Презентация на тему "Методология научного исследования"

Презентация: Методология научного исследования
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, адресованная студентам и посвященная методологии научного исследования. Учащиеся узнают об общих методах научного подхода к изучению вопроса, познакомятся с терминологией и многое другое.

Краткое содержание

  • Методология
  • Уровни методологии
  • Методы научного исследования
  • Терминология
  • Основная функция методов
  • Принципы выбора методов
  • Требования к выбору методов
  • Классификация методов
  • Методы эмпирического уровня
  • Методы теоретического уровня
  • Методы метатеоретического уровня
  • Аксиоматический метод
  • Гипотетико-дедуктивный метод
  • Формализация
  • Абстрагирование и обобщение
  • Исторический метод
  • Восхождение от абстрактного к конкретному
  • Системный метод
  • Мысленный эксперимент и идеализация
  • Математическая гипотеза
  • Констатирующий эксперимент
  • Преобразующий эксперимент
  • Условия эксперимента

Содержание

  • Презентация: Методология научного исследования
    Слайд 1

    Методология научного исследования Общие принципы

  • Слайд 2

    Методология

    Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам.

    Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:

    1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);

    2) учение о научном методе познания.

    Каждая наука имеет свою методологию.

  • Слайд 3

    Уровни методологии

    Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания.

    Частная методология научных исследований для группы родственных наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания.

    Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания.

  • Слайд 4

    Методы научного исследования

    Методы научного исследования – способы изучения явлений и осуществления научного исследования (теоретические и эмпирические, общенаучные и методы конкретных наук).

    Методы научного исследования – совокупность приемов, способы реализации процедур исследовательского поиска и преобразования действительности.

  • Слайд 5

    Терминология

    • Техника исследования - совокупность специальных приемов для использования того или иного метода.
    • Процедура исследования – определенная последовательность действий, способ организации исследования.
    • Методика – это совокупность способов и приемов познания.
  • Слайд 6

    Основная функция методов

    • Внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного субъекта.
    • Метод есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении задач исследования, достижении определенного результата в исследовательской деятельности.
    • Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.
  • Слайд 7

    О методах

    • Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении проблемы, идя ложным путем.
    • Р.Декарт методом называл «точные и простые правила», соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного.
  • Слайд 8

    Принципы выбора методов

    Принцип множества методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются исследователем в расчете на согласование их с природой исследуемого явления.

    Принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен.

  • Слайд 9

    Требования к выбору методов

    • Выбирать только научно обоснованные методы, которые могут обеспечить поучение и анализ объективных данных, характеризующих явления и процессы
    • Предварительно изучить возможности каждого метода для получения объективных данных при решении задач исследования
    • Не искажать последовательность и суть действий
  • Слайд 10

    Классификация методов

    В зависимости от сферы применения и степени общности:

    • всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;
    • общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;
    • частные – для родственных наук;
    • специальные – для конкретной науки, области научного познания.
  • Слайд 11

    Классификация

    В зависимости от содержания изучаемых объектов: методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.

    По отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.

    В зависимости от уровня познания: методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней

  • Слайд 12

    Методы эмпирического уровня

    • наблюдение,
    • описание,
    • сравнение,
    • счет,
    • измерение,
    • анкетный опрос,
    • собеседование,
    • тестирование,
    • эксперимент,
    • моделирование и т.д.
  • Слайд 13

    Методы теоретического уровня

    • аксиоматический,
    • гипотетический (гипотетико-дедуктивный),
    • формализация,
    • абстрагирование,
    • общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.
  • Слайд 14

    Методы метатеоретического уровня

    • диалектический,
    • метафизический,
    • герменевтический и др.

    Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов.

    К метатеоретическому уровню научного познания принято относить научную картину мира, стиль научного мышления, трактовку научной рациональности, парадигму, исследовательскую программу

  • Слайд 15

    Методы теоретического уровня

  • Слайд 16

    Аксиоматический метод

    Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без специального доказательства положения (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств.

    Пример: геометрия Евклида

  • Слайд 17

    Гипотетико-дедуктивный метод

    Гипотетический метод – способ исследования с использованием научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления.

    Математика спрашивают, можно ли данный прямоугольник вписать в данный круг. Он отвечает, что может ответить на это лишь гипотетически: вписать можно, если радиус круга равен половине гипотенузы.

    Гипотетико-дедуктивный метод - способ построения научной теории, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых путем их дедуктивного развертывания выводятся утверждения, непосредственно сопоставляемые с опытными данными. Выдвижение догадки  отбор из множества  выведение следствия  экспериментальная проверка

  • Слайд 18

    Формализация

    В основе формализации лежит представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научной теории, рассуждения и др.) в виде формальной системы, создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками.

    Пример: мелодия, представленная нотами; процесс описанный уравнением

  • Слайд 19

    Абстрагирование и обобщение

    Абстрагирование — это мысленное отвлечение от отдельных свойств предмета и его отношений с другими предметами.

    Пример: движение мы начинаем изучать с того, что абстрагируемся от всех видов криволинейного движения, затем от всех видов ускоренного движения, оставляя для рассмотрения чистую инерциальную форму

    Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления.

  • Слайд 20

    Исторический метод

    Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

  • Слайд 21

    Восхождение от абстрактного к конкретному

    Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.

  • Слайд 22

    Системный метод

    Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой.

    При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов.

    Взгляд на изучаемый объект как систему предполагает принятие допущения о

    его относительной независимости от других объектов и самодостаточности с точки зрения его функционирования как целого по присущим ему внутренним законам.

    о его целостности, что означает принятие гипотезы о наличии интегральных законов его поведения, не сводимых (не редуцируемых) к сумме законов функционирования его отдельных элементов.

    Широкое применение системного метода в науке и технике стало возможным благодаря развитию общей математической теории систем, теории функций комплексного переменного, а также проверки сложных математических моделей объектов с помощью современной вычислительной математики и мощных ЭВМ.

  • Слайд 23

    Системный подход имеет два аспекта:

    • познавательный (описательный)
    • конструктивный (используемый при создании систем).

    При описательном подходе внешние проявления системы (ее целесообразные свойства, а также функции как способы достижения цели) объясняются через ее внутреннее устройство - состав и структуру.

    При проектировании системы процесс идет по следующим категориальным ступеням: проблемная ситуация - цель - функция - состав и структура - внешние условия.

    Конструктивный и описательный аспекты системного подхода тесно связаны и взаимодополняют друг друга.

  • Слайд 24

    Мысленный эксперимент и идеализация

    Мысленный эксперимент основан на анализе такой комбинации объектов, которую невозможно реализовать материально.

    Если в таком мысленном эксперименте представления об объекте получают, исключая какое-то условие, необходимое для его реального существования, то этот метод представляет идеализацию.

  • Слайд 25

    Математическая гипотеза

    Математическая гипотеза— метод исследования, основанный на экстраполяции определенной математической структуры (системы уравнений, математических формализмов) с изученной области явлений на неизученную.

  • Слайд 26

    Эксперимент

  • Слайд 27

    Констатирующий эксперимент

    Проводится для установления фактического исходного состояния перед экспериментом основным, преобразующим.

    Проведение констатирующего эксперимента позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определенности и конкретности.

    Констатирующий эксперимент не формирует каких-либо новых, заданных качеств у объекта, его задача в другом:

    • в объективном исследовании и установлении наличных существенных количественных и качественных характеристик,
    • в установлении законов функционирования процесса в исходном состоянии, в причинном объяснении этого состояния.

    Именно такого рода знания являются отправным основанием для формулирования целей и задач исследования.

  • Слайд 28

    Преобразующий эксперимент

    Преобразующий эксперимент формирует новые, заданные качества у объекта.

    Программа экспериментальной работы, методика эксперимента и техника регистрации текущих событий экспериментального процесса осуществляются прямыми и косвенными наблюдениями, проведением бесед, опытами, анкетированием, изучением всевозможной документации и материальных свидетельств.

    Основные качества исследуемых методик, которых надлежит добиваться при планировании эксперимента, состоят в том, чтобы обеспечить с их помощью

    • репрезентативность,
    • валидность эксперимента,
    • его достаточную разрешающую способность для разделения фактического материала по типическим группам или различения ступеней интенсивности изучаемого качества, функционирования процесса.
  • Слайд 29

    Условия эксперимента

    непрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма протекания эксперимента, сходство и различие экспериментальных и контрольных групп;

    варьировать и дозировать управляемые условия и интенсивность факторов, оказывающих направленное влияние на конечные результаты, подлежащие сопоставлению;

    систематически оценивать, измерять, классифицировать и регистрировать частоту и интенсивность текущих событий экспериментального процесса, включая такие его моменты, когда объект исследования приобретает устойчивые запланированные характеристики;

    параллельно эксперименту вести систематическую первичную обработку фактического материала с тем, чтобы сохранить его свежесть и достоверность деталей, не допустить наслоения на него последующих впечатлений и интерпретаций.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке