Содержание
-
- Средневековая философия
- Схоластика
- МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии
- pptcloud.ru
-
Средневековая философия. Схоластика
- Проблема веры и разума
- Проблема бытия Бога
- Онтологическое доказательство
- Космологические доказательства
- Каузальный вариант
- Модальный вариант
- Телеологическое доказательство
- Проблема универсалий
- Реализм
- Номинализм
- Концептуализм
-
Схоластика
- Ансельм Кентерберийский(1033/34-1109)
- Пьер Абеляр (1079-1142)
- Пётр Ломбардский(ок. 1100-1160)
- Альберт Великий(ок. 1200-1280)
- Бонавентура (Джованни Фиданца) (ок. 1217-1274)
- Фома Аквинский(1225/26-1274)
- Иоанн Дунс Скот(ок. 1266-1308)
- Уильям Оккам(ок. 1285-1347/49)
- Аоста
- Бек
- Париж
- Рим
- Баньореджо
- Палле
- Дунс
- Оккам
- Оксфорд
- Аквино
- Лауинген
- Кёльн
- Лумеллоньо
-
- Ансельм. Монологион.
- Ансельм. Прослогион.
- Абеляр. Да и Нет.
- Абеляр. Логика «для начинающих».
- Абеляр. Теология «Высшего блага».
- Пётр Ломбардский. Сентенции.
- Фома Аквинский. Сумма против язычников.
- Фома Аквинский. Сумма теологии.
- Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
- Оккам. Сумма логики.
- Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий.
- Оккам. Quadlibeta.
- Основные сочинения
- Пьер Абеляр
- Фома Аквинский
- АнсельмКентерберийский
- Дунс Скот
-
- Рафаэль.«Диспута».
- Фома Аквинат
- Бонавентура
- Дунс Скот
- Августин
-
- Л. Синьорелли.«Учители Церкви».
-
Проблема веры и разума
- Некоторые братья часто и настойчиво просили меня написать для них, как некий образец размышления кое-что из того, чтоя высказывал им простыми словами в[наших] разговорах, о том, как следует размышлять о сущности Бога и других вещах, относящихся к размышлениютакого рода. Притом они, <…>заказали мнетакую форму этой письменной медитации,чтобы в последней совершенно ничто не принималось как доказанное на основании ссылки на авторитет Писания, но чтобы всё утверждаемое в выводе из отдельных исследований строго последовательно вытекало из рассуждения и было явственным образом очевидно истинным.
- Ансельм Кентерберийский.«Монологион».
-
Проблема бытия Бога. Доказательства бытия Бога
- Нерациональные
- Рациональные
- Свидетельство Священного Писания
- Чудеса(коллективныймистический опыт)
- Индивидуальный мистический опыт(видения, сны и т.п.)
- Онтологическое
- Космологическое
- Телеологическое
- Каузальный вариант
- Модальный вариант
-
Доказательства бытия Бога. Онтологическое доказательство
- Значит, когда «сказал безумец в сердце своём: нет Бога» – он сказал,что какой-то такой природы нет?
- Но, конечно, этот же самый безумец,слыша, как я говорю: «Нечто, больше чего нельзя ничего себе представить», –понимает то, что слышит;
- Ибо если оно уже есть по крайнеймере только в уме, можно представить себе, что оно есть и в действительности, что больше.
- а то, что он понимает, есть в его уме,даже если он не имеет в виду, чтотакая вещь существует[объективно].
- И, конечно, то,больше чего нельзя себе представить,не может быть только в уме.
- Ансельм Кентерберийский.«Прослогион».
-
- есть
- присущи
- присуще
- присуще
- Бытие
- Богу
- Следовательно,
- средний термин
- Бог(по определению)есть абсолютн осовершенная сущность,т.е. сущность,которой присущи все совершенства(все блага в превосходной степени).
- Всеблага
- Богу
- Бытие
- благо
-
Доказательства бытия Бога. Критика онтологического доказательства
- Например, люди говорят, что где-тов океане есть остров, <…> о котором рассказывают, что он гораздо больше,чем, по преданию, острова блаженных,изобилует неисчислимым множеством богатств и всяческих наслаждений и,не имея на себе никакого владетеляили обитателя, превосходен передвсеми землями, населёнными людьми,обилием благ. Положим, кто-то рассказывает мне,что это так, и я легко понимаю сказанное,в чём нет никакой трудности.
- Гаунилон из Мармутье.«В защиту глупца».
-
- Но если он вслед за этим, как быпоследовательно добавляя, говорит: «Ты больше не можешь сомневаться в том,что этот остров, превосходнейший из всех земель, где-то есть на самом деле, так жекак ты не сомневаешься в том, что он есть в твоём уме. А так как превосходнее быть не только в уме, но и в действительности,то он с необходимостью должен быть в действительности, так как если нет, то всякая другая земля,существующая в действительности,превосходнее его, и тогда он, <…>уже не будет превосходнейшим»; …
- Гаунилон из Мармутье.«В защиту глупца».
-
- … если, говорю, он этим захочетубедить меня в том,что больше не надо сомневатьсяв действительном существовании этого острова, то я должен либо счесть, что он шутит,либо уж не знаю кого нужно почитать за бóльшего глупца:меня, если соглашусь с ним,или его, если он считает,что с какой-нибудь достоверностью доказал мне существование этого острова...
- Гаунилон из Мармутье.«В защиту глупца».
-
- есть
- присущи
- присуще
- присуще
- Бытие
- Бабе Яге
- Следовательно,
- Баба Яга(по определению)
- есть не вполне совершенная сущность,а именно:сущность,которой присущивсе совершенства(блага),кроме доброты и красоты.
- Бабе Яге
- Бытие
- средний термин
- Все блага, кроме доброты и красоты,
- благо,отличное от доброты и красоты
-
- есть
- Баба Яга
- колдунья
- старая
- злая
- хромая («костяная нога»)
- живущая в избушке на курьих ножках
- летающая в ступе
- существующая
-
Космологическое доказательство. Каузальный вариант
- … Мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин;однако невозможно, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной.
- Невозможно также, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконечность, ибо в таком ряду начальный член есть причина среднего,а средний – причина конечного.
- Поскольку это очевидным образом ложно,необходимо положить некоторую первичную производящую причину,каковую все именуют Богом.
- Устраняя причину, мы устраняем иследствия. Если в ряду производящих причин не станет начального члена,не станет также конечного и среднего.
- Но если ряд производящих причин уходилбы в бесконечность, отсутствовала бы первичная производящая причина, а с нею –и промежуточные,и конечное следствие.
- Фома Аквинский.«Сумма теологии».
-
Доказательства бытия Бога. Критика космологического доказательства
- Если всё должно иметь причину,то должен иметь причину и бог.Если же может существовать нечто,не имеющее причины,то этим нечто сама природаможет быть ничуть не хуже бога,так что аргумент первопричины абсолютно недействителен.
- Бертран Рассел.«Почему яне христианин».
-
- По своей природе аргумент первопричиныничем не отличается от воззрениятого индуса, который считал, чтомир покоится на слоне,а слон – на черепахе;когда же индуса спрашивали:«А на чём же держится черепаха?» –тот отвечал: «Давайте поговоримо чём-нибудь другом».
- Бертран Рассел.«Почему яне христианин».
-
- Закон причинностине столь податлив, чтобы позволить пользоваться им,как извозчиком, которого,доехав до места назначения,отправляют домой.Он больше похож на оживлённую гётевским учеником чародея метлу,которая, однажды приведённаяв действие, не перестаёт носитьсяи мести, и остановить её можеттолько сам старый чародей.
- Артур Шопенгауэр.«О четверояком корнезакона достаточногооснования».
-
Космологическое доказательство. Модальный вариант
- Всё, что существует, или необходимо самопо себе, или нет. А всё, существование чего не является необходимым само по себе,либо возможно, либо невозможно.
- Всё, что само по себе невозможно,не существует.
- Следовательно, либо вообще ничего нет,либо существует нечто, не просто возможное, а необходимое само по себе(необходимосущее). Это и есть Бог.
- То, что само по себене необходимо, но возможно,существует благодаря чему-либо иному.
- Если это «иное» (причина) само по себене необходимо, а лишь возможно,оно для своего существования нуждается в чём-то третьем и т.д.
- Абу Али ибн Сина.«Книга знания».
-
- Мы обнаруживаем среди вещей такие,которые возникают и гибнут, из чего явствует, что для них возможнои быть, и не быть.
- Но коль скоро нечто может перейти внебытие, оно когда-нибудь перейдёт в него;и если же всё может не быть, когда-нибудьв мире ничего не будет.
- И так как ряд внешних причин, обусловливающих друг друга, уходит в бесконечность,необходимо положить некую необходимую самое по себе сущность; это и есть Бог.
- Но если это истинно, уже сейчас ничего нет,ибо если бы не было ничего сущего,невозможно было бы, чтобы что-либо перешло в бытие, и потому ничего не было бы.
- Поскольку это очевидным образом ложно,не всё сущее случайно, но в мире должно быть нечто необходимое. А всё необходимое либо имеет внешнюю причину, либо не имеет.
- Фома Аквинский.«Сумма теологии».
-
Доказательства бытия Бога. Телеологическое доказательство
- Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела,подчиняются целесообразности.
- Это явствует из того, что их действия или всегда, или в большинстве случаев направлены к наилучшему исходу.
- Следовательно, есть разумное существо,полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом.
- Отсюда следует, чтоони достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей.
- Поскольку же сами они лишены разумения,они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одарённый разумом и пониманием.
- Фома Аквинский.«Сумма теологии».
-
-
Доказательства бытия Бога. Критика телеологического доказательства
- Неужели вы думаете, что если бы вас наделили всемогуществом и всеведением да ещё дали быв придачу миллионы лет,чтобы совершенствовать созданный вами мир,то вы не смогли бы создать ничего лучшего,чем ку-клукс-клан, фашисты или мистер Уинстон Черчилль?
- Бертран Рассел.«Почему яне христианин».
-
Доказательства бытия Бога. Понятие и определения Бога
- Онтологическое доказательство
- Бог как абсолютно совершенная сущность
- Космологическое доказательство
- Телеологическое доказательство
- Каузальный вариант
- Бог как первопричина(причина всехпричин)
- Бог как безусловно необходимая сущность
- Бог как разумный устроитель мира
- Модальный вариант
-
Проблема универсалий
- Основные сочинения
- Аристотель. Категории (IV в. до н.э.).
- Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля (О пяти общих понятиях) (III в.).
- Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия (VI в.).
- Абеляр. Логика «для начинающих» (XII в.).
- Северин Боэций
- Пьер Абеляр
- Аристотель
- Порфирий
-
Проблема универсалийв «Категориях» Аристотеля
- (Отдельная)лошадь
- (Отдельный)человек
- Сущность, называемая так в самом основном,первичном и безусловном смысле, – это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находитсяни в каком подлежащем,как, например,отдельный человек или отдельная лошадь.
- Сущность(греч.ουσία,лат.substantia)
-
- Сущность (вторая)
- Живое существо (род)
- А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, –и эти виды, и их роды;например, отдельный человек принадлежит к виду«человек», а род для этого вида – «живое существо».
- Лошадь (вид)
- Человек (вид)
-
Проблема универсалий
- Универсалии(лат.universalis,общий) –слова (термины), обозначающие всё то, что может сказыватьсяо единичных вещах(их свойства, отношения).
- Универсалии следует также отличать от того,что является общим «по частям»или «по очереди».
- Универсалии – это общие понятия, носледует помнить, что слово «общее»употребляется в разных смыслах.
- Универсалии не следует путать с собирательными понятиями, такими как «сотня», «толпа», «стадо», «полк»,«человечество».
- Универсалия «лошадь» относится не к табуну,а к роду животных.
- Не относится она и к лошади, находящейсяв совместном пользовании.
-
- Антисфен
- Платон
- – Человека и лошадь явижу, а человечностии лошадности не вижу.
- –Это потому что тысмотришь телесным, а не духовным оком.
-
- Универсалии образуют высшийуровень бытия.
- Универсалии находятсяв самих вещах.
- Человеческий ум образует универсальные понятия,абстрагируя общие признаки единичных вещей.
- Единичные вещи обладают общими свойствами,потому что следуют универсальным прообразам.
- Платон
- Аристотель
-
Проблема универсалий. Реализм и номинализм
- Номинализм(лат. nomen,имя) –философское учение,утверждающее, чтореальны лишь единичные вещи,а универсалии сами по себе(вне мышленияи речи)не существуют.
- Universalia sunt nomina.Универсалии –это имена (слова).
- Реализм(лат. realis,действительный) –философское учение,утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.
- Universalia sunt realia.Универсалии – реальные сущности.
- Логические трудности возникают при попытке мыслить универсалии как существующие отдельн оот единичных вещей и в то же время «присутствующие» в единичных вещах,причём присутствующие1) во всех и каждой,2) неделимо,3) одновременнои 4) составляяих сущность(субстанцию).
-
Проблема универсалий. Аргументация номиналистов
- Роды и виды или существуют и имеют самостоятельное бытие, или же образуются разумом и одним лишь мышлением.Однако роды и виды существовать не могут.
- Ведь сколько бы ни было видов, во всех них –один род, причём не то чтобы отдельные виды получали от него что-нибудь вроде частей – нет,каждый вид в одно и то же время имеет целый род.
- Следовательно, если один род находится в однои то же время целиком во множестве отдельных видов, он не может быть един. Ибо не может быть,чтобы целое, находясь одновременно во многих[вещах], было в самом себе едино по числу.
- Но в таком случае, если род не может быть чем-то единым, то он и вообще ничто. Ибо всё, что есть, именно потому есть, что едино;и то же самое следует сказать и о виде.
- Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.
-
- А если роды и виды существуют,но не единые по числу, а многочисленные,то не будет последнего рода, но над всяким родом будет другой, вышестоящий, чьё имя включит в себя всю эту множественность:
- так же как множество живых существ требуетобъединения их в один род потому, что у всех них есть что-то похожее, так же и род, множественный от того, что находится во многих, имеет другой род, тоже не единый оттого, что во многих;
- и для этих двух родов требуется [третий общий]род, а когда он будет найден, тотчас же,по выше изложенным соображениям, придётся искать новый [общий для первых двух и третьего];
- таким образом, рассудок по необходимости будет уходить в бесконечность,ибо никакого логического предела здесь нет.
- Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.
-
- и одновременно,
- либо она общая потому, что в разное время переходит в пользование разных её обладателей, какмогут быть общими колодец и источник,раб или лошадь;
- и при этом составлять и образовывать субстанцию тех,для кого онявляется общим.
- ведь он должен быть общим так,чтобы и целиком находиться в отдельных [видах],
- либо онастановится общей для всех одновременно,но тогда она не составляет субстанциитех, для кого является общей, как, напримертеатр, общий длявсех зрителей.
- ибо единая вещь может быть общейлибо частями, и тогда собственностью единичных [вещей]является не вся она целиком, но её части;
- А если род – нечто единое по числу, то он не может быть общим для многих:
- Но род ни одним из перечисленных способов не может быть общим для видов:
- Боэций.Комментарийк«Введению»Порфирия.
-
- Следовательно, универсалия как самостоятельная сущность невозможна.
- (тогда она не будет универсалией);
- либо каким-то одним из взаимоисключающих признаков подклассов
- (тогда она не будетих сущностью).
- (что нелепо);
- либо ни одним из взаимоисключающих признаков подклассов
- либо всем ивзаимоисключающим ипризнаками подклассов
- Если универсалия существует реально,а не как идея или имя, она должна, помимо общего (определяющего) признака класса, обладать
-
- Следовательно, «целое число [вообще]», как самостоятельная сущность, невозможно.
- (тогда оно не будет целым числом «вообще»);
- либо только чётным(вариант:только нечётным)
- (тогда чётные и нечётные числане будут целыми числами).
- (что нелепо);
- либо ни чётным,ни нечётным
- либо одновременно чётным и нечётным
- Например, все целые числа подразделяются на чётныеи нечётные; но если, помимо чётных и нечётных чисел,есть ещё и «целое число [вообще]», оно должно быть
-
Проблема универсалий. Аргументация реалистов
- Положим, универсалии – это имена.Но имена чего?
- Они не могут быть именами единичных вещей(именами собственными), потому что тогдаони не будут универсалиями.
- Однако, всё наше знание, включая знание единичных вещей, выражено именами нарицательными (универсалиями), и если онине имеют смысла, у нас нет никакого знания.
- Следовательно, они должны быть именами каких-то сущностей, отличных от единичных вещей.
- Однако, если ничего, кроме единичных вещей,не существует, универсалии – это имена несуществующих сущностей, т.е. слова,не имеющие ни значения, ни смысла.
-
Проблема универсалий. Реализм, номинализм, концептуализм
- Номинализм(лат. nomen,имя) –философское учение,утверждающее, что реальны лишь единичные вещи,а универсалии сами по себе(вне мышленияи речи)не существуют.
- Universalia sunt nomina.Универсалии –это имена (слова).
- Реализм(лат. realis,действительный) –философское учение,утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.
- Universalia sunt realia.Универсалии – реальные сущности.
- Концептуализм(лат. conceptus,понятие) –философское учение,которое,не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности,утверждает, что они воспроизводят сходные (общие)признаки единичных вещей.
- Universalia sunt concepta.Универсалии – это понятия.
-
Проблема универсалий. Аргументация концептуалистов
- Не обязательно рассматривать всякий раз как ложное и бесплодное такое понятие, которое,происходя от некоего подлежащего,мыслит его не так, как оно само есть.
- Когда мы занимаемся делением или абстрагированием, мы тоже мыслим не то, что есть на самом деле; но при этом само мышление ни в коей мере не является ложным.
- Дело в том, что существует много вещей,которые имеют бытие в других; от этих других они либо вообще не могут быть отделены,либо, раз отделённые, никоим образом не продолжают своего существования.
- Предметы такого рода существуют в телесных и чувственно воспринимаемых вещах.Но постигаются они отдельно от чувственного,и только так может быть понята их природа и уловлены их свойства.
- Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.
-
- Линия в теле есть нечто; и тем, что она есть, обязана телу, то есть получает своё бытие благодаря телу, в чём нетрудно убедиться – ведь если она отделена от тела, она больше не существует.
- [Но] никто не назовёт наше представление о линии ложным только оттого, что мы в уме представляем её существующей как бы помимо тела, в то время как помимо тела она существовать не может.
- Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.
-
- … мы мыслим роды и виды, отбирая из единичных предметов, в которых они находятся, черты, делающие эти предметы похожими. Так, например, из единичных людей, непохожих друг на друга, мы выделяем то, что делает их похожими – человеческое; и эта [черта] сходства, помысленная и истинным образом рассмотренная духом, становится видом; в свою очередь рассмотрение сходства различных видов, которое не может существовать нигде, кроме как в самих видах или в составляющих их индивидах, производит род. Таким образом, они [т.е. роды и виды чувственного] существуют именно в единичных вещах. Мыслится же [только] общее (universalia), и видом следует считать не что иное, как мысль, выведенную из субстанциального сходства множества несхожих индивидов; родом же – мысль, выведенную из сходства видов.
- Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.
-
Проблема универсалий. Реализм, номинализм, концептуализм
- (Крайний)номинализм
- Universalia sunt nomina.Универсалии –это имена (слова).
- (Крайний)реализм
- Universalia sunt realia.Универсалии – реальные сущности.
- Концептуализм
- Universalia sunt concepta.Универсалии – это понятия.
- Существуюти мыслимытолькоединичные вещи.
- Мыслимотолько общее,и толькообщие сущностипо-настоящемуи существуют.
- Существуюттолькоединичные вещи,но мыслимотолько общее.
-
Проблема универсалий. Концептуализм
- Универсалии существуют трояко:
- до вещей(ante rem) – как их прообразы в Божественном уме;
- в вещах(in rem) – как их общие свойства;
- после вещей(post rem) – как понятия нашего ума.
- Universalia sunt concepta.Универсалии – это понятия.
- Пьер Абеляр
- Фома Аквинский
- Универсалии существуют трояко:
-
Проблема универсалий. Реализм, номинализм, концептуализм
- Реализм
- Номинализм
- Крайнийреализм
- Умеренныйреализм
- Умеренныйноминализм
- Крайнийноминализм
- АнсельмКентерберийский
- (1033/34-1109)
- Гийомиз Шампо(ок. 1170 – 1121)
- Росцеллин(ок. 1150 – ок. 1125)
- АльбертВеликий
- (ок. 1200-1280)
- ФомаАквинский
- (1225/26-1274)
- Пьер Абеляр(1079-1142)
- Платон
- Аристотель
- Антисфен
- Терминизм
- Уильям Оккам(ок. 1285-1347/49)
- Концептуализм
-
- Вопросы?
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.