Содержание
-
Тема урока
Духовная сфера жизни общества Михеев Дмитрий Николаевич МБОУ СОШ № 14 г. Прокопьевск Кемеровская область
-
Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.
Структура духовной сферы жизни общества : Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы; Мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков; Искусство — художественное освоение мира; Наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира; Право — совокупность норм, поддерживаемых государством; Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.
-
Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).
Материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.), духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.
-
Культура – результат развития духовной сферы жизни общества
возделывание. воспитание (от лат. Cultura); определенная система материальных и духовных ценностей, форм и результатов человеческой деятельности; исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека совокупность способов и приемов человеческой деятельности объективированных в материальных носителях мера развития человеческой природы
-
Термин «культура» применяется при описании:
определенной исторической эпохи (античная культура) народностей или наций (культура майя) специфической сферы деятельности (культура труда) речи ( соответствие индивидуальной речи нормам данного языка) поведения человека ( соответствие внешнего проявления активности )
-
Определение - культуры
Все, что создано человеком (обществом) в результате физического и умственного труда (широкое значение) Нравственное состояние человека (общества), определяемое материальными условиями жизни и выражаемое в его быте, воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы (узкое значение)
-
Функции культуры:
функциональная(способ существования общества и реализации человеческой деятельности) ценностная (создание материальных и духовных продуктов, все из которых являются ценностями) креативная (реализация творческого начала в рамках культуры) нормативная (определенные нормы, традиции, ориентиры в рамках культуры)
-
Формы культуры
Элитная – сложная по содержанию, трудна для восприятия, адресована узкому кругу (картины К. Малевича, авторское кино) Народная – создается непрофессионалами, адресована народу (сказки, народные танцы) Массовая – адресована всем без различия т.е. массам (сериалы, популярная музыка) Универсальная – понятна всем, независимо от возраста, образования, социального положения ( творчество А.С.Пушкина, танец танго )
-
Взаимоотношение культуры и личности
1. Каждая личность вносит вклад в культуру общества. Отдельные личности, группы создают новые материальные и духовные ценности. Общество навязывает личности культуру, т.е. каждый из членов общества прививает отдельной личности культуру. 2. Культура влияет на личность, формируя у нее способы деятельности, характерные для данной культуры. Культура определяет успешность личности в зависимости от совпадения задатков и способностей личности и требований культуры
-
Культура современной России
Культурный кризис современной России – изменение советской культуры и усвоение новой культуры Советская культура теряет свои позиции, укрепляются позиции национальных культур, усиливаются позиции западноевропейской и американской культуры быта
-
Кризис современной культуры России проявляется
Отказ общества от высокой оценки духовного мира индивида, укрепление позиций массовой культуры Абсолютизация «финансовой успешности» как мерила человека Резкое расслоение общества по финансовому признаку Усиление позиций негативных субкультур Снижение ценности духовной сферы для государства
-
Духовная культура
одна из сторон общей культуры содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.) показывает процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, и пр.). Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык. Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.
-
Критерии развития духовной культуры общества
Развитие общедоступных средств массовой информации, разумный уровень цензуры (ограничений) Реальные возможности в приобщении к произведениям духовной культуры Наличие условий для массового включения в процесс создания духовных ценностей (культурные учреждения, учебные заведения) Разнообразие и качество производимой духовной продукции
-
Черты современной духовной культуры России
Клерикализм (влияние церкви) Коммерциализация культуры ,как следствие снижение культурного прогресса общества Вестернизация (усвоение культурных евро-американских духовных ценностей) Сокращение материально-технической базы и обеспечения духовной культуры Приобщение к принципам общественной жизни таким как терпимость, свобода слова
-
Структура духовной сферы общества
Духовные потребности - формируются и развиваются в процессе развития личности Духовное производство - процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия Духовное потребление - удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Субъекты духовного производства
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.