Содержание
-
ЛекцияМетоды научных исследований
План Метод: сущность и понятия Классификация методов исследований и их характеристика Требования, предъявляемые к научным методам
-
Научное исследование - Процесс изучения определенного объекта (предмета, явления) с целью установления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах использования в практической деятельности
-
Научная проблема
Это совокупность новых, динамически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащим существующим знаниям и требующая решения путем научных исследований.
-
Тема
Часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов исследования
-
Критерии качества проблемы
Корректность Актуальность Ценность Истинность
-
Проблемы могут быть:
глобальными национальными региональными отраслевыми межотраслевыми
-
Уровни научного Метода
Эмпирический Экспериментально-теоритический Теоретический Метатеоритический
-
Классификация методов
Эмпирические Наблюдение Сравнение Счет Измерение Анкетный опрос Собеседование Тесты Эксперимент
-
Экспериментально-теоретический
Эксперимент Анализ Синтез Индукция Дедукция Моделирование
-
Теоретический
Абстрагирование Идеализация Формализация Анализ Индукция Обобщение Дедукция
-
Метатеоретический
Метод системного анализа Анализ данных
-
Методы в туризме и социально-культурной сфере
Управленческий Институциональный Исторический Междисциплинарный Продуктовый Системный Экономический Социологический Географический
-
Институциональный метод
Изучение различных институтов (предприятий, организаций) туризма и индустрии гостеприимства (отели, тур операторы, рестораны и т.д.) Метод нацелен на исследование организационного процесса, операционных методов, экономической среды бизнеса и др.
-
Управленческий метод
Метод ориентирован на управленческий вид деятельности предприятия: планирование контроль ценообразование решение и др.
-
Исторический метод
Метод основан на анализе деятельности туристских институтов в историческом ракурсе и выявлении инноваций на их развитие (эволюционный подход). Метод не получил широкого распространения из-за короткого исторического периода развития массового туризма.
-
Продуктовый метод
Этот метод основан на изучении социального или туристского продукта во взаимосвязи с их производством, планированием их на рынок и реализацией. Недостаток метода: затратный во времени.
-
Географический метод
Данный метод основан на исследовании: местности туристической зоны (потоки туристов) изменение ландшафта, климата изменение экономических и социально-культурных аспектов
-
Социологический метод
Исследование поведения туристов (индивидуальных групп): социальные группы привычки, обычаи, традиции туристов привычки, обычаи, традиции местного населения влияние туризма на местное население
-
Экономический метод
Данный метод основан на изучении: формирования спроса и предложения в туризме и влияния туризма на платежный баланс занятости населения экономического развития региона Недостаток метода – нет должного внимания экологическому, социально-культурному, психологическому и антропологическому воздействию туризма.
-
Маркетинговая информация и маркетинговые исследования в туризме способствуют:
Обеспечению информацией для принятия решения; Поддержке организации связи с рынком Индетифицированнию новых рынков; Прогнозированию поведения конкретных аспектов бизнеса; Привлечению внимания к специфическим проблемам; Прогнозированию реакции потребителя на услугу и оборудование; Сокращению убытков; Демонстрации заботливого отношения к потребителю.
-
Специфические методы статистики
Массовые наблюдения учет большого числа всех входящих в состав изучаемого явления единиц Группировка и сводка материла расчленение всей массы случаев на однородные группы и подгруппы. Подсчет итогов по каждой группе и оформление результатов в виде статистической таблицы Обработка статистических явлений анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития
-
Использование статистики в туризме важно для:
Измерения вклада туризма в общую экономику. Важно облагать налогами правильно, тогда оценки могут быть произведены реально и можно измерять эффект от туризма при определении валового внутреннего продукта страны. Для рекламной маркетинговой политики. Многие страны продвигают себя, как дестинацию среди своих резидентов – в этом смысле они соревнуются с иностранными дестинациями за расходы их собственных туристов. Помощи политике развития территории. Это может включать попытку утвердить высокое качество окружающей среды в главных районах туризма, также как и развитие других районов (территорий), чтобы облегчить перенаполнение. Содействия социальной политике. Статистическое знание привычки брать гражданам отпуск требуется, например для обеспечения помощи не привилегированным слоям общества, возможно даже в форме субсидий социально – ориентированным местам.
-
Прогнозирование как основа планирования
Цель прогноза – оценка будущего туризма и гостеприимства
-
Прогнозирование спроса оценивает количество услуг, которые могли бы продать все организации с учетом спроса на услуги и потенциальной мощности данного предприятия. Но все ли виды услуг можно прогнозировать?Можно прогнозировать количество потребителей, посетившихресторан, отель, но количество услуг, которые могут быть востребованы очень могут варьироваться. Что можно и нужно прогнозировать? Количество туристов Разнообразие услуг Единицы поставленного продукта
-
-
Требования к научному методу Детерминированность Заданность метода целью исследования Результативность и надежность метода Экономичность метода Ясность и распознаваемость метода Воспроизводимость метода Обучаемость методу
-
Все методы классифицируются
Всеобщие Общенаучные Частные Специальные (для данной науки)
-
Анализ – метод исследования
Включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения).
-
Синтез-метод изучения
Объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое.
-
Индукция – метод исследования
При котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части элементов одного множества.
-
Дедукция – метод логического умозаключения
От общего к частному, т.е. сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем его составных его составных элементов.
-
Аналогия –метод логического умозаключения
Посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими. Он основывается на сходстве некоторых сторон различных предметов и явлений.
-
Моделирование –метод научного познания
Основанный на замене изучаемого предмета, явления на его аналог, модель, содержащую существенные черты оригинала. В экономических исследованиях широко применяются экономико-математическое моделирование, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями и исследуются с применением информационных технологий, например транспортные маршруты при перевозках туристов.
-
Абстрагирование – метод отвлечения
Позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития. Он применяется в экономических исследованиях для перспективного планирования, когда на основании изучения работы предприятий за прошедший период прогнозируется развитие отрасли или региона на будущий период.
-
Конкретизация –метод исследования
Предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития.
-
Системный анализ
Изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование. Этот метод широко применяется в экономических исследованиях при комплексном изучении деятельности производственных объединений и отрасли в целом, определении пропорций развития народного хозяйства и т.п.
-
Формализация-метод исследования
Объектов путем представления их элементов в виде специальной символики, например предоставление себестоимости продукции формулой, в которой при помощи символов изображены статьи затрат.
-
Гипотетический метод
Основан на научном предложении, выдвигаемом для объяснения какого – либо явления и требующим проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией. Он применяется при исследовании новых экономических явлений, не имеющих аналогов (изучение эффективности новых технологий, себестоимости новых видов продукции -туров).
-
Аксиоматический метод
Использование аксиом, являющихся доказанными научными знаниями, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой теории. Прежде всего это относится к использованию экономических знаков.
-
Метод анализа данных подразделяется на:
Дисперсионный анализ- статистический подход, используемый для изучения влияния различных одновременных действий; контент-анализ – анализ содержания (метод анализа текстов, содержаний документов).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.