Содержание
-
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
-
Космоцентризм
Бог(боги) Бог Космос Космос
-
Особенности средневековой философии
1. Теоцентризм как фундаментальная мировоззренческая установка. Источником всякого бытия является Бог. 2. Креационизм. Бог создал мир (космос) из ничего. 3. Религиозный характер (монотеизм). Опора в философствовании на религиозную веру и Священное Писание (ревеляционизм). 4. Персонализм. Человек, созданный по образу и подобию Бога, обладает свободой воли, свободой выбора своего будущего. 5. Провиденциализм. Бог управляет созданным им миром с учетом свободы воли человека. 6. Эсхатологизм. История этого мира имеет свое завершение
-
Средневековая монотеистическая философия:
1. европейская христианская философия; 2. арабо-мусульманская философия; 3. еврейская средневековая философия.
-
Авторитет Священного Писания. Главным достоинством философского текста признается не оригинальность и новизна идей, а соответствие тем истинам, которые заложены в Священном Писании и которое рассматривается как Откровение самого Бога.
-
Европейская христианская философия. 1 этап - патристика (II - VIII вв.) От греч. πάτέρ, (лат. pater) – отец. Философия, создаваемая святыми отцами христианской церкви. Патристика – это синтез христианской веры и античной философской учености.
-
ПАТРИСТИКА
Патристика делится на: 1. западную, создавалась на латинском языке и была распространена в на Западе Римского мира – затем переходит в западноевропейскую католическую схоластику 2. восточную, создавалась на греческом языке и была распространена в восточных областях Римской империи – затем получит свое развитие в философии Византийской империи. После принятия от Византии христианства Русью составит основу древнерусской философии..
-
Западная патристика
Тертуллиан Амвросий Медиоланский Иероним Стридонский Аврелий Августин (Августин Блаженный)
-
Восточная патристика
Григорий Богослов Василий Великий Иоанн Златоуст Дионисий Ареопагит Иоанн Дамаскин
-
Для патристики Библия это Откровение мудрости, а философия - необходимый инструмент познания содержащихся в Библии истин. Самая главная истина - обрести путь спасения.
-
Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430). Философским образом изложил креационистскую концепцию творения мира «из ничего».
-
Основные идеи: - Абсолютный Бог, который никем и ничем не обусловлен и неограничен ни временем, ни пространством творит и время и вместе с ним мир. Он есть источник бытия любого ограниченного бытия во времени и пространства. Бог творит по его свободной «из ничего» и материю, и формы сразу и одновременно. В мире заложены все возможности, которые со временем реализуются и актуализируются. Бог постоянно творит и управляет миром. Цикличное понимание истории Августином отвергалось как нелепое с точки зрения христианства и явления Христа (Логоса) – Сына Бога. - Душа человека оживляет тело, он обладает волей, разумом и чувствами. Вера предшествует любому познанию и пониманию. - Мудрость – это знание вещей божественных, знание может относиться и к миру человеческому и миру природы. - Зло – это отсутствие блага.
-
Центральное место христианской этики Аврелия Августина – понятие греха. Грех есть следствие обращенности воли человека ко злу, которое начинается с гордыни и самомнения. Воля Бога направлена на спасение человека, но если человек отвергает любовь Бога к нему и вместо любви к Богу устанавливает любовь к себе, то в таком случае порождается зло и грех, и такого человека ждет погибель.
-
СХОЛАСТИКА
Схоластика- (от лат. Schola – школа) - «школьная философия», господствовавшая в университетах. Основная задача схоластики – обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем. Получила прозвище: «Философия – служанка богословия».
-
Наука Богословие Философия
-
Отличительные черты:
оторванность от реальности замкнутость консерватизм схематичность назидательность полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, догматизм
-
Этапы развития:
Ранняя схоластика (IX-XII вв); Средняя схоластика (XIII в. – золотой век схоластики); Поздняя схоластика (XIV-XV вв.).
-
Знание схоласты подразделяли на два вида:
1.Сверхъестественное, даваемое в откровении (то, что имел в виду Бог, закладывая мысль в Библию); 2.Естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то, что сумел человек понять из текста Библии)
-
РЕАЛИЗМ – подлинно существующими считаются не сами вещи, а их общие понятия – универсалии. НОМИНАЛИЗМ реально существуют только конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) – воспринимаются как имена вещей.
-
Крупнейший представитель «золотого века» схоластики – Фома Аквинский (THOMAS AQUINAS) (1225 – 1274).
-
5 доказательств бытия Бога:
Вечный перводвигатель – БОГ; Первопричина мира – БОГ; Необходимость – БОГ; Наивысшее качество (совершенство) – БОГ; Разумное начало, направляющее все к цели и придающее смысл всему – БОГ.
-
-
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ФОМЫ АКВИНСКОГО:
даны пять доказательств бытия Бога; систематизирована схоластика; закреплено разделение эссенции (сущности) и экзистенции(существования); вычленены сферы бытия, которые можно познать только через откровение;
-
Историческая ситуация в Европе 15-16 вв.
- Формирование национальных государств и абсолютных монархий в Европе; Расширение исторических, географических и космографических представлений о человеке и Вселенной; Открытие в ходе крестовых походов Востока и Колумбом – Нового Света; - Глубокие социальные потрясения и религиозные войны в Германии, Франции, Испании.
-
-
-
Философия Возрождения
Типологические черты Утверждение пантеизма в качестве господствующего мировоззрения Открытие человеческой индивидуальности Эстетический характер антропоцентризма
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Термин «Возрождение» был впервые использован итальянским художником и архитектором Джорджо Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году.
-
На философию оказало влияние:
развитие естествознания великие географические открытия развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах западной Европы.
-
Характерные черты:
индивидуализм и субъективизм стали основаниями культуры Возрождения; гуманизм как новое мировоззрение, этика, социальный идеал и научный метод; антицерковная и антисхоластическая направленность, секуляризация общественной жизни; жизнеутверждающий характер и оптимизм; история утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей; возрождение античного культурного наследия; создание новой пантеистической картины мира; титанизм создает не только великих героев, но и антигероев.
-
Гуманизм (человек, человеческое) – признание ценности человека как личности, где блага человека – высший и окончательный критерий.
-
Антропоцентризм – философский мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательного, деятельного существа.
-
Пантеизм (пан – все, теизм – божественный) – тождество природы и Бога, который растворен в мире, в любых вещах. Здесь имеются элементы материализма, частичный отход от ортодоксального теизма.
-
Основные направления философии Возрождения:
гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское; реформационное; политическое; социалистическо-утопическое.
-
Родоначальником гуманизма считается Франческо Петрарка (1304-1374) «О невежестве собственном и многих других», «Книга песен», «О презрении к миру»; отвергает схоластическую ученость; предлагает новый подход к оценке античного наследия: стремиться не только подняться до высот античной культуры, но и превзойти ее; подлинная философия должна стать наукой о человеке; заложил основы личностного самосознания Возрождения.
-
Наиболее известные философы - гуманисты
Данте Алигьери (1265-1321) «Божественная комедия», «Новая жизнь»; Джованни Пико деллаМирандола (1463-1494) «Речь о достоинстве человека»; Лоренцо Валла (1507-1557) «О наслаждении как истинном благе»; Эразм Роттердамский (1466-1536) «Похвала глупости»; Мишель Монтень (1533-1592) «Опыты».
-
Основные черты натурфилософии:
обоснование материалистического взгляда на мир; стремление отделить философию от теологии; формирование научного мировоззрения; выдвижение новой картины мира; утверждение, что мир познаваем; главенствует наука, которая пытается изменить мир.
-
Бертран Рассел, философ, математик, лауреат «Нобелевской премии» в области литературы в своем труде «История западной философии» дал отличие авторитета науки от авторитета церковной догмы:
авторитет науки по своему характеру является интеллектуальным, а не правительственным; никакие кары не обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки; никакие соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает; авторитет наука завоевывает исключительно призывом к разуму; авторитет науки как бы соткан из частичек и кусков, а не цельной системы – как церковная догма; если церковный авторитет провозглашает свои суждения абсолютно верными и неизменными во веки веков, то суждения науки являются опытными, делаются на основе вероятностного подхода и признаются относительными.
-
Представители натурфилософии эпохи Возрождения:
Леонардо да Винчи (1452-1519) «Книга о живописи», «Об истинной и ложной науке»; Николай Кузанский (1401-1464) «Об ученом незнании», «О предположениях» и др.; Николай Коперник (1473-1543) «Об обращении небесных сфер»; Джордано Бруно (1548-1600) «О природе, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах» и др.; Галилео Галилей (1564-1642) «Звездный вестник», «Диалог о двух главных системах мира» и др.
-
Николай Коперник совершил переворот в естествознании, разработав гелиоцентрическую систему мира
солнце является центром мироздания, что опровергало геоцентрическую систему мира Птолемея; земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца; космос бесконечен и все космические тела движутся по собственной траектории; процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
-
Джордано Бруно
Солнце центр Вселенной по отношению к Земле, но не центр Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; звезды подобны Солнцу и имеют свои планетные системы; все небесные тела обладают свойством движения; выдвинул гипотезу о том, что во Вселенной мы не одиноки и могут быть разумные существа; не существует Бога отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.
-
Галилео Галилей - один из основателей современной экспериментальной науки. Впервые показал как важен инструментарий для развития науки.
ввел метод наблюдения, выдвижения гипотезы и их опытной проверке на практике; открыл значение ускорения в динамике установил закон падения тел; изучая полет снарядов, установил принцип параллелограмма; отстаивал гелиоцентрическую систему мира; изобрел телескоп и обнаружил ряд важных явлений: пятна на Солнце, горы на Луне, Млечный путь состоит из множества отдельных звезд, наблюдал фазы Венеры, открыл спутники Юпитера.
-
Социально-политическим концепциям Возрождения относятся реформация, политическая философия Н.Макиавелли, социалистическо-утопическое направление.
Реформация послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и католицизма. ПолитическаяфилософияНикколо Макиавелли исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Социалистическо-утопическое направление основное внимание сосредоточило на разработке проектов идеального государства, где восторжествовала социальная справедливость, основанная на общественной собственности.
-
Основоположником Реформации был Мартин Лютер, который 31 октября 1517 г. прибил 95 тезисов против индульгенций
общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, без участия католической Церкви; церковь должна стать демократичной, а обряды понятными людям; требовал уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского; должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; освободить культуру и образование от засилья католических догм; необходимо отменить индульгенции.
-
Основные идеи политической философии Никколо Макиавелли (1469-1527):
человек изначально обладает злой природой; движущими мотивами поступков становятся эгоизм и стремление к личной выгоде; для обуздания низменной натуры человека создается особая организация – государство; на основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевывается власть, как она удерживается и теряется; правитель должен быть «хитрым как лис, свирепым как лев»; ни в коем случае правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; центральное место также занимает в его учении идея «фортуны» (судьбы), которая благоволит молодым и богатым; в борьбе за политическую власть, и в особенности за освобождение родины от посягательств иностранного владычества, допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
-
Социалистическо-утопическое направление Томас Мор и Томазо Кампанелла:
Т. Мор «Утопия»: Не существует частной собственности; Всеобщая 6-часовая трудовая мобилизация; Действует принцип: «От каждого по способностям, каждому по труду»; Первичной ячейкой общества является «трудовая семья» Мужчины и женщины имеют равные права; Т.Кампанелла «Город Солнца»: Отсутствует частная собственность; все участвуют в трудовом процессе; труд совмещается с одновременным обучением; жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей; дети живут отдельно от родителей ивоспитываются в специальных школах; во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель – Метафизик.
-
-
Философия эпохи Возрождения
Принцип, согласно которому Бог растворен в природе, называется: А).Гуманизм Б).Пантеизм В).Солипсизм Виднейшим представителем итальянского гуманизма является: А).Кузанский Б). Роттердамский В).Петрарка Г).Лейбниц
-
Назовите одну из ключевых ценностей гуманизма: А).Бог-творец Б).Культ наслаждения и пользы В). Рациональность В честь какого античного мыслителя назван период философии Возрождения? А).Сократ Б).Платон В).Аристотель
-
Одна из важнейших утопий эпохи Возрождения носила это поэтическое название: А). «Похвала глупости» Б). «Город солнца» В). «Левиафан» Г). «Об удовольствии или истинном благе».
-
Новое время
-
-
Новое время - XVII век - стал переломным в европейской истории. Важнейшим фактором становится развитие НАУКИ.
-
Характерные черты Нового времени:
Развивается экспериментальное математическое естествознание;
-
было завершено создание классической механики, которое основывалось на достигнутых результатах И.Ньютона, Э.Торричелли, И.Кеплера, Н.Коперника и др.
-
Государства более заменяют Церковь как орган управления, контролирующий культуру;
-
Происходит становление капитализма;
-
В странах бушевали ранние буржуазно-демократические революции;
-
в философии оформились два направления – эмпиризм и рационализм; Характерные черты Нового времени:
-
Характерные черты Нового времени:
философия выступает за практическую значимость своих концепций, за их жизненное применение, за реальное влияние на человеческие судьбы.
-
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – член парламента Великобритании, впоследствии лорд-канцлер, родоначальник английского материализма, предложил метод опытного изучения природы.
Основные труды: «Новый Органон», «О достоинстве и преумножении наук», «Новая Атлантида» и др. Известные изречения:«Знание – сила», «природа не храм, а мастерская», «мы столько можем, сколько знаем». Основные идеи: дать человеку средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы; впервые провел классификацию наук; разработал метод индукции; указал конкретные пути познания; обозначил заблуждения «идолы» разума.
-
-
«Знание – сила». «Истина дочь времени, а не авторитета»
-
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. Ratio разум) – направление в философии, согласно которому основой бытия и познания является разум.
-
Выделяют два основных направления рационализма:
ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ; ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ; Выделяют и третье направление - ЭТИЧЕСКОЕ.
-
-
Главные аргументы рационалистов в споре с эмпириками:
опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания; разум способен самостоятельно делать открытия, которые лишь впоследствии могут быть подтверждены опытным путем.
-
Наибольший вклад в разработку рационализма внесли:
Р.Декарт Б.Спиноза Г.В. Лейбниц
-
Рене Декарт (René Descartes)(1596-1650)
французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и алгебраической символики, автор метода сомнения в философии, механицизма в физике и афоризма:«COGITO, ERGO SUM» - «Я МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО,СУЩЕСТВУЮ»
-
-
Основные труды Р.Деката:
«Рассуждение о методе…» (1637); «Размышления о первой философии…» (1641); «Первоначала философии» (1644).
-
Заслуга Р. ДЕКАРТА перед философией в том, что он:
обосновал ведущую роль разума в познании; обосновал учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; стал автором теории дуализма (попытка примирения материализма и идеализма); выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».
-
СУБСТАНЦИЯ- это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Два рода субстанций: 1. материальные (вещи); 2.духовные (идеи)
-
Научный метод Р. Декарта – ДЕДУКЦИЯ - опора только на достоверные знания и с помощью разума и логических приемов получение новых достоверных знаний.
-
ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1)Допускать в качестве исходных положений только достоверное знание; 2) Сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; 3) Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; 4) Строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропуская ни единого звена.
-
Суть учения о врожденных идеях – существует особый род знаний, не нуждающихся в доказательствах. Эти истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны.
-
Идеи могут быть двух видов:
ПОНЯТИЯ: Бог, число, тело, душа, воля и т.д.; СУЖДЕНИЯ: «целое больше своей части», «нельзя одновременно быть и не быть» и т.д.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.