Содержание
-
Философия Древней Индии
-
План лекции:
Индуизм Буддийская философия
-
Индуизм
Древнейшая национальная религия Индии. 3-я по численности после христианства и ислама. Её исповедуют более 80% населения Индии (+ Непал, Шри Ланка, Индонезия).
-
Периодизация индуизма:
Ведийский период (I тыс. до н.э. – 6 в. до н.э.) Шраманский период (6-5 вв. до н.э.) Эпический (классический) период (4-6 вв.н.э) Средневековый период (6-18 вв.н.э.) Современный (19 в. – по наст. время)
-
Ведийский период:
Строгое кастовое деление (шудры, вайшьи, кшатрии и брахманы) Верховный Бог – громовержец Индра. Жертвенные площадки и алтари (храмов не строили).
-
ВЕДЫ - совокупность древнейших памятников религиозной лит-ры Индии. Это четыре главных сборника: Ригведа (религиозные гимны); Самаведа (гимны, песнопения); Яджурведа (сб-к словесных формул для жертвоприношений); Атхарваведа (сборник заклинаний, в т.ч. медицинского характера). + Существуют философско-религиозные комментарии к Ведам: брахманы, араньяки и упанишады.
-
Шраманский период(период религиозного брожения и зарождения многих философских школ )
Даршана – «философия». Даршаны подразделялись на: Ортодоксальные (признающие авторитет Вед) Неортодоксальные (не признающие авторитета Вед)
-
-
Йога: «единение»
Цель йоги – освободить дух человека от зависимости от тела, природы (Пракрити) и достичь единения с подлинным Я – вечным мировым духом (Пурушей). Раджа-йога («царственная» йога, Йога Патанджали): – 8 стадий пути к освобождению, в т.ч. нравственное поведение, позы (асаны), дыхание (пранаяма), глубокое сосредоточение (самадхи) и другие.
-
-
-
-
-
-
Эпический (классический) период индуизма:
Нашел наибольшее отражение в Эпосах: Махабхарата (её часть -Бхагавадгита) Рамаяна
-
Средневековый период индуизма:
Тримурти (Брахма, Вишну и Шива); наиболее почитаемые божества – Вишну и Шива Почитание женского начала (Лакшми, Парвати, Кали и т.д.).
-
Три- Мурти
-
Современный период развития индуизма
(Огромное кол-во школ и направлений); Рамакришна (1836-1886) Вивекананда (1863-1902) Махатма Ганди Неоиндуизм – Международное общество сознания Кришны.
-
Рамакришна (1836-1886)
Был жрецом храма в Калькутте Говорил, что каждый культ, религия – это одна из стадий познания единого Бога. Самый известный из его учеников – Свами Вивекананда.
-
Свами Вивекананда (1863-1902)
Ближайший ученик Рамакришны Учил, что разные религиозные учения не противоречат друг другу. Все дороги к истине ведут через моральное очищение.
-
Махатма Ганди (1869-1948)
Лидер национально-освободительного движения Индии, благодаря духовному авторитету которого Индия обрела независимость. Выработал тактику ненасильственного сопротивления, организуя мирные акции протестов. Выступал против братоубийственной войны между индусами и мусульманами.
-
Буддизм
Первая Мировая религия Возникла в середине I тыс. до н.э. в Индии в шраманский период. Обращен ко всем людям, независимо от их национальной, сословной или профессиональной принадлежности
-
Основатель буддизма– Сиддхартха Гаутама (563 – 483 гг. до н.э.)
-
-
В основе учения Буддизма 4 Благородные Истины:
Истина о страдании. Истина о причине страдания. Истина о прекращении страдания. Истина о пути.
-
Первая Благородная Истина – Истина о страдании:
Всё есть страдание (рождение, болезни, смерть…). Удовольствие – не противоположность, а аспект страдания. В этом мире страдают все формы жизни, жизнь одного покупается ценой жизни другого Сансара – круговорот рождений и смертей, главная характеристика которого – страдание.
-
-
Жизнь в сансаре регулируетсязаконом кармы:
Карма (санскр.«дело», «действие»). Согласно буддийским представлениям, любое действие, которое мы совершаем : Физическое Словом Мыслью или волей (желанием), обязательно имеет свои последствия (плоды). Они могут быть «+», «-» и «0».
-
С т.зр. буддийской философии, причиняя страдания другим живым существам, мы косвенно причиняем страдания самим себе, т.к. сеем причины собственного несчастья в будущем. И наоборот, помогая другим, мы, тем самым, косвенно помогаем самим себе, т.к. сеем причины собственного счастья.
-
Вторая Благородная Истина – Истина о причине страдания
Причина всех страданий – омрачения нашего ума, привязанности, страсти. !! Привязанности – как со знаком «+» (влечения), так и со знаком «-» (отвращения).
-
Главные омрачения (клеша), лежащие в основе сансары:
Невежество Гнев Страсть Зависть Гордыня
-
Третья Благородная Истина – Истина о прекращении страдания
Существует состояние, в котором страдания больше нет, оно называется Нирвана. Нирвана - («угасание, затухание») – угасание всех страстей и привязанностей, питающих страдание, а с ними и всех страданий.
-
Нирвана
Нирвана – не место, а состояние сознания. Нагарджуна: «Сансара и нирвана – одно!» Это состояние особой, надличностной полноты бытия.
-
-
Четвертая Благородная Истина – Истина о Пути
Существует путь, ведущий к прекращению страданий и нирване, это Благородный Восьмеричный путь
-
Благородный Восьмеричный путь:
Правильное понимание Правильная решимость Правильная речь Правильное поведение
-
4). Правильное поведение (включает 5 основных заповедей):
Непричинение вреда другим живым существам Отказ от дурной речи Отказ от воровства Правильная сексуальная жизнь Неупотребление дурманящих веществ *У монахов и монахинь обетов несколько сотен, в т.ч. бедности
-
Благородный Восьмеричный путь (продолжение)
Правильный образ жизни (правильные средства к существованию) Правильное усердие Правильное внимание Правильное сосредоточение
-
Главные направления буддизма:
Хинаяна Махаяна Ваджраяна
-
Хинаяна (Тхеравада, южный буддизм, Малая колесница буддизма)
Идеал – Архат, святой, достигший нирваны Нирвана достижима только для монахов Будда – просто учитель Более простые обряды, аскетизм
-
Махаяна (Большая колесница буддизма, северный буддизм
Идеал – бодхисаттва (святой, достигший состояния будды, но отказавшийся от вступления в окончательную нирвану во имя спасения всех живых существ). Будда – это вечная, изначально пробужденная природа сознания, истинная реальность как она есть. Каждое существо изначально наделено природой будды. Достичь состояния будды могут не только монахи, но и миряне.
-
Обет бодхичитты:
Каждый, кто вступает на путь махаяны дает обет бодхичитты: «Да стану я буддой на благо всех живых существ». С этого момента он обещает не причинять вреда и всеми силами помогать другим живым существам.
-
Ваджраяна(Алмазная или Громовая колесница буддизма, тантрический буддизм, буддийская йога)
«Короткий» но опасный путь, обеспечивающий достижение состояния будды в течение одной жизни. Особенности практики - аффекты и страсти не подавляются, а осознаются и трансформируются в мудрость будды. Существует 4 класса тантр (в т. ч. йога сна, йога внутреннего тепла (тумо) и др.), и отдельных направлений - Дзогчен, Дзен (Чань), Махамудра и др.
-
Далай Лама 14
-
-
-
Доклады:
История буддизма в Тибете Дзен-буддизм (японская школа буддизма) Философия и практика йоги Сикхизм Международное общество сознания Кришны
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.