Содержание
-
Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм
-
Природу легче всего подчинить, повинуясь ей.
Фрэнсис Бэкон
-
Основные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы
- АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
- НАТУРОЦЕНТРИЗМ
-
Антропоцентризм
В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Оно присутствует в общественном сознании, начиная с классической античности, и приобретает центральное место в идеологии Нового времени.
-
Основные особенности антропоцентризма
1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человечества.
2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже — вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы.
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенного «полезного продукта». Сущность его выражается словом «использование».
4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.
5. Этические нормы и правила действуют только в мир людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
6. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.
-
Идеи антропоцентризма в концепции христианской морали (Б. Калликотт)
1. Бог царство священного и таинственного олицетворяет природу.
2. Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы.
3. Бог предоставил человеку управление природным миром.
4. Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу. Богоподобиечеловека является основанием для него считать себя высшей ценностью. Поскольку природные объекты лишены богоподобия, они считаются морально несовершенными. В лучшем случае за ними признается инструментальная ценность.
5. Все сказанное было закреплено в аристотелетомистской телеологии: рациональная жизнь гарант существования природы; неразумные вещи существуют лишь в качестве средства для поддержания наделенного разумом человека.
-
Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах «Капитал» и «Диалектика природы»(на рубеже XIX и XX вв.)
С позиции диалектического материализма в этих работах подчеркивалось, что человек не в состоянии отменить или изменить законы природы — они объективны и действуют помимо его воли. Человек не может господствовать над природой, он принадлежит ей и находится внутри нее. Господство человека над природой есть не что иное, как деятельность, основанная на использовании ее законов. К. Маркс писал: «Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастье».
-
Натуроцентризм
Направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах, например, в комплексе даостско-буддистского миропонимания, так и в философии.
В идеях Франциска Ассизского, сформулировавшего альтернативный взгляд на природу:
- вера в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом
- он низводит человека с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми формами жизни
- утверждается духовная самоценность всего, что есть в природе
- человек должен признать эту самоценность и не вмешиваться своей деятельностью в естественный ход событий
(5 июля 1182-3 октября 1226)
-
При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой общие черты. В них природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку.
В логике подобной дихотомии развивается анализ двух основных способов существования человека: обладания и бытия, осуществляемый Э. Фроммом в книге «Иметь или быть». Э. Фромм приводит два стихотворения. Первое принадлежит перу английского поэта XIX в. Теннисона:
Возросший средь руин цветок,
Тебя из трещин Древних извлекаю,
Ты предо мною весь вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я понял,
Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок,
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.
Автором второго стихотворения является японский поэт XVII в. Басе:
Внимательно вглядись!
Цветы «пастушьей сумки»
Увидишь под плетнем!
Связь антропоцентризма и натуроцентризма
-
Заключение
Сегодня находит отражение реализация идеи гармонии человека с природой: подходить к природе с точки зрения интересов всего человечества, при этом имея в виду не только интересы нынешнего поколения, но и грядущих поколений людей; проявлять заботливость, бережливость и разумность по отношению ко всем природным ресурсам, сводить к минимуму вред, наносимый живым творениям природы и всем другим. В этом смысле наглядным примером служит стихотворение И.В. Гёте «Нашел», которое приводит Э. Фромм в своей книге.
Бродил я лесом...
В глуши его
Найти не чаял
Я ничего.
Смотрю, цветочек
В тени ветвей,
Всех глаз прекрасней,
Всех звезд светлей.
Простер я руку,
Но молвил он:
«Ужель погибнуть
Я осужден?»
Я взял с корнями
Питомца рос
И в сад прохладный
К себе отнес.
В тиши местечко
Ему отвел,
Цветет он снова,
Как прежде цвел.
И.В. Гёте «Нашел»
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.