Презентация на тему "Восточная философия: особенности и характерные черты"

Презентация: Восточная философия: особенности и характерные черты
Включить эффекты
1 из 41
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (10.14 Мб). Тема: "Восточная философия: особенности и характерные черты". Предмет: философия. 41 слайд. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 4.5 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    41
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Восточная философия: особенности и характерные черты
    Слайд 1

    Мишина Юлия Сергеевна Восточная философия: особенности и характерные черты Цель лекции: ознакомиться с основными философскими идеями, течениями, школами индийской и китайской философии. Выделить главных представителей Восточной философии. Определить специфику и особенность Восточной философии, проанализировать её связь и различие с Западной философией. Дать современную оценку актуализации восточных идей, показать, что восточная философия не осталась пережитком прошлого и по сей день люди придерживаются направлений древних школ и традиций.

  • Слайд 2

    План Восточная философия как феномен. Особенности западного и восточного типов философствования Философия Древней Индии: характерные черты, основные школы и представители. Особенности и развитие философии в Древнем Китае: Даосизм Конфуцианство

  • Слайд 3

    Религиозность Спиритуальность Интуинтивизм Интровертность Пессимизм Образный, притчевый, афористический стиль мышления. Отличительные черты восточной философии:

  • Слайд 4

    Принято считать, что западная философия: Рациональна Научна Ориентирована на прогресс и активную преобразующую деятельность

  • Слайд 5

    Отличительные черты индийской философии: Тесная связь с религиозно-мистической практикой. Большая (по сравнению с европейской) связь жизнью, с обыденными проблемами. Пессимистический взгляд на мир (мир есть страдание).

  • Слайд 6

    Веды – ("ведать", "знать"), записанные на листках пальмы около 1,5 тыс. лет до н. э. древнейшее произведение индийской религиозной литературы, собрания песен и гимнов, отображающие религиозные мифы и предписания древнеиндийской (ведической) религии. Важнейшая идея Вед — человек един с природой, он ее часть. Люди, животные и растения имеют тело и душу. Тело смертно, душа вечна. С гибелью тела душа не погибает, она переселяется в другое тело и становится его двойником. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа — ритуальные гимны, посвященные богам Самаведа — список мелодий и мантр, необходимых при жертвоприношениях Яджурведа — наставления жрецам Атхарваведа — народные магические представления, медицинские и фармакологические знания Каждая Веда состоит из четырех частей: самхиты - религиозные гимны; - брахманы - книги, написанные индийскими жрецами (брахманами); - араньяки - книги лесных отшельников; - упанишады (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.

  • Слайд 7

    Брахман — безличный абсолют, «душа мира», первооснова всех вещей и феноменов. Атман — вечная, неизменная духовная сущность. Это абсолют, осознающий своё собственное существование. Брахман и Атман соотносятся как абсолютный дух и его самосознание.

  • Слайд 8

    Символ сансары — непрекращающегося круга рождений и смертей. Рука с колесом на ладони символизирует джайнский обет Ахимсу, значащий «ненасилие». В центре — слово «Ахимса».

  • Слайд 9

    Под кармой в индийской философии понимается общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения. Это закон воздаяния.

  • Слайд 10

    Упанишады (букв. «сидение у ног учителя») это тексты пояснения тайных знаний, содержащихся в основных текстах Вед, представляют собой комментарий к ведам. • Древнейшие версии возникновения мира, среди которых важное значение имели: а) возникновение мира из яйца (идея о самозарождении всего, осмысленного в качестве живого), б) возникновение мира вследствие глубокого самососредоточения первичного духа, в) возникновения мира в результате жертвоприношения (идея, согласно которой рождение и смерть неотделимы друг от друга); • Трактовка первоосновы бытия как универсального абстрактного принципа (Брахман), который отождествляется с индивидуальной духовной сущностью человека, с его душой (атман); • Определенное видение жизненной судьбы человека: концепция безграничного круга перевоплощений души (сансара и закон кармы); • Положительная оценка роли познания как самососредоточение на первичных сущностях мира (необходимость осознания единства Брахмана и атмана как условия «освобождения» от безграничного круга перевоплощений); • Мнение о возможности и условиях осуществления человеческой свободы, которая способна преодолеть космический закон кармы; • Соображения о соотношении действия, активности человека и свободы. В тексте «Упанишад» зафиксировано:

  • Слайд 11

    Основные школы индийской философии Джайнизм Неортодоксальные Буддизм Ньяя Ортодоксальные Вайшешика Миманса Санкхья Веданта Йога

  • Слайд 12

    Ньяя Рассматривает вопросы логики. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует. Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.

  • Слайд 13

    Вайшешика Основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

  • Слайд 14

    Миманса В основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.

  • Слайд 15

    Санкья Исходит из дуализма материи и сознания, в мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.

  • Слайд 16

    Веданта Конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.

  • Слайд 17

    Йога Система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена спе- цифическиопределе- нию движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения состояния просветления.

