Презентация на тему "Человек как духовное существо"

Презентация: Человек как духовное существо
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Большая презентация по философии, посвященная учениям Рене Декарта и Бенедикта Спинозы. Эти два величайших философа жили за много столетий до наших дней, но до сих пор заставляют ломать нас головы над проблемами и их обоснованием.

Краткое содержание

  • Рене Декарт биография
  • Основные сочинения
  • Дуалистический рационализм
  • Гносеология Декарта
  • Идея Бога
  • Метод достижения истины
  • Онтология Декарта
  • Субстанции их атрибуты
  • Пустое пространство и психика животных
  • Проблема взаимодействия субстанций
  • Психофизический параллелизм
  • Бенедикт Спиноза Биография
  • Основные сочинения
  • Монистический рационализм
  • Критика дуализма
  • Пантеизм
  • Детерминизм
  • Гносеология Спинозы «Геометрический метод»
  • Физическая и логическая необходимость
  • Три рода познания
  • Этика Спинозы

Содержание

  • Презентация: Человек как духовное существо
    Слайд 1

    Основы философии

    Тема 11Декарт и Спиноза Обоснование рационализма

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Рене Декарт (1596-1650)

    • Род. 31 марта 1596 г. в Лаэ (ныне Декарт)
    • Учится к колеже Ла Флеш (1606-1615)
    • Годы путешествий (1618-1625)
    • Ульмское «озарение» (10 ноября 1619 г.)
    • Жизнь в Париже (1625-1628)
    • В эмиграции в Нидерландах (1628-1649)
    • Поездки в Париж (1644, 1647, 1648)
    • Переезд в Швецию (1649)
    • Ум. 11 февраля 1650 г. в Стокгольме
    • Париж
    • Лаэ
    • Ла Флеш
    • Ульм
    • Лейден
    • Стокгольм
  • Слайд 3

    Рене Декарт(1596-1650)

    Рене Декарт(копия утраченного портрета работы Ф. Хальса)

    • Мир, или Трактат о свете (1633)
    • Рассуждение о методе (1637)
    • Размышления о первой философии (1641)
    • Первоначала философии (1644)

    Основные сочинения

  • Слайд 4

    Рене Декарт Дуалистический рационализм

    Гносеология Декарта

    • Радикальное сомнение
    • «Я мыслю, следовательно, существую»
    • Идея Бога
    • Естественный свет разума
    • Метод достижения истины
    • Онтология Декарта
    • Дуализм духа и материи
    • Субстанции и их атрибуты
    • Отрицание пустого пространства и психики животных
    • Проблема взаимодействия субстанций
    • Естественный свет разума («врождённые идеи»)
    • «Шишковидная железа»
    • Психофизический параллелизм
    • Проблема взаимодействия субстанций в картезианстве:окказионализм А. Гейлинкса и Н. Мальбранша
  • Слайд 5

    Гносеология Декарта Радикальное сомнение

    Мне необходимо до основанияразрушить эту постройку,если я хочу установить в наукахчто-то прочное и постоянное.

    Однако, коль скоро я себяв чём-то убедил, значит,я всё же существовал?

    Всякий раз, как я произношу слова«Я существую» или воспринимаюэто высказывание умом, оно понеобходимости является истинным.

    Слишком многие ложные мнения япринимал за истинные, и слишкомсомнительны положения, принятыена основе этих ложных мнений.

    Я допускаю, что всё видимое мноюложно и предполагаю никогда несуществовавшим всё, что являетпамять; я полностью лишён чувств.

    1

  • Слайд 6

    Гносеология Декарта«Я мыслю, следовательно, существую»

    Сомнение есть акт мысли.Я сомневаюсь,следовательно я мыслю.

    Следовательно,моё собственное существование –несомненная истина.

    Но раз моя уверенностьв собственном существованиизиждется на факте мышления,значит я есть мыслящее существо.

    Я могу усомниться во всём, нотолько не в том, что я сомневаюсь,ибо самим фактом сомнения я лишьподтверждаю, что сомневаюсь.

    Но я не мог бы мыслить, если быне существовал. Я мыслю,следовательно я существую.

    Cogito ergo sum

    2

  • Слайд 7

    Гносеология Декарта Идея Бога

    Одна из моих наиболее ясных идейесть идея Бога – идея бесконечной,независимой, в высшей степениразумной и всемогущей субстанции.

    Идея Бога не может бытьвыведена из каких-то других идей,ибо содержит в себе большереальности, чем любая другая идея.

    Идея Бога может исходить лишь оттого, что содержит в себе не меньшереальности, чем мыслится в этойидее, т.е. лишь от самого Бога.

    Как мыслящее существо, я нахожув себе множество идей, одни изкоторых представляются смутными,другие– ясными и отчётливыми.

    Идея Бога какбесконечной субстанции не можетисходить от меня самого,поскольку сам я конечен.

    3

  • Слайд 8

    Гносеология Декарта Естественный свет разума

    И дажеидеиясные и отчётливые немогли разве быть вложены в менякаким-нибудь могущественным,нозлокозненным обманщиком?

    Однако невозможно, чтобы Бог меняобманывал (ведь во всяком обманезаключено нечто несовершенное)или хотел, чтобы я заблуждался.

    Поэтому я могу доверятьэтому естественному свету разума,при условии, конечно, чтоя правильно им пользуюсь.

    Что касается других идей, тона идеисмутные я, по-видимому,не могу полагаться как на истинные.

    Хотя я ощущаю в себе способностьсуждения, позволяющуюотличать истину от заблуждения,могу ли я полагаться на неё?

    4

  • Слайд 9

    Гносеология Декарта Метод достижения истины

    1) Принимать за истинное толькото, что представляется моему умустоль ясно и отчётливо, чтоне может дать повод к сомнению.

    3) Располагать свои мыслив определённом порядке, начинаяс предметов простейших и восходяпостепенно до наиболее сложных.

    4) Делать перечни столь полные иобзоры столь всеохватывающие,чтобы быть уверенным,что ничего не пропущено.

    Вместо большого числа правил,составляющих логику, достаточночетырёх следующих, лишь бысоблюдать их без отступлений.

    2) Делитькаждую из трудностейна столько частей, сколькопотребуется, чтобы лучшеих разрешить.

    5

  • Слайд 10

    7 7 1 х = 3 2 7 4 1 7 1 3 х = 6 3 5 9 4 7 7 х = 9 32 4 1 7 1 3 6 3 5 9 3 2 7 2 2 8 9 1 3 0 8

    Истинно то, что представляется уму ясным и отчётливым

    Деление на части(до достижения полной ясности)

    Последовательность мыслей (от простого к сложному)

    Перечни и обзоры(чтобы ничего не упустить)

    • 1-ое правило
    • 2-ое правило
    • 3-е правило
    • 4-ое правило
  • Слайд 11

    Онтология Декарта Дуализм духа и материи

    Всё сущее

    • Вещи мыслящие(res cogitans)
    • Вещи протяжённые(res extensa)

    … я полагаю, что весь род причин, направленныхк определённой цели, не может иметь никакого примененияв области физики: ведь я допускаю, что толькопо легкомыслию можно пытаться прослеживать цели Бога.

  • Слайд 12

    Дуализм духа и материи Субстанции их атрибуты

    Субстанция(лат. substantia,под-лежащее,перевод греч. ύπόστασις) –то, что существуетсамостоятельно (само по себе),нечто устойчивое и постоянное(в отличие от изменчивогои преходящего).

    • Дух
    • Материя
    • Атрибут(лат. attributum,приданное, приписанное) –определяющий признак(качество, предикат) субстанции,достаточный для еёидентификации и необходимыйдля её существования.
    • Мышление
    • Протяжённость
  • Слайд 13

    Дуализм духа и материи Пустое пространство и психика животных

    Отождествление телесностис протяжённостьюведёт к отрицаниюпустого пространства.

    Отождествление психикис логическим мышлениемведёт к отрицаниюпсихики у животных.

    Животные – автоматы.

    Заполняющая всё пространствоматерия движется вихреобразно.

  • Слайд 14

    Дуализм духа и материи Проблема взаимодействия субстанций

    • Дух
    • Материя
    • Мыслит
    • Не мыслит
    • Протяжённа
    • Непротяжён
    • Неделим
    • Делима

    Если дух и материя не имеют друг с другом ничего общего,как возможно их взаимодействие и каким образомдух может иметь идею материального тела ивообще знать что-то о материальных телах?

  • Слайд 15

    Проблема взаимодействия субстанций «Врождённые идеи»

    y = x2

    1

    Бог вложил в человеческую душуидею материальной субстанциии знание об основных законах,которым она подчинена.

  • Слайд 16

    Проблема взаимодействия субстанций «Шишковидная железа»

    Лев! Бежим!

    Локализуемая Декартом в мозгу шишковидная железа преобразует чувственные (физические) воздействия в мысли и мысли – в физические действия.

    2

  • Слайд 17

    Проблема взаимодействия субстанций Психофизический параллелизм

    Арнольд Гейлинкс(1624-1669)

    Пример двух часов

    3

    Материальные и духовные процессы согласованны,подобно тому как две пары часов показывают однои то же время, хотя они и не взаимодействуют междусобой – об этом позаботился Мудрый Часовщик.

  • Слайд 18

    Николя Мальбранш(1638-1715)

    Видение всех вещей в Боге

    3

  • Слайд 19

    Проблема взаимодействия субстанций Картезианский окказионализм

    Окказионализм(лат. occasio,случай, повод) –философская концепция,отрицающая возможностьвзаимодействияматериальной (протяжённой)и духовной (мыслящей)субстанций и утверждающая,что то, что представляетсятелесной причиноймысли (или акта воли)или психической причиной(идеей или желанием)физического движения естьне более чем повод(occasio)для истинной причины, каковойможет быть только Бог.

    Движущая сила тел…не находитсяв движущихся телах,ибо эта движущая силаесть нечто иное,как воля Божья…Естественная причинане есть реальнаяи истинная причина,а причина случайная,определяющая решениеТворца природыдействовать тем илииным образомв том или ином случае.

    Н. Мальбранш.«Разыскание истины».

  • Слайд 20

    Бенедикт Спиноза(1632-1677)

    Род. 24 ноября 1632 г. в Амстердаме

    «Великое отлучение» (1656)

    Ум. 21 февраля 1677 г. в Гааге

    Амстердам

    Гаага

  • Слайд 21

    Бенедикт Спиноза

    • Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом (1663)
    • Богословско-политический трактат (1670)
    • Этика (1663-1675)

    Основные сочинения

  • Слайд 22

    Спиноза Монистический рационализм

    • Онтология Спинозы
    • Критика дуализма
    • Единственность субстанции
    • Множественность атрибутов субстанции
    • Пантеизм
    • Природа творящая
    • Природа сотворённая
    • Детерминизм
    • Отрицание случайности (необусловленности)
    • Свобода как обусловленность собственной природой
    • Несвобода как внешняя обусловленность (принуждение)
    • Гносеология Спинозы
    • «Геометрический» метод
    • Отождествление физической и логической необходимости
    • Три рода познания
    • Этика Спинозы
    • Разум и свобода
  • Слайд 23

    Онтология Спинозы Критика дуализма

    Под атрибутом я разумею то, чтоум представляет в субстанциикак составляющее её сущность.

    Бог, или субстанция, состоящаяиз бесконечно многих атрибутов,необходимо существует.

    Кроме Бога никакая субстанцияне может ни существовать,ни быть представляема.

    Под субстанцией я разумею то,что существует само в себе ипредставляется само через себя.

    В природе вещей не может бытьдвух или более субстанций одной итой же природы, иными словами –с одним и тем же атрибутом.

    • Определение 3части 1
    • Определение 4части 1
    • Теорема 5части 1
    • Теорема 11части 1
    • Теорема 14части 1

    1

  • Слайд 24

    Отсюда самым ясным образом следует,1) что Бог един, т.е. что в природе вещей существуеттолькоодна субстанция,и эта субстанцияабсолютно бесконечна;2) что вещь протяжённаяи вещь мыслящая(res extensa et res cogitans)составляют или атрибутыБогаили состояния(модусы)атрибутов Бога.

    Б. Спиноза. «Этика». – Часть 1

    Королларии 1 и 2к теореме 14части 1

  • Слайд 25

    Онтология Спинозы Пантеизм

    Из необходимости божественнойприроды должно вытекатьбесконечное множество вещейбесконечно многими способами.

    Бог действует единственнопо законам своей природыи без чьего-либо принуждения.

    Бог есть имманентная причинавсех вещей,а не действующая извне.

    Всё, что только существует,существует в Боге, и без Богане может ни существовать,ни быть представляемо.

    Бог есть производящая причинавсех вещей, какие только могутбыть представленыбесконечным разумом.

    • Теорема 15части 1
    • Теорема 16части 1
    • Королларий 1к теореме 16части 1
    • Теорема 17части 1
    • Теорема 18части 1

    2

  • Слайд 26

    Онтология Спинозы Пантеизм: природа творящая и сотворённая

    Под природой порождающейнам должно понимать то, чтосуществует само по себе ипредставляется само через себя,иными словами, такие атрибутысубстанции, которые выражаютвечную и бесконечную сущность,т.е. Бога, поскольку онрассматривается как свободнаяпричина. А под природойпорождённой я понимаю всё то,что вытекает из необходимостиприроды Бога, т.е. все модусыатрибутов Бога, поскольку онирассматриваются как вещи,которые существуют в Боге.

    Б. Спиноза. «Этика». – Часть 1

    Схолияк теореме 29части 1

    Пантеизм(греч. παν,всё, θεός,Бог) –религиозно-философскаядоктрина, согласно которойБог и мир суть одно(Бог имманентен миру),букв.: «Бог во всём» и/или«Всё божественно».

  • Слайд 27

    Онтология Спинозы Детерминизм

    Вещь, которая определена ккакому-либо действию, необходимоопределена таким образом Богом,а сама себя определить не может.

    Вещи не могли быть произведеныБогом никаким другим образомини в каком другом порядке,чемпроизведены.

    Всё, что по нашему представлениюнаходится во власти Бога,необходимо существует.

    В природе вещейнет ничего случайного, но всёопределено из необходимостибожественной природы.

    Вещь, которая определена Богомккакому-либо действию,не можетсама себя сделатьне определённой к нему.

    • Теорема 29части 1
    • Теорема 26части 1
    • Теорема 27части 1
    • Теорема 33части 1
    • Теорема 35части 1

    3

  • Слайд 28

    Свободной называетсятакая вещь, котораясуществует по одной тольконеобходимости своейсобственной природы иопределяется к действиютолько сама собой.Необходимой же или,лучше сказать, принуждённойназывается такая, котораячем-либо иным определяетсяк существованию идействию по известному иопределённому образу.

    Б. Спиноза. «Этика». – Часть 1

    Определение 7части 1

    Различие между свободойи несвободой заключаетсяне в отсутствии и наличиидетерминации (в природевообще нет ничегонедетерминированного), алишь в различии характераэтой детерминации.

  • Слайд 29

    Гносеология Спинозы «Геометрический метод»

    • Аксиомы
    • Постулаты
    • Теоремы
    • Леммы
    • Королларии
    • Схолии
    • Определения
  • Слайд 30

    Гносеология Спинозы Физическая и логическая необходимость

    Протяжение составляет атрибутБога, иными словами Бог естьвещь протяжённая (res extensa).

    Всё, что вытекает из бесконечнойприроды Бога формально, в том жепорядке и той же связи проистекаетв Боге из его идеи объективно.

    Порядок и связь идей те же,что порядок и связь вещей.

    Мышление составляет атрибутБога, иными словам Бог естьвещь мыслящая (res cogitans).

    Субстанция мыслящая и субстанцияпротяжённая составляют одну и туже субстанцию, рассматриваемуюпод разными атрибутами.

    • Теорема 1части 2
    • Теорема 2части 2
    • Схолия к теореме 7 части 2
    • Королларийк теореме 7 части 2
    • Теорема 7части 2
  • Слайд 31

    Круг, существующий в природе,и идея этого круга, находящаясятакже в Боге, есть одна и та жевещь, выраженная различнымиатрибутами. Так что, будем лимы представлять природу податрибутом протяжения, или податрибутом мышления, или подкаким-либо иным атрибутом,мы во всех случаях найдёмодин и тот же порядок, инымисловами, одну и ту же связьпричин, т.е. что те же самыевещи следуют друг за другом.

    Б. Спиноза. «Этика». – Часть 2

    Схолияк теореме 7части 2

  • Слайд 32

    Гносеология СпинозыТри рода познания

    • Познание
    • Рассудок
    • Мнение иливоображение
    • Познание черезбеспорядочныйопыт
    • Познаниеиз знаков
    • Интуиция
    • Познание изобщих понятий
    • Непосредственное усмотренисущности вещей
  • Слайд 33

    Познание первого рода[мнение или воображение]есть единственнаяпричина ложности,познание же второго[рассудок] итретьего [интуиция] роданеобходимо истинно.

    Б. Спиноза. «Этика». – Часть 2

    Теорема 41части 2

  • Слайд 34

    Этика Спинозы Разум и свобода

    Аффект может быть ограничен или уничтожен только противоположным и более сильным аффектом.

    [Интеллектуальная]любовь к Богу[третий, высший, род познания]составляет самое высшее благо,к которому мы можем стремиться.

    Это познание если и не уничтожает аффекты, то, по крайней мере,достигает того, что они составляют наименьшую часть души.

    В душе нет никакой абсолютной илисвободной воли; к хотению душа определяется причиной, которая определена другой причиной и т.д.

    Из двух благ мы по руководству разума будем следовать бóльшему,а из двух зол – меньшему.

    • Теорема 48части 2
    • Теорема 7части 4
    • Теорема 65части 4
    • Доказательство теоремы 20 части 5
    • Схолия к теореме 20 части 5
  • Слайд 35

    Вопросы?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке