Содержание
-
Исторические типы философствования.
-
Этапы развития западной философии
Античная философия (VIIв. до н.э.-II в. н.э.) Средневековая философия (II - XIII вв. н.э.) Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI вв. н.э.) Философия Нового времени (XVII-XVIII вв. н.э.) Постклассическая философия (XIX в.) Современная философия (XIX-XXI вв. н.э.)
-
Вопросы:
Античная философия Средневековая философия Философия эпохи Возрождения Реформация Философия Нового времени Просвещение Немецкая философия Исторический и диалектический материализм.
-
Античная философия
VII вв.до н.э.- II в.н.э. Зарождение философии Натурфилософия. Поиск первоначала (архэ). Моносубстанция движение число атом Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) Ионийская (Гераклит) Пифагорейская (Пифагор) Атомистическая (Левкипп, Демокрит) Элейская школа (Парменид, Зенон)
-
Антропологический переворот (Сократ) Создание первых философских систем Академия Платона. Дуализм (мир идей и мир вещей). Эйдос. Идеальное государство Познание как припоминание. Объективный идеализм Лицей Аристотеля. Метафизика. Материя и форма. Логика. Закон тождества, непротиворечия и искл. третьего. Система категорий. Этика. Политика
-
Эпоха Средневековья
Апологетика Классическая патристика Догматика Ранняя Реализм Зрелая Номинализм Поздняя Патристика II – VII вв. н.э. Схоластика VIII – XIII вв. н.э.
-
Особенности философского мировоззрения эпохи Средневековья
Античность – политеизм – существование многих богов Средневековье - монотеизм (единобожие) Теоцентризм – конкретно-исторический тип мировоззрения, характерный для средневековой философии
-
Эпоха Средневековья
Креационизм – учение о сотворении мира Богом из Ничего.Единственный способ познания сверхъестественного – вера. Провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Концепция линейного времени
-
Представители философии Средневековья
Августин Аврелий (Блаженный) «О Граде Божьем» (IV - V в.н.э. ) «Верую, чтобы понимать!» Ансельм Кентерберийский (XI в.н.э.) Реализм. Схоластика. Пьер (Петр) Абеляр(XI– XII в.н.э.) Номинализм. Природа универсалий. Фома Аквинский(XIII в.н.э.) Доказательства бытия Бога -5 (по Аристотелю) «Сумма теологий» Иоанн Дунс Скот(XIII - XIV в.н.э.) Индетерминизм. Свобода воли. Эмпиризм. Уильям Оккам(XIII - XIV в.н.э.) Номинализм. Логика. «Бритва Оккама».
-
Философия эпохи Возрождения
Отказ от иерархической системы ценностей, созданной средневековой церковной культурой. В городах возникают светские центры науки и искусства - вне контроля церкви. Возрождение Античности Антропоцентризм – перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь Противоположен теоцентризму, (в центре всего – Бог) и античной философии - космоцентризму, (Космос – как мировой порядок).
-
Пантеизм - Бог сливается с природой, отождествлен с ней Гуманизм - ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни. Эстетизм. Не подражание природе, а творчество художника. Объект – человеческое тело, телесная красота и гармония.
-
Представители философии эпохи Возрождения:
Леонардо да Винчи (1452-1519) «Универсальный человек», опыт. Франческо Петрарка(1452-1519) Гуманистическая литература. Индивидуальные переживания. Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.) «Государь» («Князь»)
-
Представители философии эпохи Возрождения
Мишель Монтень (1533 - 1592) «Опыты», скептицизм. Николай Коперник (1473 – 1543 гг.) Гелиоцентрическая система мира, положил начало первой научной революции Джордано Бруно(1548 – 1600 гг.) Пантеизм, Философская интерпретация учения Н. Коперника.
-
Развитие естествознания
Развитие знаний в XIV-XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем: Великие географические открытия (Х. Колумб, Ф. Магеллан ), изучение механики (Леонардо да Винчи),
-
исследования в астрономии (Дж. Бруно, Н.Коперник) изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, Парацельс (1493 – 1541 гг.) - впервые после античности предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, начало научной медицины и анатомии.
-
Реформация
Католичество отошло от первоначальных христианских принципов. Схоластика. Индульгенции. Мартин Лютер (1483 -1546) - христианский богослов, перевел Библию на немецкий язык. Одно из направлений протестантизма лютеранство. Джон Уиклиф (1320 /1324 -1384) - английский богослов, профессор Оксфордского университета, предшественник протестантизма. Первый переводчик Библии на среднеанглийский язык. Христос, а не папа римский, является главой церкви. Библия, а не церковь, является единственным авторитетом верующего, спасение – через личную веру.
-
Философия Нового времени XVI – XVII вв.
Формирование научного мировоззрения Становление капитализма Развитие науки и техники Эпоха научной революции
-
Философия эпохи Нового времени
Механицизм - метод познания. Мир как механизм. Детерминизм - принцип предопределенности, обусловленности того или иного явления определенными предпосылками
-
Представители философии Нового времени
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (1564 – 1642) Основатель экспериментальной физики. Классическая механика. Гелиоцентризм. Принцип относительности. ИСААК НЬЮТОН (1642 - 1727) Закон всемирного тяготения. Законы Ньютона - основы классической механики. Пьер-Симон Лаплас (1749-1827) Детерминизм Поль Анри Гольбах (1723-1789) обоснование материализма и атеизма Жюльен Офре де Ламетри (1709 - 1751) Человеческий организм - самостоятельно заводящаяся машина
-
Эмпиризм
Источником истинного познания является опыт. Френсис Бэкон (1551-1626 гг.) «Новый Органон». Индукция и эксперимент. Пути в науке, идолы (призраки) – ошибки на пути познания. «Знание – сила!» Джон Локк (1632-1704) Учение о «чистой доске», Томас Гоббс (1588 - 1679) Материализм. Теория общественного договора. «Левиафан» Сенсуализм-источником истинного познания являются чувства (ощущения) человека. Джордж Беркли (1685 – 1753)«Существовать – значит быть воспринимаемым!» Давид Юм (1711 – 1776) Агностицизм.
-
Рационализм
источником истинного познания является разум ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Рене Декарт(1596 - 1650) Дуализм. Механицизм. Учение о «врожденных идеях». Дедукция. «Рассуждения о методе». Принцип тотального сомнения: «Мыслю, следовательно, существую!» Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) «Монадология» Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677) Пантеизм. Монизм. Учение о Субстанции
-
Развитие науки
Рационализм Эмпиризм Кантианство Позитивизм Гегельянство Эмпириокритицизм марксизм философия жизни
-
Немецкая классическая философияXVIII – XIX вв.
Иммануил Кант Субъективный идеализм. Теория познания. Категорический императив. И.-Г. Фихте . Самосознание. Я и не-Я. Наукоучение Ф.-В.-Й. Шеллинг Натурфилософия - Философия тождества. Диалектика природы. Творчество.
-
НКФ
Г.-В.-Ф. Гегель Объективный идеализм. Триада (тезис-антитезис-синтез). Абсолютная идея. Законы диалектики. «Энциклопедия философских наук» Л.-А. Фейербах. Материализм. Антропологизм. «Сущность Христианства»
-
Философия эпохи Просвещения XVIII в.
Идея «Естественного человека» Становление новых общественных отношений Идея прогресса, основа - Наука и разум Религия – как ветвь философии. Протестантизм 4. «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» - 35 томов, 71 818 статей и 3129 илл.
-
Энциклопедисты эпохи Просвещения:
Франсуа Вольтер(1694 - 1778) - история, литература, философия. Этьен Б. Кондильяк - философия. Дени Дидро - главный редактор, экономика, механика, философия, политика, религия. Поль Анри Гольбах - химия и минералогия, политика и религия. Шарль Луи Монтескьё - часть статьи «о вкусе». Жан Жак Руссо - музыка, политическая теория.
-
Исторический и диалектический материализм
Согласно диалектическому материализму: Материя первична относительно сознания Материя постоянно развивается во времени. материя - единственная основа мира; мышление - неотъемлемое свойство материи; движение и развитие мира - результат преодоления его внутренних противоречий
-
Исторический материализм:
Материальное производство - основа общества - Базис Определяет бытие - Надстройка. Общество – как система. Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций (5), обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил. Общество делится на классы по средствам производства. Классовая борьба. Соц. Революция. Формации: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм (промежуточная – социализм) коммунизм
-
Представители:
Карл Маркс (1818 - 1883) Ист.материализм и диал. материализм, теория классовой борьбы, «Манифест коммунистической партии» Фридрих Энгельс (1820 - 1895) – философ, экономист, соратник К. Маркса и соавтор его трудов (Капитал, Т.2,3). Создав вместе с Марксом диалектический материализм, материалистическое понимание истории и научный коммунизм В строго систематизированной форме изложил марксизм как цельное мировоззрение, показал его составные части и теоретические источники.
-
Задание для самостоятельной работы:
Проанализируйте выражение: Нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в ощущениях! Джон Локк
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.