  • Слайд 18

    Система йоги более известна своей практической методикой освобождения от страданий и достижения духовного и телесного совершенства. В практике йоги различают 8 ступеней: 1. яма(воздержание от нанесения вреда живому, от прелюбодеяния, воровства, жадности и т.п.); 2. нияма (культура этики); 3. асана (положение, система статических физических упражнений); 4. пранаяма (контроль над дыханием); 5. пратьяхара (контроль над чувствами); 6. дхарана (выработка внимания); 7. дхьяна (созерцание); 8. самадхи (сосредоточенность, при которой субъект теряется созерцаемом, теряет самого себя; а поскольку главным объектом созерцания является бог, то самадхи фактически означает единение с богом и, соответственно, блаженство и освобождение). 4 вида йоги: раджа-йога дисциплинируя сознание; хатка-йога — тело; карма-йога — поведение; бхакти-йога — религиозную деятельность; джяна-йога — познавательные процессы.

  • Слайд 19

    Йога как практика предполагает медитацию. МЕ — включение ДИ — динамика ТА — восприятие ЦИ — энергия Я — я

  • Слайд 20

    Медитация погружает сознание в неосознанную часть «Времени». Делая «Выдох» и «Вдох», человек осознаёт скорость и сложность жизни через «Выдох»... В это время физическое тело звучит через мантры*, открывая язык Непознанного, выстраивая схемы новых ощущений и впечатлений... Мантра (санскр. «орудие осуществления психического акта») — священный гимн в индуизме и буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Мантры часто сравнивают с молитвами и заклинаниями. Медитация — это включение динамики восприятия энергии человека полностью сконцентрирован на: - свои чакры - внутренние органы - «дыхание» - пульсацию тела - пульсы Ментального тела - пульсы Астрального тела

  • Слайд 21

    Мандалы — схема космоса

  • Слайд 22
  • Слайд 23

    Мудра знания Мудра — ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов.

  • Слайд 24

    На данной скульптуре изображены двое основателей джайнизма: Слева — Рушабха, чье существование не было подтверждено историками; Справа — Махавира, который систематизировал и реформировал религию и философию джайнизма. Положение фигур характерно для джайниского искусства. Их тела идеализированы, почти лишены рельефности, что обусловлено упражнениями йоги, покоем и освобождением от плоти. Джайнизм (от слова "Джина" - победитель) призывает человека подчинить свою жизнь строгим аскетическим регламентациям. Если человек способен это выдержать и еще и не причинить вреда ни одному существу, она становилась победителем кармы.

  • Слайд 25
  • Слайд 26

    Буддизм — религиозно-философская концепция, которая возникла в VI-V вв. до н.э. Будда — СиддхартхаГаутама (563 – 483 гг. до н.э.) просветлённый. Письменный источник философии буддизма —трипитака. «Я обязуюсь спасти всех страждущих, сколько бы их ни было». Буддизм исходит из равенства всех людей в страданиях, потому все вправе избавиться от них. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию «страдание». Причиной страдания в буддизме являются желания. Главной причиной желаний является иллюзия. Буддизм видит возможность избавления от перерождений в осознании иллюзорности своего Я.

  • Слайд 27

    4 благородные истины буддизма: Жизнь есть страдание Причина страдания – привязанность к жизни Избавление от страданий – преодоление привязанностей 4. Средство этого – восьмеричный путь

  • Слайд 28

    Восьмеричный путь: Правильное понимание Правильное намерение Правильная речь Правильные дела Правильная жизнь Правильное усилие Правильные мысли Правильное созерцание

  • Слайд 29

    Полное освобождение от всего земного. Нирвану можно только ощутить. В состоянии нирваны нет времени, оно вечно; в нем прекращаются страдания, волнения, желания; в нирване человек достигает успокоения, избавляется от всего, что его волновало в жизни. Нирвана

  • Слайд 30

    Хинаяна («Малая колесница») – Тибет, Монголия, Алтай, Бурятия. Махаяна («Большая колесница») – Индия, Китай.

  • Слайд 31

    Специфика китайской философии Философия в Китае определяла специфику и систему ценностей китайской культуры и цивилизации, менталитет китайской нации. Традиционализм, следование традициям – характерная черта китайской философии. Духовные устремления китайских мыслителей направлены к практической жизни, государству и семье, к социальным явлениям. Философские знания в Древнем Китае неразрывно связаны с этикой и политикой. Иероглифическая письменность определила афористический стиль философских текстов, метафоричность языка.

  • Слайд 32

    Лао-цзы

  • Слайд 33

    Даосизм: «Дао дэцзин» (4 в. до н.э.) Лао-цзы Дао- путь, смысл,закон. Дэ – проявление Дао Чжуан-цзы(4 в. до н.э.) Ле-цзы

  • Слайд 34
  • Слайд 35

    Естественный путь всех вещей, не зависящий ни от бога, ни от людей, и являющийся выражением всеобщего закона движения и изменения мира. Центральное значение в даосистском учении принадлежит понятию “дао”, которое постоянно, а не единожды, появляется, рождается в любой точке Вселенной. Д А О

  • Слайд 36

    Дао — путь.

  • Слайд 37

    С другой стороны, “дао” “Дао” нематериальная духовная основа всех вещей и явлений природы, в том числе и человека

  • Слайд 38

    Ян — мужское, всетлое, активное. Инь — женское, тёмное и пассивное.

  • Слайд 39

    Конфуций Лунь Юй(«Беседы и суждения») – сборник изречений Конфуция.

  • Слайд 40

    Конфуцианство рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основные вопросы, решаемые конфуцианством: • Как необходимо управлять людьми? • Как вести себя в обществе? Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

  • Слайд 41

    Основополагающие принципы Конфуцианства: • быть человечным (жень — гуманность) • жить в обществе и для общества • уступать друг другу • слушаться старших по возрасту и по званию • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке