Презентация на тему "Классики герменевтики"

Презентация: Классики герменевтики
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Классики герменевтики" в режиме онлайн. Содержит 37 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по философии в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    37
  • Слова
    философия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Классики герменевтики
    Слайд 1

    Классики герменевтики

    Шлейермахер 21 ноября 1768, Бреслау— 12 февраля 1834, Берлин  Дильтей 19 ноября 1833, Бибрих-на-Рейне — 1 октября 1911, Зейс Хайдеггер 26 сентября 1889, Месскирх, Баден-Вюртемберг — 26 мая 1976, Фрайбург-в-Брайсгау Гадамер 11 февраля 1900, Марбург — 12 марта 2002, Гейдельберг 

  • Слайд 2

    Проблема истины решалась в теории познания, как правило, без учета такого измерения действительности, как время. Идея «очистить» познание от признаков связанных со временем (против релятивизма, Аристотель)

  • Слайд 3

    Герменевтика к рубежу ХХ века понимается в трех возможных смыслах:1. как искусство понимания, постижения смыслов и значения знаков2. как теория и общие правила интерпретации текстов3. как философское учение об онтологии понимания и эпистемологии интерпретации

  • Слайд 4

    Толкование священного писания (экзегетика) – возникновение техник толкования – грамматической и исторической интерпретации, понятие исторического богословия, истин предания и истин откровения (сближение теологии с филологией при посредстве герменевтики)

  • Слайд 5

    Дильтей – идея «критики исторического разума». Необходимо понять, как история может стать наукой, как рядом с естественно-научным опытом может встать исторический опыт (отсутствие причинно-следственной связи, «повторяемости» - природной необходимости).

  • Слайд 6

    На смену этому в исторических науках приходит связность и темпоральность жизни, «течение жизни», переживание как специфический модус познания жизни - понимания

  • Слайд 7

    В теории Хайдеггера произошло сращивание теории познания (феноменологии) с онтологией. Бытие предстает как бытие-понимание (Dasein).

  • Слайд 8

    Категориальному освоению бытия Хайдеггер противопоставляет «экзистенциальное». Вместо субъекта — Dasein, вместо мышления — страх, забота, бытие к смерти.

  • Слайд 9

    Этим «состояниям» («чувствам») нельзя приписать модальностей рефлексии. Однако, возможно постижение этих экзистенциалов - понимание

  • Слайд 10

    У Шлейермахера понимание осмысляется по аналогии с истолкованием разговора как специфического рода опыта. Опыт дает нечто такое, что нельзя получить чисто теоретически, и поэтому, стремясь теоретизировать опыт, наука искажает его.

  • Слайд 11

    Хайдеггер

    Говорящий не использует язык, но язык пользуется говорящим для сказывания. "Сказ требует оглашения в слове. Человек, однако, способен говорить лишь поскольку он, послушный сказу, прислушивается к нему, чтобы, вторя, суметь сказать слово"

  • Слайд 12

    Хайдеггер отказывается от гуссерлевского идеала строго терминологического языка в пользу выразительных возможностей естественного языка»

  • Слайд 13

    Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера вернулась от вопросов о бытии к вопросу о текстах.

  • Слайд 14

    Так, вместо открывающейся в языке истины Гадамер говорит о диалоге как об установлении согласия относительно некой сути дела, которая и становится условием понимания:

  • Слайд 15

    "... Понять означает прежде всего понять само дело и лишь во вторую очередь - выделить и понять чужое мнение в качестве такового. Наипервейшим из всех герменевтических условий остается, таким образом, пред-понимание, вырастающее из нашей обращенности к тому же делу"

  • Слайд 16

    «герменевтический круг»

    "Тот, кто хочет понять текст, постоянно осуществляет набрасывание смысла. Как только в тексте начинает проясняться какой-то смысл, он делает предварительный набросок смысла всего текста в целом.

  • Слайд 17

    Но этот первый смысл проясняется в свою очередь лишь потому, что мы с самого начала читаем текст, ожидая найти в нем тот или иной определенный смысл. Понимание того, что содержится в тексте, и заключается в разработке такого предварительного наброска, который, разумеется. Подвергается постоянному пересмотру при дальнейшем углублении в смысл текста"

  • Слайд 18

    "понимание дела необходимым образом осуществляется в языковой форме, причем не так, что понимание задним числом получает еще и словесное выражение,- скорее способ, каким осуществляется понимание, будь то понимание текста или собеседника, представляющего нам то или иное дело, заключается в том, что само это дело обретает язык.

  • Слайд 19

    ...Язык, в котором нечто "обретает язык", не является достоянием и не находится в распоряжении того или иного из собеседников. Всякий разговор предполагает общий язык, или, вернее, он вырабатывает этот общий язык...

  • Слайд 20

    Это не просто внешний процесс подгонки инструментов; неверно будет даже сказать, что собеседники приспосабливаются друг к другу; скорее в получающемся разговоре они оказываются во власти истины обсуждаемого ими дела, которая и объединяет их в новую общность"

  • Слайд 21

    Для Хайдеггера потоки анонимно протекающей жизни сознания, о которых говорит Гуссерль, не способны одновременно выступать горизонтом понятности бытия, поскольку субъект, которому эта понятность доступна в «живом настоящем», приходит с запаздыванием всегда слишком поздно.

  • Слайд 22

    Тождество различенных моментов внутреннего сознания времени, вводимое через своего рода обращение времени вспять и восхождение к истоку экстанционалов, достигается в форме единства самосознания

  • Слайд 23

    Чтобы дать это увидеть, потребна исходная экспликация времени как горизонта понятности бытия из временности как бытия понимающего бытие присутствия»

  • Слайд 24

    «герменевтика фактичности» вот-бытия - начиная с зимн. сем. 1919/20 гг.» . фрайбургские лекции с 1919/1920 по 1923 г., хотя само название «герменевтика фактичности» устанавливается только с 1923 г.

  • Слайд 25

    Хайдеггер пишет в 34 параграфе Бытия и времени: «Философское исследование должно будет отказаться от ‘философии языка’, чтобы спрашивать о ‘самих вещах’, и оно должно будет достичь состояния понятийно проясненной проблематики».

  • Слайд 26

    Письмо о гуманизме (1946), ...поэтически жительствует человек... (1951), Тождество и различие (1957), Путь к языку (1959), На пути к языку (1959), циклы статей о Гёльдерлине, Хебеле, Тракле и др.).

  • Слайд 27

    одним из главных источников теории Хайдеггера выступает Псевдо-Дионисий Ареопагит, который утверждал безмолвие в качестве основы слова

  • Слайд 28

    В ситуации же «сказывания» бытия (Sage des Seyns) важно отсутствие союза, указывающего на какой-либо объект; «сказ» принципиально отличен от высказывания.

  • Слайд 29

    Человеческая жизнь укоренена – должна быть укоренена – в определенном, родственном ей месте, должна иметь «топос».

  • Слайд 30

    И она должна быть укоренена в языке, а именно в сохраняемом традицией и поэзией национальном языке. Язык Хайдеггер назвал домом бытия, охарактеризовав тем самым язык как феномен в его родовом выражении.

  • Слайд 31

    чем крупнее мастер, тем бесследнее исчезает его личность за его трудом.

  • Слайд 32

    Сопоставление аристотелевского термина κινεσις и латинского act, которыми характеризуют бытийную процессуальность, одну из ключевых философско-теологических тематик

  • Слайд 33

    “изначально и прежде всего” мы слышим как раз - таки не шумы и звуковые комплексы, но тарахтящий мотор, трамвай, мотоцикл, колонну на марше, северный ветер. Чтобы “услышать” нечто вроде “чистого шума”, нужно предварительно принять очень искусственную и сложную установку

  • Слайд 34

    первый методический шаг Хайдеггера задается противопоставлением “беспредпосылочного” видения вещей (или “изначального”, “ближайшего”, “естественного”, “непредвзятого”, “простого”, “собственного”, “подлинного”, “чистого” и т.д.:

  • Слайд 35

    Непосредственность опыта означает его непроизведенность, базовый статус в иерархическом строении опыта в целом.

  • Слайд 36

    Этот опыт самопонятен, стало быть, он имеет смысловой характер — характер “предпонимания”, фундирующего любой артикулированный смысл. Вспомним, что понимание Хайдеггер определяет как “бытийное осуществление” открытости мира, Других и самого вот-бытия

  • Слайд 37

    идея “фундаментальной онтологии”, на основе которой строятся все “региональные онтологии” частных наук. Иначе говоря, это идея, согласно которой в иерархическом строении смыслового универсума (человека и человечества) можно выделить некий базовый уровень, т.е. в цепи фундирования существует начальное “звено”.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке