Содержание
-
Тема: «Бюджет и бюджетное устройство Российской Федерации».
Понятие бюджета и его экономическое значение. Бюджетное устройство и бюджетная система. Бюджетный федерализм
-
Бюджет:
Форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления
-
По материально-вещественному содержанию бюджет государства представляет собой централизованный фонд денежных средств. По форме функционирования бюджет государства представляет собой плановый финансовый документ в установленной форме доходов и расходов.
-
Особенности бюджета как экономической и юридической категории
Бюджет - это комплекс документов, основные положения которых являются обязательными к исполнению всеми участниками бюджетных отношений. Бюджет – это закон, который разрабатывается исполнительной, а утверждается законодательной властью Система денежных отношений между государством, хозяйствующими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств ЮРИДИЧЕСКАЯ (правовая) ПРИРОДА КАТЕГОРИИ «БЮДЖЕТ» ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КАТЕГОРИИ «БЮДЖЕТ»
-
Специфика бюджетных отношений как части финансовых состоит в следующем:
Во-первых, они возникают в распределительном процессе непременным участником которого является государство; Во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей; В-третьих, они являются основным инструментом проверки сбалансированности прихода и расхода экономических ресурсов и основным инструментом государственного управления экономикой.
-
Основные цели и задачи государственного бюджета заключаются в следующем:
Финансовое обеспечение бюджетной сферы Перераспределение ВВП Государственное регулирование и стимулирование экономики Контроль за образованием и использованием централизованных денежных средств
-
Составные элементы бюджета
Это часть национального дохода страны, которая в процессе распределения и перераспределения поступает в собственность и распоряжение государства в целях создания финансовой базы для выполнения его задач ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ СООТНОШЕНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ Экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по разным направлениям для обеспечения его деятельности ДЕФИЦИТ – превышение расходов над доходами ПРОФИЦИТ – превышение доходов над расходами БАЛАНС – равновесное состояние между доходами и расходами
-
Динамика показателей федерального бюджета
-
Функции бюджета
Фискальная функциябюджета связана с аккумулированием денежных средств в централизованном фонде. Распределительная функциябюджета обеспечивает перераспределение централизованных денежных средств между различными сферами материального и нематериального производства, обеспечивая их гармоничное развитие. Контрольная функция заключается в обеспечении контроля: за образованием и движением жизненных ценностей в обществе, за расходованием и использованием государственных средств.
-
Бюджетная система– совокупность всех бюджетов действующих на территории страны
Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов
-
Государственная бюджетная система РФ
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Местные бюджеты
-
В состав бюджетов субъектов РФ входят:
21 республиканских бюджета в составе РФ; 55 областных и краевых бюджетов; Городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; Еврейская автономная область; 4 окружных бюджетов автономных округов В состав местных бюджетов: около 29 000 местных бюджетов
-
Консолидированный бюджет РФ- свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории ( за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет субъектов РФ - состоит из бюджетов субъектов РФ и свода муниципальных бюджетов находящихся на территории конкретного субъекта РФ. Консолидированный бюджет муниципального образования представляет собой свод городских, районных, поселковых, сельских бюджетов находящихся на территории определенного муниципалитета.
-
Консолидированный бюджет РФ Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъектов РФ Бюджеты субъектов РФ Консолидированные бюджеты местных органов власти -городские; -районные; -поселковые; -сельские
-
В соответствии с бюджетным кодексом РФ (ст. 28) бюджетная система РФ основывается на следующих принципах:
Единства бюджетной системы; Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; Принцип самостоятельности; Принцип равенства бюджетных прав субъектов федерации, муниципальных образований; Принцип полноты отражения всех доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; Принцип сбалансированности бюджета; Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств; Принцип общего(совокупного) покрытия расходов; Принцип прозрачности( открытости) бюджета; Принцип достоверности бюджета; Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств; Принцип подведомственности расходов; Принцип единства кассы.
-
Бюджетным федерализм
это способ построения бюджетных отношений между уровнями бюджетной системы (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты муниципальных образований), обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов.
-
Принципы бюджетного федерализма
законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления ; обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций; самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельном определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти; обеспечение выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований
-
Способы обеспечения выравнивания уровня бюджетной обеспеченности
Горизонтальное выравнивание Вертикальное выравнивание
-
Вертикальное бюджетное выравнивание
процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений )
-
Основные инструменты вертикального бюджетного выравнивания
-
Горизонтальное бюджетное выравнивание
представляет собой специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных и местных бюджетов , имеющие своим главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения представляет собой систему оказания финансовой помощи регионам и муниципальным образованиям
-
Методы горизонтального бюджетного выравнивания
Дотации Субвенции Субсидии Кредитные ресурсы
-
С 2008 года совокупность дотаций, субвенций, субсидий и бюджетных кредитов в Российской Федерации сформировала систему межбюджетных трансфертов
-
Дотации – средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозвратной и безвозмездной основах для покрытия текущих расходов
Субвенции –это средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. Субсидии – это средства передаваемые бюджету другого уровня на условиях долевого участия целевых расходов. Кредитные ресурсы – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной безвозмездной (беспроцентной) или возмездной (под процент)основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
-
Модели организации бюджетного федерализма
Американская модель Европейская модель Закрепление каждого вида доходов за определенным видом бюджета Взаимоотношение между Бюджетами организуются на основе ссуд Не дает возможности сбалансировать региональные и местные бюджеты Существует система общих налогов ( регулирующих) Доходы бюджетов в основном зависят от нормативов распределения , которые устанавливают вышестоящие органы Дополнительные формы перераспределения средств между бюджетами различных уровней
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.