Содержание
-
Фрэнсис Бэкон
22 января 1561 — 9 апреля 1626
-
Фрэнсис Бэкон
английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 году в возрасте 23 лет был избран в парламент. С 1617 года лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 году привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.
-
-
Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году.
-
В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила» Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей. Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.
-
Основные сочинения Ф.Бэкона
Опыты, или наставления нравственные и политические (1-е изд. – 1597, 2-е изд. – 1612, 3-е изд. –1625) О мудрости древних (1609) Великое восстановление наук О достоинстве и приумножении наук (1605) Новый Органон (1620) История ветров (1622) История жизни и смерти (1623) Новая Атлантида (1623-1624?)
-
Учение о «призраках» («идолах») разума
ИДОЛЫ ПЛОЩАДИ ИДОЛЫ ТЕАТРА ИДОЛЫ ПЕЩЕРЫ ИДОЛЫ РОДА 4 вида идолов
-
Идолы рода
Идолы рода находят основаниев самой природе человека,в племени или самом роде людей,ибо ложно утверждать, чточувства человека есть мера вещей.Наоборот, все восприятиякак чувства, так и умапокоятся на аналогии человека,а не на аналогии мира.Ум человека уподобляется неровномузеркалу, которое, примешиваяк природе вещей свою природу,отражает вещи в искривлённоми обезображенном виде.
-
Примеры идолов рода:
Стремление уподоблять природу человеку (как проявление общей установки объяснять неизвестное по аналогии с известным). Тенденция к упрощению, проявляющаяся в предположении, что в изучаемом объекте больше порядка и целесообразности, чем на самом деле. Склонность переоценивать значение неожиданных, необычных и удивительных явлений, отнюдь не обязательно репрезентативных.
-
Идолы пещеры
Идолы пещеры суть заблужденияотдельного человека. Ведь у каждогопомимо ошибок, свойственных родучеловеческому, есть своя особая пещера,которая ослабляет и искажает светприроды. Происходит это или от особыхприрождённых свойств каждого,или от воспитания и бесед с другими,или от чтения книг и от авторитетов,перед какими кто преклоняется, иливследствие разницы во впечатлениях,зависящей от того, получают ли их душипредвзятые и предрасположенные илиже души хладнокровные и спокойные
-
Примеры идолов пещеры:
Люди в большинстве своём склонны ценить выше то, во что ими вложено больше труда, или то, что им более привычно. Одни умы склонны придавать большее значение различиям в вещах, другие – сходству между ними. Одни больше интересуются частностями и подробностями, другие – общим и целым. Одни умы склонны к почитанию древности, другие увлечены любовью к новизне, но немногие могут соблюсти такую меру, чтобы и не отбрасывать то, что справедливо установлено древними, и не пренебречь тем, что верно предложено новыми.
-
Идолы площади (рынка)
Существуют ещё идолы, которыепроисходят как бы в силу взаимнойсвязанности и сообщества людей.Эти идолы мы называем, имеяв виду порождающее их общениеи сотоварищество людей,идолами площади.Люди объединяются речью.Слова же устанавливаютсясообразно разумению толпы.Поэтому плохое и нелепоеустановление слов удивительнымобразом осаждает разум.
-
Примеры идолов площади:
Поверхностный и искусственный характер различий, устанавливаемых обыденным словоупотреблением (неудачные имена для существующих вещей) Возможность изобретения и употребления имён несуществующих вещей (например, «судьба», «перводвигатель» и т.п.), вследствие чего разум втягивается в беспредметные, бессмысленные и бесплодные споры.
-
Идолы театра
Существуют, наконец, идолы,которые вселились в души людейиз разных догматов философии,а также из превратныхзаконов доказательств.Их мы называем идолами театра,ибо мы считаем, что,сколько есть принятых илиизобретённых философских систем,столько поставленои сыграно комедий,представляющих вымышленныеи искусственные миры.
-
Опыт как источник знания
Два пути существуют и могутсуществовать для отыскания иоткрытия истины. Один воспаряетот ощущений и частностей к наиболееобщим аксиомам и, идя от этихоснований и их непоколебимойистинности, обсуждает и открываетсредние аксиомы. Этим путём ипользуются ныне. Другой же путьвыводит аксиомы из ощущений ичастностей, поднимаясь непрерывнои постепенно, пока наконец не приходитк наиболее общим аксиомам.Это путь истинный, но не испытанный.
-
Оба эти пути исходятиз ощущений и частностейи завершаются в высших общностях.Но различие их неизмеримо.Ибо один лишь бегло касается опытаи частностей, другой надлежащимобразом задерживается на них.Один сразу же устанавливает некиеобщности, абстрактные и бесполезные,другой постепенно поднимаетсяк тому, что действительноболее сообразно природе.
-
Дедукция(лат., deductio,выведение) –процесс логического вывода,т.е. перехода по тем или инымправилам логики от некоторыхданных положений (посылок)к их следствиям (заключениям). Индукция(лат., inductio,наведение) –форма мышления, посредствомкоторой мысль наводится наобщее правило, общееположение, присущее всемпредметам какого-либо класса. Переход (умозаключение)от общего к частному Переход (умозаключение)от частного к общему
-
Наиболее значительные последователи эмпирической линии в философии Нового времени: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм — в Англии; ЭтьенКондильяк, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дени Дидро — во Франции. Проповедником эмпиризма Ф.Бэкона был также словацкий философ Ян Байер.
-
«Знание есть сила, сила есть знание»
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.