Презентация на тему "Антропоцентризм и натуроцентризм" 11 класс

Презентация: Антропоцентризм и натуроцентризм
Включить эффекты
1 из 11
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по философии, предназначенная для школьников старших классов или студентов начальных курсов. В данной работе рассматривается два подхода взаимодействия природы и человека с обоснованием каждого из них.

Краткое содержание

  • Антропоцентризм
  • Основные особенности антропоцентризма
  • Идеи антропоцентризма в концепции христианской морали
  • Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах «Капитал» и «Диалектика природы»
  • Натуроцентризм
  • Стихи И. В. Гете

Содержание

  • Презентация: Антропоцентризм и натуроцентризм
    Слайд 1

    Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм

  • Слайд 2

    Природу легче всего подчинить, повинуясь ей.

    Фрэнсис Бэкон

  • Слайд 3

    Основные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы

    • АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
    • НАТУРОЦЕНТРИЗМ
  • Слайд 4

    Антропоцентризм

    В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

    Оно присутствует в общественном сознании, начиная с классической античности, и приобретает центральное место в идеологии Нового времени.

  • Слайд 5

    Основные особенности антропоцентризма

    1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человечества.

    2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже — вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы.

    3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенного «полезного продукта». Сущность его выражается словом «использование».

    4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.

    5. Этические нормы и правила действуют только в мир людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.

    6. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.

  • Слайд 6

    Идеи антропоцентризма в концепции христианской морали (Б. Калликотт)

    1. Бог  царство священного и таинственного  олицетворяет природу.

    2. Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы.

    3. Бог предоставил человеку управление природным миром.

    4. Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу. Богоподобиечеловека является основанием для него считать себя высшей ценностью. Поскольку природные объекты лишены богоподобия, они считаются морально несовершенными. В лучшем случае за ними признается инструментальная ценность.

    5. Все сказанное было закреплено в аристотелетомистской телеологии: рациональная жизнь  гарант существования природы; неразумные вещи существуют лишь в качестве средства для поддержания наделенного разумом человека.

  • Слайд 7

    Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах «Капитал» и «Диалектика природы»(на рубеже XIX и XX вв.)

    С позиции диалектического материализма в этих работах подчеркивалось, что человек не в состоянии отменить или изменить законы природы — они объективны и действуют помимо его воли. Человек не может господствовать над природой, он принадлежит ей и находится внутри нее. Господство человека над природой есть не что иное, как деятельность, основанная на использовании ее законов. К. Маркс писал: «Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастье».

  • Слайд 8

    Натуроцентризм

    Направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах, например, в комплексе даостско-буддистского миропонимания, так и в философии.

    В идеях Франциска Ассизского, сформулировавшего альтернативный взгляд на природу:

    • вера в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом
    • он низводит человека с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми формами жизни
    • утверждается духовная самоценность всего, что есть в природе
    • человек должен признать эту самоценность и не вмешиваться своей деятельностью в естественный ход событий

    (5 июля 1182-3 октября 1226)

  • Слайд 9

    При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой общие черты. В них природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку.

    В логике подобной дихотомии развивается анализ двух основных способов существования человека: обладания и бытия, осуществляемый Э. Фроммом в книге «Иметь или быть». Э. Фромм приводит два стихотворения. Первое принадлежит перу английского поэта XIX в. Теннисона:

    Возросший средь руин цветок,

    Тебя из трещин Древних извлекаю,

    Ты предо мною весь  вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони.

    Ты мал, цветок, но если бы я понял,

    Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок,

    Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.

    Автором второго стихотворения является японский поэт XVII в. Басе:

    Внимательно вглядись!

    Цветы «пастушьей сумки»

    Увидишь под плетнем!

    Связь антропоцентризма и натуроцентризма

  • Слайд 10

    Заключение

    Сегодня находит отражение реализация идеи гармонии человека с природой: подходить к природе с точки зрения интересов всего человечества, при этом имея в виду не только интересы нынешнего поколения, но и грядущих поколений людей; проявлять заботливость, бережливость и разумность по отношению ко всем природным ресурсам, сводить к минимуму вред, наносимый живым творениям природы и всем другим. В этом смысле наглядным примером служит стихотворение И.В. Гёте «Нашел», которое приводит Э. Фромм в своей книге.

    Бродил я лесом...

    В глуши его

    Найти не чаял

    Я ничего.

    Смотрю, цветочек

    В тени ветвей,

    Всех глаз прекрасней,

    Всех звезд светлей.

    Простер я руку,

    Но молвил он:

    «Ужель погибнуть

    Я осужден?»

    Я взял с корнями

    Питомца рос

    И в сад прохладный

    К себе отнес.

    В тиши местечко

    Ему отвел,

    Цветет он снова,

    Как прежде цвел.

    И.В. Гёте «Нашел»

  • Слайд 11

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке