Содержание
-
Методология научного исследования Общие принципы
-
Методология
Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам.
Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:
1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);
2) учение о научном методе познания.
Каждая наука имеет свою методологию.
-
Уровни методологии
Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания.
Частная методология научных исследований для группы родственных наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания.
Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания.
-
Методы научного исследования
Методы научного исследования – способы изучения явлений и осуществления научного исследования (теоретические и эмпирические, общенаучные и методы конкретных наук).
Методы научного исследования – совокупность приемов, способы реализации процедур исследовательского поиска и преобразования действительности.
-
Терминология
- Техника исследования - совокупность специальных приемов для использования того или иного метода.
- Процедура исследования – определенная последовательность действий, способ организации исследования.
- Методика – это совокупность способов и приемов познания.
-
Основная функция методов
- Внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного субъекта.
- Метод есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении задач исследования, достижении определенного результата в исследовательской деятельности.
- Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.
-
О методах
- Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении проблемы, идя ложным путем.
- Р.Декарт методом называл «точные и простые правила», соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного.
-
Принципы выбора методов
Принцип множества методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются исследователем в расчете на согласование их с природой исследуемого явления.
Принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен.
-
Требования к выбору методов
- Выбирать только научно обоснованные методы, которые могут обеспечить поучение и анализ объективных данных, характеризующих явления и процессы
- Предварительно изучить возможности каждого метода для получения объективных данных при решении задач исследования
- Не искажать последовательность и суть действий
-
Классификация методов
В зависимости от сферы применения и степени общности:
- всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;
- общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;
- частные – для родственных наук;
- специальные – для конкретной науки, области научного познания.
-
Классификация
В зависимости от содержания изучаемых объектов: методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.
По отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.
В зависимости от уровня познания: методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней
-
Методы эмпирического уровня
- наблюдение,
- описание,
- сравнение,
- счет,
- измерение,
- анкетный опрос,
- собеседование,
- тестирование,
- эксперимент,
- моделирование и т.д.
-
Методы теоретического уровня
- аксиоматический,
- гипотетический (гипотетико-дедуктивный),
- формализация,
- абстрагирование,
- общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.
-
Методы метатеоретического уровня
- диалектический,
- метафизический,
- герменевтический и др.
Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов.
К метатеоретическому уровню научного познания принято относить научную картину мира, стиль научного мышления, трактовку научной рациональности, парадигму, исследовательскую программу
-
Методы теоретического уровня
-
Аксиоматический метод
Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без специального доказательства положения (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств.
Пример: геометрия Евклида
-
Гипотетико-дедуктивный метод
Гипотетический метод – способ исследования с использованием научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления.
Математика спрашивают, можно ли данный прямоугольник вписать в данный круг. Он отвечает, что может ответить на это лишь гипотетически: вписать можно, если радиус круга равен половине гипотенузы.
Гипотетико-дедуктивный метод - способ построения научной теории, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых путем их дедуктивного развертывания выводятся утверждения, непосредственно сопоставляемые с опытными данными. Выдвижение догадки отбор из множества выведение следствия экспериментальная проверка
-
Формализация
В основе формализации лежит представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научной теории, рассуждения и др.) в виде формальной системы, создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками.
Пример: мелодия, представленная нотами; процесс описанный уравнением
-
Абстрагирование и обобщение
Абстрагирование — это мысленное отвлечение от отдельных свойств предмета и его отношений с другими предметами.
Пример: движение мы начинаем изучать с того, что абстрагируемся от всех видов криволинейного движения, затем от всех видов ускоренного движения, оставляя для рассмотрения чистую инерциальную форму
Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления.
-
Исторический метод
Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.
-
Восхождение от абстрактного к конкретному
Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.
-
Системный метод
Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой.
При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов.
Взгляд на изучаемый объект как систему предполагает принятие допущения о
его относительной независимости от других объектов и самодостаточности с точки зрения его функционирования как целого по присущим ему внутренним законам.
о его целостности, что означает принятие гипотезы о наличии интегральных законов его поведения, не сводимых (не редуцируемых) к сумме законов функционирования его отдельных элементов.
Широкое применение системного метода в науке и технике стало возможным благодаря развитию общей математической теории систем, теории функций комплексного переменного, а также проверки сложных математических моделей объектов с помощью современной вычислительной математики и мощных ЭВМ.
-
Системный подход имеет два аспекта:
- познавательный (описательный)
- конструктивный (используемый при создании систем).
При описательном подходе внешние проявления системы (ее целесообразные свойства, а также функции как способы достижения цели) объясняются через ее внутреннее устройство - состав и структуру.
При проектировании системы процесс идет по следующим категориальным ступеням: проблемная ситуация - цель - функция - состав и структура - внешние условия.
Конструктивный и описательный аспекты системного подхода тесно связаны и взаимодополняют друг друга.
-
Мысленный эксперимент и идеализация
Мысленный эксперимент основан на анализе такой комбинации объектов, которую невозможно реализовать материально.
Если в таком мысленном эксперименте представления об объекте получают, исключая какое-то условие, необходимое для его реального существования, то этот метод представляет идеализацию.
-
Математическая гипотеза
Математическая гипотеза— метод исследования, основанный на экстраполяции определенной математической структуры (системы уравнений, математических формализмов) с изученной области явлений на неизученную.
-
Эксперимент
-
Констатирующий эксперимент
Проводится для установления фактического исходного состояния перед экспериментом основным, преобразующим.
Проведение констатирующего эксперимента позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определенности и конкретности.
Констатирующий эксперимент не формирует каких-либо новых, заданных качеств у объекта, его задача в другом:
- в объективном исследовании и установлении наличных существенных количественных и качественных характеристик,
- в установлении законов функционирования процесса в исходном состоянии, в причинном объяснении этого состояния.
Именно такого рода знания являются отправным основанием для формулирования целей и задач исследования.
-
Преобразующий эксперимент
Преобразующий эксперимент формирует новые, заданные качества у объекта.
Программа экспериментальной работы, методика эксперимента и техника регистрации текущих событий экспериментального процесса осуществляются прямыми и косвенными наблюдениями, проведением бесед, опытами, анкетированием, изучением всевозможной документации и материальных свидетельств.
Основные качества исследуемых методик, которых надлежит добиваться при планировании эксперимента, состоят в том, чтобы обеспечить с их помощью
- репрезентативность,
- валидность эксперимента,
- его достаточную разрешающую способность для разделения фактического материала по типическим группам или различения ступеней интенсивности изучаемого качества, функционирования процесса.
-
Условия эксперимента
непрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма протекания эксперимента, сходство и различие экспериментальных и контрольных групп;
варьировать и дозировать управляемые условия и интенсивность факторов, оказывающих направленное влияние на конечные результаты, подлежащие сопоставлению;
систематически оценивать, измерять, классифицировать и регистрировать частоту и интенсивность текущих событий экспериментального процесса, включая такие его моменты, когда объект исследования приобретает устойчивые запланированные характеристики;
параллельно эксперименту вести систематическую первичную обработку фактического материала с тем, чтобы сохранить его свежесть и достоверность деталей, не допустить наслоения на него последующих впечатлений и интерпретаций.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.