Содержание
-
Духовная сфера общества. Подготовка к ЕГЭ
-
Вопросы кодификатора
- Понятие культуры.
- Компоненты культуры: наука, образование, религия, мораль, искусство,
- Формы и разновидности культуры. Функции
- Наука. Основные особенности научного мышления.
- Естественные и социально-гуманитарные науки
- Образование, его значение для личности и общества
- Понятие религии, ранние формы верований, мировые религии, функции религии
- Понятие искусства. Виды искусства
-
Духовнаясфера = культура
- Слово «Культура» (от лат. Cultura - возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»
- «Культура» - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком
- «Культура - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)» - американский культуролог М. Херсковиц
-
Молодежные субкультуры
- Готы
- Эмо
- Рокеры
-
Компоненты культуры
-
Формы культуры
- Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке
- Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителей
- Народная – анонимность, коллективность, первичность
- Экранная – видео, компьютеры
-
Разновидности культуры
- По мнению большинства исследователей разновидностей три:
- Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества
- Субкультура(от лат. Sub - под) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)
- Контркультура (от лат. Contra - против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре
-
Функции культуры
- Гуманистическая
- Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом
- Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационной
- Познавательная(гносеологическая)
- Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей
- Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней
-
Наука как компонент культуры
- Наука - это сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе, человеке.
- Наука – это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров , научной деятельности ученых
Особенности:
- Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов.
- Рационалистическая обоснованность.
- Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия).
- Проверяемость с помощью различных методов научного познания.
-
Методы научного познания
-
Уровни научного познания
-
Функции науки
- Культурно-мировоззренческая
- Непосредственная производительная сила общества(включенность в производство, катализатор процесса совершенствования производства
- Социальная функция (данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития)
-
Черты (принципы) образования
Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развитие человека в интересах общества и государства.
- гуманизация - потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы
- гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов
- интернационализация– формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования
-
Уровни образования
-
Религия (лат. Religae - связывать)
- Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом
- Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом
-
Функции религии
- Мировоззренческая - создание религиозной картины мира
- Компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни
- Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению
- Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих
-
Религия существует в различных формах
-
Мировые религии
-
Мировая религия
Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов.Чтобы религия считалась мировой, она должна удовлетворять следующим критериям, предложенным ЮНЕСКО:
- объединение крупной общности людей
- наличие последователей во многих странах и среди различных народов
-
-
Формы религии
- Пантеизм – мир = бог
- Политеизм (язычество) – многобожие
- Монотеизм – монобожие
- Атеизм – безбожие, неверие в бога и сверхъестественные силы
-
Мораль
Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в обществе, их обязанности друг перед другом и перед обществом
Опирается на
- Авторитет общественного мнения
- Нравственные убеждения личности
Основные нравственные понятия: добро, зло, долг, совесть , гуманизм. Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому, как к самому себе
-
Искусство как компонент культуры
Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образах. Художественный образ – это чувственное воссоздание жизни авторомИскусство - это сфера духовно-практической деятельности, которая направлена на художественное постижение и освоение мира:
- Мастерство
- Творческая деятельность
- Произведения искусства
-
-
Список использованной литературы
- Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, К.Г. Холодковский. Обществознание 11 класс- М: «Просвещение», 2009.
- И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание. Для поступающих в ВУЗы- М: ООО«Эксмо», 2006.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.