Содержание
-
Специфика труда и рынка труда в современном обществе.
Особенности и функции рынка труда.
-
Рынок труда – это совокупность социально-трудовых отношений между покупателями (работодателями – предъявителями спроса на рабочую силу) и продавцами (наемной рабочей силой, работниками) по поводу условий найма и использования рабочей силы. Рынок труда – это рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения, конкуренции и ценообразования формируется цена на труд. Также, это динамическая система, важнейший элемент рыночной экономики.
-
Специфическими чертами (особенностями) рынка труда являются: 1. Главная особенность рынка труда заключается в том, что за экономическим понятием товар (рабочей силой) скрывается человек, для которого работа, как указывали К.Маркс, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер и Г.Зиммель, является определяющим признаком. «Работник» - это социальное и психическое существо – человек. 2. Трудящийся обладает неотчуждаемым правом собственности на свою рабочую силу. Работодатель приобретает только право использования человеческого труда в течение строго определенного законом времени. Работодатель имеет дело с человеком, обладающим определенными правами как свободная личность, которые он должен соблюдать.
-
3. Вход человека на рынок труда осуществляется с помощью специальных «разрешений» - дипломов, сертификатов и иных доказательств возможности «использования» его рабочей силы. Важнейшим критерием является трудоспособность. Последующая биография работника на рынке труда (в трудовых отношениях) связывается с другим важнейшим «средством коммуникации» - деньгами. 4. Во многих странах рынок труда является объектом государственного управления (регулирования). Условия занятости определяются в процессе взаимодействия всех субъектов рыночного процесса. Законодательство регулирует состав участников рыночных отношений.
-
5. На рынке труда во время сделки о купле/продаже рабочей силы в первую очередь рассматриваются такие показатели, как • содержание, условия и режим работы, • гарантии сохранения рабочего места, • возможность карьерного роста, • психологический климат в коллективе, • транспортная доступность места работы, • моральная удовлетворенность человека работой. Как и на обычном материальном рынке важное значение имеют цена и качество приобретаемого/продаваемого труда.
-
Функции рынка труда: - посредническая функция – соединяет продавцов рабочей силы и покупателей для заключения договоров. - экономическая – рациональное вовлечение, распределение, регулирование и использование труда; содействие полной, экономически эффективной занятости. - социальная – обеспечение уровня доходов, благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства работников. - стимулирующая – способствует разветвлению конкуренции между его участниками ( между работниками за рабочее место, а между работодателями – за наем лучшей рабочей силы), повешении квалификации, перемене профессии. - ценообразующая – формирование цены труда, рабочей силы (заработной платы). - регулирующая – регулирование спроса и предложения труда.
-
основные элементы рынка труда: - субъекты рынка: 1) наемные работники (самая многочисленная часть субъекта; их благосостояние, воспроизводство зависят от того, насколько успешно они могут продать свою рабочую силу – заключить контракт) и их союзы, 2) работодатели (лица работающие самостоятельно, индивидуально и нанимающие на работу лиц; это также физическое лицо либо юридическое лицо (организация, вступившие в трудовые отношения с работниками; их доля в составе населения примерно 10%, к которым относятся: собственники средств производства, владельцы фирм, предприятий, домашних хозяйств, предприниматели, наемные управляющие на государственных предприятиях) и их объединения, 3) государство и его органы. - юридические нормы, социально-экономические программы, трехсторонние соглашения и коллективные договоры. - рыночный механизм (спрос на рабочую силу, предложение рабочей силы, цена труда, конкуренция); - безработица и социальные выплаты, связанные с ней. - инфраструктура рынка труда. - альтернативные виды деятельности.
-
Национальный рынок – это рынок отдельно взятой страны. Именно он является поставщиком главного фактора производства – рабочей силы, обеспечивающей подсистемой народного хозяйства. Внутрифирменный рынок – это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного учреждения, предприятия, организации. Его динамика определяется наличием и составом персонала; причинами и интенсивностью трудовых перемещений и ротации кадров; уровнем заработной платы; уровнем и степенью занятости; наличием свободных, вакантных и вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест и др.
-
Гибкий рынок труда –это современная форма функционирования рынка трудовых ресурсов, понимаемая как комплекс мер социально-экономического, производственного и юридического характера для быстрого приспособления деятельности предприятия и организации к изменившимся условиям хозяйствования. В настоящее время применяют следующий термин «Флексибилизация рынка труда» („flexible” – гибкий) – устойчивое выражение в экономике, означающие повышение „приспособляемости“ рынка. Может выражаться в снижении трудовых издержек, либерализации трудового законодательства, легализации нетипичных форм труда, стимулировании создания рабочих мест. Часто с флексибилизацией рынка труда связывают децентрализацию тарифных переговоров и снижение активности государства в области политики доходов.
-
Характеристика гибкого рынка труда: территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы; гибкость издержек на рабочую силу (например, гибкость заработной платы); гибкость в управлении людскими ресурсами на уровне предприятия (наем, ротация, увольнение); гибкость регулирования и использования рабочего времени; гибкость труда (увеличение или уменьшение рабочих смен, использование работников с неполным рабочим днем, совместительство и др.)
-
Нетрадиционные рынки труда: временная занятость, работа домохозяек и пенсионеров на дому или в личном подсобном хозяйстве и т.п. Сетевой рынок труда: рынок предложения и спроса мобильных работников с опорой на транспортно-коммуникационные сети. Часть совокупного рынка труда, где и рабочие места, и сами работники включены в ту или иную сеть, которая диктует свои правила организации, оплаты, и производительности труда и т.п.
-
Для любого рынка характерен процесс сегментации. Сегментация рынка труда – это деление рынка на части главным образом в зависимости от результатов экономических процессов в отраслевом, профессионально-квалификационном и социально-демографическом разрезах, по качеству рабочих мест. Сегментация рынка труда – этот вопрос рассматривается с 1970-х гг. и характеризует неравенство в условиях труда, доходах и материальной защите трудящихся. На основании критерия качества рабочих мест рынок труда разделяется на следующие сегменты: - высококвафицированные рабочие места (требующие инвестиций); - малоквалифицированные рабочие места (не требующие инвестиций в человеческий капитал). На основании доходов выделяется: - экономически безопасный и низкооплачиваемый сегменты рынка труда. На основании условий труда, социальной защиты, выделяется: - социально защищенный и социально незащищенный рынки труда.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.