Презентация на тему "Фейербах и Маркс. Конец классической немецкой философии"

Презентация: Фейербах и Маркс. Конец классической немецкой философии
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.48 Мб). Тема: "Фейербах и Маркс. Конец классической немецкой философии". Предмет: философия. 24 слайда. Для студентов. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Фейербах и Маркс. Конец классической немецкой философии
    Слайд 1

    Фейербах и МарксКонец классической немецкой философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Фейербах и МарксКонец классической немецкой философии

    Людвигсбург Трир Эйзенберг Рехенберг Ландсхут Лондон Давид Штраус(1808-1874) Бруно Бауэр(1809-1882) Людвиг Фейербах Род. 28 июля 1804 г. в Ландсхуте Ум. 13 сентября 1872 г.в Рехенберге Карл Маркс Род. 5 мая 1818 г. в Трире Ум. 14 марта 1883 г.в Лондоне

  • Слайд 3

    Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля Действующая сила истории: «субстанция» или «самосознание»? Людвиг Фейербах: антропологический материализм Антропологический принцип в философии Философия религии Карл Маркс: исторический материализм Антропология Маркса Понятие отчуждения Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Буржуазное общество как общество тотального отчуждения Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс Проблема социальной (исторической) закономерности Общественные классы как субъекты закономерной деятельности Понятие материального производства Структура социальной реальности: материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций

  • Слайд 4

    МладогегельянцыДавид Штраус и Бруно Бауэр

    Д. Штраус Жизнь Иисуса, критически переработанная (1835-1836) Старая и новая вера (1872) Б. Бауэр Критика истории Откровения(1838) Критика евангельской истории синоптиков (1841-1842) Основные сочинения

  • Слайд 5

    МладогегельянцыПротиворечие между системой и методомГегеля

    … Гегель вынужден был строить систему, афилософская система, по установившемусяпорядку, должна была завершитьсяабсолютной истиной того или иного рода.И тот же Гегель, который подчёркивает,что эта вечная истина есть не что иное, каксам логический (resp.: исторический) процесс, видит себя вынужденным положитьконец этому процессу, так как надо же былоему на чём-то закончить свою систему. А именно, нужно было так представить себеконец истории: человечество приходиткпознанию абсолютной идеи иобъявляет,что это познание абсолютнойидеидостигнуто в гегелевской философии. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербахи конец классическойнемецкой философии».

  • Слайд 6

    Взятое в целом, учение Гегеля оставляло широкий простор для самых различныхпрактических партийных воззрений. Человек, придававший главное значениесистеме Гегеля, мог быть довольноконсервативным в каждой из этих областей[религии и политике]. Тот же, кто главнымсчитал диалектический метод, мог и врелигии и в политике принадлежать к самойкрайней оппозиции. Сам Гегель, несмотряна довольно частые в его сочинениях взрывыреволюционного гнева, в общем, по-видимому,склонялся больше к консервативной стороне…К концу тридцатых годов раскол в его школестановился всё болееи более заметным. Борьба велась ещёфилософским оружием, ноуже не ради абстрактно-философских целей. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербахи конец классическойнемецкой философии».

  • Слайд 7

    Младогегельянцы«Субстанция» или «самосознание»?

    Первый толчок дала книга Штрауса «ЖизньИисуса», вышедшая в 1835 году. Противизложенной в этой книге теории возникновенияевангельских мифов выступил позднееБруно Бауэр, доказывавший, что целый рядевангельских рассказов сфабрикован самимиавторами евангелий. Спор между Штраусоми Бауэром вёлся под видом философскойборьбы между «самосознанием» и«субстанцией». Вопрос о том, возникли лиевангельские рассказы о чудесах путёмбессознательного, основанного на традиции,создания мифов в недрах общины или же онибыли сфабрикованы самими евангелистами, –разросся до вопроса о том, что являетсяглавной действующей силой во всемирнойистории: «субстанция» или «самосознание». Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербахи конец классическойнемецкой философии».

  • Слайд 8

    Людвиг ФейербахАнтропологический материализм

    К критике философии Гегеля» (1839) Сущность христианства (1841) Основные положения философии будущего (1843) Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии (1846) О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли (1866) Эвдемонизм (1866-1869) Основные сочинения

  • Слайд 9

    Людвиг ФейербахАнтропологический принцип в философии

    Единство мышления и бытия, о котором трактовала философия тождества Шеллинга и Гегеля, реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления. Но человека отличает от животных не только способность мышления: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т.е. жизни не только ума, но и сердца. Человек осознаёт себя человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты». Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой: стремление к единению с другим («Я» с «Ты») пробуждает осознание принадлежности к роду, каковое и есть разум (= любовь); причём эта родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство. Но между родовой сущностью человека и его индивидуальным существованием имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) ограничен лишь в индивиде, но не в роде. Попыткой преодоления этого противоречия является религия.

  • Слайд 10

    Людвиг ФейербахФилософия религии

    … понятие божества совпадает с понятиемчеловечества. Все божественные определения,все определения делающие Бога богом, сутьопределения рода – определения, ограниченныеотдельным существом, индивидом и неограниченные в сущности рода и даже в егосуществовании, поскольку это существованиесоответственно проявляется только во всехлюдях, взятых как нечто собирательное. Бог есть понятие рода как индивида, понятиеили сущность рода; он как всеобщая сущность,как средоточие всех совершенств, всех качеств,свободных от действительных или мнимыхграниц индивида, есть в то же время существоотдельное, индивидуальное. Л. Фейербах.«Сущностьхристианства».

  • Слайд 11

    Религия – не просто результат корыстного обмана (хотя её и используют в корыстных интересах) и невежества (хотя непонимание её корней и её действительной функции играет существенную роль в её возникновении и в сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме). Сущность религии – в перенесении родовой сущности человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом существовании, на индивидуальное существо и в поклонении этому существу как своего рода «идеальному человеку». В результате такого переноса это антропоморфное идеальное существо оказывается наделённым атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр., иными словами – традиционными атрибутами Бога монотеистических религий. Но такое разрешение противоречия между сущностью и существованием человека ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека, противопоставлению первой второму и – сначала идеальному, а потом и реальному – порабощению человека плодом его собственной фантазии. Это «отчуждение» должно быть преодолено: необходимо вернуть реальному, живому «ты» его законное место в мыслях, чувствах и сердце «Я», не по праву занятое Богом – этой проекцией вовне человеческих желаний.

  • Слайд 12

    Карл МарксИсторический материализм

    Экономическо-философские рукописи 1844 года (1844) Святое семейство (1845) Немецкая идеология (1845-1846) Нищета философии (1847) Манифест Коммунистической партии (1848) К критике политической экономии (1859) Капитал (1867 и сл.) Основные сочинения

  • Слайд 13

    Антропология МарксаПонятие отчуждения

    Отчуждение(нем. Entfremdung, англ. и франц. alienation) –философско-социологическая категория,выражающая объективное превращениедеятельности человека и её результатовв самостоятельную силу, господствующуюнад ним самим и враждебную ему,и связанное с этимпревращение человека из активного субъектав объект общественного процесса.

  • Слайд 14

    Антропология МарксаОтчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия

    Отчуждение в опредмечивании труда –не просто обретение трудом предметного,внешнего существования, а превращениеопредмеченного труда в противостоящую,враждебную рабочему силу. Самоотчуждение в процессе труда –превращение труда из специфическичеловеческой (сущностной) деятельностив нечто навязанное извне, средствоудовлетворения животных потребностей. Отчуждение родовой жизни человека –превращение социального (в том числепреобразованной трудом природы)в чуждую силу, служащую лишьсредством индивидуального выживания. Отчуждение человека от человека –антагонизация человеческих отношений,вызванная присвоением продукта трудадругим человеком (не рабочим) иподчинением ему самого процесса труда. Четыре уровняотчуждения

  • Слайд 15

    Антропология К. МарксаБуржуазное общество как общество тотального отчуждения

    Труд непосредственно радипотребностей(капитал и труд ещё объединены) Меновая торговля(труд отчасти становитсяисточником дохода) Разделение труда и деньги(труд целиком превращаетсяв труд ради заработка) Аграрный труд и рента(капитал и труд выступают ещёв специфических формах) Свободный капиталстирает всякую природную иобщественную определённость Этапы развитияотчуждённого труда

  • Слайд 16

    Материалистическое понимание историиИстория как объективно детерминированный процесс

    … Маркс положил конец воззрению наобщество, как на механический агрегатиндивидов, допускающий всякиеизменения по воле начальства (или, всёравно, по воле общества и правительства),возникающий и изменяющийся случайно,и впервые поставил социологию нанаучную почву, установив понятиеобщественно-экономической формации,как совокупности данныхпроизводственных отношений, установив,что развитие таких формаций естьестественно-исторический процесс. В. И. Ленин.«Что такое “друзьянарода” и как онивоюют противсоциал-демократов».

  • Слайд 17

    Материалистическое понимание историиПроблема исторической закономерности

    Но идея историческойзакономерностикажется внутренне противоречивой,поскольку история имеет своимпредметом человеческую деятельность. Но если человеческая деятельностьне подчиняется законам, историческоезнание не может принять форму науки,оставаясь просто набором сведений. Отрицание свободы воли (фатализм)научность истории не спасает, так как сустранением человеческой спецификиустраняется и самый предмет истории. Признание закономерности в природене создаёт затруднений: объекты,необладающие волей и сознанием, легкомыслить подчинёнными законам. Каким образом деятельность, направ-ляемая волей и сознанием, может регу-лироваться законами, по определениюне зависящими от воли и сознания? Закон –1) объективная, существенная, необходимая,устойчивая связьмежду явлениями;2) научное положение,отображающее такую связь.

  • Слайд 18

    Материалистическое понимание историиКлассы как субъекты закономерной деятельности

    Поведение коллективных общностейможно рассматривать как объективнообусловленное без того, чтобы отрицать при этом свободу индивидуальной воли. Примерами таких общностей являютсяобщественные классы, т.е. группылюдей, занимающих одинаковое местов системе общественного производства. Существование и характеристикиклассов не зависят от воли и сознаниячленов общества, а обусловленыструктурой и характером производства. И всё же историческая закономерностьмыслима, поскольку субъектамизакономерной деятельности не обяза-тельно должны выступать индивиды. В закономерности поведениясоциальных общностей проявляетсяединство значимых характеристиких индивидуальных членов. Общественные классы –большие группы людей,различающиеся поих месту в системеобщественногопроизводства.

  • Слайд 19

    Материалистическое понимание историиИстория как объективно детерминированный процесс

    В общественном производстве своейжизни люди вступают в определённые,необходимые, от их воли не зависящиеотношения – производственныеотношения, которые соответствуютопределённой ступени развития ихматериальных производительных сил.Совокупность этих производственныхотношений составляет экономическуюструктуру общества, реальный базис,на котором возвышается юридическаяи политическая надстройка и которомусоответствуют определённыеформы общественного сознания. К. Маркс.«К критике политической экономии».

  • Слайд 20

    Люди сами делают свою историю,но они её делают не так, как имвздумается, при обстоятельствах,которые не сами они выбрали,а которые непосредственноимеются налицо, даны им иперешли от прошлого. К. Маркс.«Восемнадцатое брюмераЛуи Бонапарта».

  • Слайд 21

    Материалистическое понимание историиПонятие материального производства

    Людей можно отличать от животныхпо сознанию, по религии – вообщепо чему угодно. Сами они начинаютотличать себя от животных, как тольконачинают производить необходимыеим средства к жизни, – шаг, которыйобусловлен их телесной организацией.Производя необходимые им средствак жизни, люди косвенным образомпроизводят и самоёматериальную жизнь. К. Маркс и Ф. Энгельс.«Немецкая идеология».

  • Слайд 22

    Материалистическое понимание историиМатериальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка

    В общественном производстве своейжизни люди вступают в определённые,необходимые, от их воли не зависящиеотношения – производственныеотношения, которые соответствуютопределённой ступени развития ихматериальных производительных сил.Совокупность этих производственныхотношений составляет экономическуюструктуру общества, реальный базис,на котором возвышается юридическаяи политическая надстройка и которомусоответствуют определённыеформы общественного сознания. К. Маркс.«К критике политической экономии».

  • Слайд 23

    Материалистическое понимание историиИсторическое развитие как смена общественно-экономических формаций

    На известной ступени своего развитияматериальные производительные силыобщества приходят в противоречие ссуществующими производственнымиотношениями, или – что является толькоюридическим выражением последних –с отношениями собственности, внутрикоторых они до сих пор развивались. Изформ развития производительных сил этиотношения превращаются в их оковы. Тогданаступает эпоха социальной революции.С изменением экономической основыболее или менее быстро происходитпереворот во всей громадной надстройке. К. Маркс.«К критике политической экономии».

  • Слайд 24

    Вопросы?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке