального развития утратила свою эффективность. В 1991 году Россия начала поиск нового пути. В качестве альтернативы плановой экономики была признана рыночная система, успешно осуществленная в западных странах. Однако длительные надежды на ее удачную имплантацию в российскую действительность не оправдались. Более того, за прошедшие два с лишним десятилетия внедрения рыночных начал наша национальная экономика пережила технологическую деградацию: из индустриальной она превратилась в сырьевую. В двухтысячные годы рост мировых цен на сырье позволил стране поднять уровень жизни населения. Однако сегодня возможности данного пути явно исчерпаны. Перед страной вновь встал извечный российский вопрос: что делать?

  • Слайд 5

     3. Поиск нового пути развития России: две позиции

    По поводу выбора нового пути развития российское общественное мнение все явственнее группируется вокруг двух взаимно противоположных позиций. Сторонники продолжения либерального пути ищут выход в улучшении делового климата. «Мы обязаны, - сказал премьер России Медведев, - найти иные источники роста нашей экономики, прежде всего те источники, которые есть в негосударственном секторе... Именно человек, его таланты, интеллектуальные способности, его желание быть не просто специалистом, а быть человеком, который развивает сам себя, должны стать главными ценностями в России». Иную позицию, связанную с поиском общегосударственных источников развития, озвучил Президент России Путин: «Экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние – это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане… чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность».

  • Слайд 6

    4. Причины, препятствующие разработке теории экономических ценностей

    Общество устойчиво, если оно развивается. Поэтому вопрос о движущих силах развития (в т. ч. экономического) является основным для судеб любого социума. В экономиксев качестве движущих сил развития называется противоречие между неограниченностью потребностей человека и ограниченностью ресурсов для их удовлетворения. В марксистской литературе – развитие производительных сил. Среди иных причин развития указывают на экономические цели, интересы, конкуренцию и др. Научного же обоснования роли ценностей как ведущей силы развития в экономической литературе до сих пор не существует. Формально камнем преткновения здесь выступает «субъективность» категории «ценность». «Сфера анализа ценностей и оценок, – пишет О.Ю. Мамедов, - сфера иррационального таинства, ибо по природе своей есть область субъективного и произвольного». Критики ценностного подхода не замечают, что все категории любой экономической теории выступают экономическими ценностями. И эти последние, являясь продуктом не индивидуального, а общественного сознания, носят объективный характер. Действительные трудности с разработкой теории ценностей заключены не в ее «субъективности», а неприятии новой парадигмы.

  • Слайд 7

    5. Общее содержание теории экономических ценностей

    Человек есть духовное существо, имеющее материальный носитель – тело. Духовные качества человека позиционируют его как существо вечное, в то время как телесная оболочка – временное. Причину последнего обстоятельства человек усматривает в недостаточности своих знаний об окружающей природе. Ясно осознавая этот факт, человек с абсолютной внутренней необходимостью вырабатывает внутри своего сознания идеальный образ совершенного земного бытия. Противоречие между несовершенным существованием человека (и общества) внутри природы и необходимостью достижения совершенного бытия разрешается в направленности всего хозяйственного процесса к достижению этого совершенного состояния. Совершенное земное бытие человека нельзя понимать исключительно в материальном смысле слова. Таковым может быть признан только осуществленный в человеке и обществе идеал добра (в единстве его духовного и материального содержания). Стремление общества достичь в своей земной жизни идеала выступает общим вектором экономического развития человечества. Однако отдельные народы, а точнее, отдельные группы народов – мировые цивилизации, по-разному определяют для себя конкретную форму своего экономического идеала.

  • Слайд 8

    6. Экономический идеал западной цивилизации

    Все западные экономические научные школы в той или иной степени в качестве фундаментальной экономической ценности (высшего идеала) западной цивилизации полагают реализацию безграничного творческого потенциала человеческой личности, нацеленного на достижение полной материальной свободы человека в его земном бытии. Имеется ввиду достижение такого уровня развития производительных сил, который освободил бы человека от самой необходимости бороться за свое материальное существование,и который открыл бы ему дорогу к достижению полноты жизни в современном мире. Поэтому весь исторический путь экономического развития западной цивилизации основан на непрерывном научно-техническом прогрессе. Наряду с «плюсами» западный мир принес всему человечеству и многие экономические проблемы: сверхпотребление; постоянное уничтожение значительной доли произведенного продукта под лозунгом инновационного развития; агрессивный характер Запада в отношении присвоения природных ресурсов планеты; глобальное загрязнение окружающей среды и многие другие.

  • Слайд 9

    7. Экономические ценности Восточного мира

    Под Восточным миром мы понимаем группу стран и отдельных цивилизаций азиатского региона, в географическом отношении располагающихся преимущественно к востоку от России. При всех многочисленных внутренних различиях их роднит один и тот же аксиологический признак: духовно-нравственная однородность социума, признающего иерархическое превосходство государственной власти над обществом и личностью. В отдельные периоды истории в общественном сознании данных народов аксиологический вес государства достигал таких величин, что порождал феномен его обожествления (сакрализация государства). Из восприятия иерархического превосходства государства над личностью проистекает легитимный характер тоталитарной власти восточных сообществ. Этим объясняется отсутствие у восточных народов сколько-нибудь развитой формы демократии, понимаемой в классическом (западном) смысле слова. Восточная экономическая модель демонстрирует сегодня самые высокие темпы экономического роста. По своим главным аксиологическим параметрам она жестко противостоит западной цивилизации (хотя и активно использует рыночные отношения) и в меньшей степени – российской и исламской.

  • Слайд 10

    8. Экономические ориентиры исламского сообщества

    Исламская экономическая модель основана на исламском вероучении и может быть реализована исключительно в границах исламского религиозно-государственного правления. Для достижения религиозных целей ислам для своих последователей разработал всесторонний кодекс поведения: шариат (правильный земной путь), в котором все земные отношения жестко регламентированы религиозными канонами. С точки зрения целей социально-экономического развития важной особенностью шариата является то, что он всю хозяйственную деятельность человека ориентирует на достижение благоденствия и нравственного благополучия всей уммы (мусульманской общины). Здесь религиозно-государственному контролю подвержены все базовые экономические отношения: собственность, налоговая система, деятельность исламских фондов, запрет на ростовщический и банковский процент и другие. Свободное творчество, развитие науки, технический прогресс не отвергаются исламом, но они не являются главными факторами обретения будущей райской жизни. В своем движении исламский социум не отказывается от участия в мировом экономическом сотрудничестве, однако он стремится использовать прежде всего его экономико-технологическую компоненту, сохраняя свою религиозную идентичность.

  • Слайд 11

    9. Экономические цели глобализации

    Современная мировая экономика переживает качественно новый этап развития, получивший название глобализация. Духовным и материальным движителем этого процесса является Западная цивилизация. Сегодня все более очевидно, что последней точкой развития данного процесса будет формирование совершенно новой общественно-экономической формации – мировой информационной экономики, предполагающей, в конечном счете, для своего регулирования некий единый мировой координационный центр. Весьма ярко на эту тему высказался президент США Барак Обама. Выступая 25 мая 2011 года перед депутатами Британского парламента, он заявил: «Главная догадка Адама Смита актуальна и сегодня: нет более мощного генератора богатства и новаторства, чем система свободного предпринимательства, которая полностью высвобождает потенциал личности. Именно это привело к промышленной революции, которая началась на фабриках Манчестера. Именно это привело к заре информационного века, которая взошла над офисными комплексами Кремниевой долины… Иными словами, мы живем в глобальной экономике, которую во многом создаем сами».

  • Слайд 12

    10. Конфликт мировых ценностей

    Устойчивому развитию сегодняшнего многонационального мира угрожают три негативных фактора: 1) кризис западной однополярной модели международных экономических отношений, 2) обострение межгосударственных и межнациональных противоречий и 3) процессы глобализации. Все эти противоречия носят аксиологический (ценностный) характер, ибо вызваны неприятием ведущими участниками мирового сообщества противоположных ценностей. Нынешний мир переживает кризис ценностей, все более втягиваясь в эпоху политической, экономической, технологической и культурной нестабильности, длительность которой не поддается прогнозированию. Поэтому потенциально Россия могла бы противодействовать негативному сценарию упомянутых выше событий. Ее глубинные экономические идеалы не носят агрессивного характера по отношению к другим странам и народам, а заключаются в поиске и умножении добра.

  • Слайд 13

    11. Ценности российской цивилизации

    В X веке в Киевской Руси начался процесс, соединивший традиционные общинные представления о справедливости с ценностями христианской веры. Результатом этого синтеза явилась уникальная историческая форма национальной культуры – русская правда, которая красной нитью пронизала и связала во едино все последующие этапы российской истории, вплоть до наших дней. Идеал русской правды придавал всей жизни общества (в том числе и экономической) некий мессианский характер. В сознании русского народа утверждалась идея абсолютного первенства добра, а экономика рассматривалась как сфера распространения его по земле. Разумеется, далеко не везде и не всегда российская хозяйственная практика зиждилась на данных духовных началах. История страны свидетельствует о непрестанных колебаниях национального духовного маятника. Значительную часть исторического развития России занимали периоды политического и экономического нестроения. Однако поразительным является тот факт, что российское общество рано или поздно находило в себе силы к общенациональному примирению. И во времена возвращения духовного маятника в свое как бы центральное положение наблюдалось ускоренное развитие хозяйственной жизни и процветание страны.

  • Слайд 14

    12. Три периода российской истории: ценностные ориентиры

    В своем развитии Россия прошла три крупных периода, которые с известной долей условности можно определить как досоветский, советский и постсоветский. Первый период Первый период был самым длительным. Здесь действовало патриархальное сословно-организованное общество, соединенное общей (для большинства населения) верой и общими принципами социальной справедливости. Так, например, Императрица Екатерина II видела высший идеал своего правления в умножении народа российского. Однако постепенное утрачивание российским социумом (прежде всего, управляющим сословием) данных духовных основ привело на рубеже XIX - ХХ веков к обесценению идеи существующего строя и, как следствие, к социалистической революции, провозгласившей новую (исторически вторую) русскую правду - коммунистическую идею, что глубочайшим образом изменило общий вектор развития страны.

  • Слайд 15

    Второй период Молодое советское государство отказалось от прежней сословной организации и провозгласило республику. Оно во всеуслышание изъяснило суть новой правды: на основе принципов научного социализма построить «рай на Земле». Причем не только для себя, но и для всего человечества. Речь шла о созидании всемирного трудового братства, свободного от эксплуатации и угнетения, о построении мировой коммунистической цивилизации и переходу к ней всего человечества. Российским (советским) обществом овладела новая мессианская идея. Однако реализация этих высоких целей требовала великих трудовых жертв, которые и принесли первые поколения советских людей. Само строительство материально-технической базы социализма сталодуховным смыслом народа. Политика, культура, наука, образование и все остальные духовные компоненты были подчинены воплощению данной великой цели. Об этом свидетельствует вся экономическая история СССР.  

  • Слайд 16

    Третий период Так и не осуществив поставленных задач и разочаровавшись в достижении социалистических целей, возникшее после распада СССР новое российское общество, выбрало внешне привлекательную цель - личное благосостояние, средством достижения которого была признана рыночная экономика. Оказались забытыми принципы товарищества и взаимопомощи, являвшиеся нравственными основами социальной справедливости советского строя. А новых, подобных им, создано не было. Наступила эпоха экономической вседозволенности, ничем неограниченного индивидуализма и эгоизма. Именно здесь заключены фундаментальные причины непрекращающейся уже более 20 лет коррупции и всех других негативных явлений России «третьего периода». Как точно выразился академик Д.С. Львов: «Единственный путь, ведущий Россию к развитию и процветанию, - это путь перехода к нравственной экономике. Ее ключевым моментом является личностный, индивидуально избираемый путь к общности. На этом строится российский коллективизм – общее для всех дело».

  • Слайд 17

    Благодарю за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке