Содержание
-
НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПРИТЧИ
Подготовила учитель ГБОУ ООШ № 5 г.о.Чапаевск Самарской области
Уткина Елена Викторовна
-
Цель проекта: выявление нравственных уроков притч
-
Познакомиться с текстом притчи.
Задачи:
Знакомство с понятием притчи.
Узнать об особенностях притчи.
Учиться понимать смысл притчи.
Расширить знания о нравственных понятиях добра и зла.
Воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков.
Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;
-
Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы.
Каждая притча может что-то нам дать, чему-то научить.
В ней заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок,
маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.
-
Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце.
Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.
-
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИТЧИ.
- ПРИТЧА — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
- ПРИТЧА– это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме.
- ПРИТЧА- короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью.
- ПРИТЧА – «поучение в примере» (В.И. Даль).
-
Притча - небольшой _______(1), содержащий ___________ (2) в
___________________ (3) форме.
1 - рассказ
2 – поучения
3 - иносказательной
-
Особенности притчи
- в притче, как правило, нет характеров. Персонажи обычно безымянны, схематичны
- время, часто и место действия неконкретны
- в притчах нет прямого поучения
- ответ над поставленным вопросом каждый должен дать сам
- нет показа событий в развитии
- притча не изображает, а сообщает
- в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель
- свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни
-
Притча о двух волках
-
-
Особенности притчи
- в притче, как правило, нет характеров. Персонажи обычно безымянны, схематичны
- время, часто и место действия неконкретны
- в притчах нет прямого поучения
- ответ над поставленным вопросом каждый должен дать сам
- нет показа событий в развитии
- притча не изображает, а сообщает
- в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель
- свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни
-
Что олицетворяли в притче белый и черный волк?
ДОБРО ЗЛО
-
ДОБРО
ЗЛО
? ?
-
Добро и зло! Это особые слова.
Что такое добро? И что такое зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
ДОБРО ЗЛО
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый
видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только
тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом
он откроет,
И в мир добра он
с ним войдет.
-
Словарная работа.
У нас 2 группы: сейчас с помощью жетонов мы определим то понятие, над которым вы будете работать. (жетоны: черные и белые полоски)
Работают со словарями Ожегова: первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло.
-
Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
-
Как вы поняли слова притчи
«Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?
-
Какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие – злыми?
Объясните ваше мнение.
- Играть в футбол на газонах;
- Рисовать на стенах в школе;
- Посадить растения возле школы;
- Метко плюнуть жвачкой в товарища;
- Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин;
- Отобрать у друзей мяч;
- Помочь пожилому человеку перейти улицу;
- Уступить место в автобусе.
-
Игра «Топаем – хлопаем»
Если поступок, изображённый на картинке добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.
-
-
-
Как вы поняли слова притчи
«Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?
Присутствие зла и добра в человеке зависит от его поступков.
-
Основная мысль притчи
Всё зависит от __________________ .
Каким он ______________ стать, таким и станет.
Будет делать зло – станет _________.
Будет нести добро – станет ________ .
- Человека
- захочет
- злым
- добрым
-
Итак, ребята, сегодня мы говорим о том, что притчи содержат поучение, мораль, урок на примере притчи о двух волках.
Попробуйте сформулируйте нравственные уроки притч, вставляя пропущенные слова в предложении.
-
Нравственные уроки притчи
Учат видеть в себе движение к _________ и ________ и различать их.
Воспитывает желание делать выбор в пользу ______.
Следовать за ________ влечениями сердца и совести.
- Добру
- злу
- добра
- добрыми
-
Работая в группах вы сейчас сами определите , что же такое добро и зло.
- 1 группа.
Задание: соединить 2 части пословиц по смыслу
- 2 группа.
Распределите слова на две группы:
нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание ненависть. трусость, жалость, ласка, лень.
- 3 группа.
Выбери из списка определения и соотнеси их с пожеланиями.
- 4 группа.
Собери пословицу. Построить из слов пословицы дорогу добра.
-
Пословицы
- Доброе слово
- Не одежда красит человека,
- Торопись на доброе дело,
- Не хвались серебром,
- Кто добро творит,
- В ком добра нет,
- Не ищи красоты -
- а хвались добром.
- ищи доброты.
- а худое само приспеет.
- в том и правды мало.
- того Бог отблагодарит.
- и кошке приятно.
- а его добрые дела.
-
-
Пословицы
- Добро пожаловать
- Будьте добры
- До добра не доведёт
- В добрый час
- кто- либо (что-либо) не приводит
- к хорошему результату
- пожелание благополучия при
- отправлении в путь
- Приветствие гостю
- Формула вежливой просьбы
-
Собери пословицу
Добрый свету человек придёт, принесет. словно
-
Рефлексия.
А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.
Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
-
Задание на дом:
Подготовить мини-проект «Притча о добре и зле», определить какой нравственный урок содержит притча.
-
-
Список «достойного чтения»
Рассказы В.Осеевой
В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Сборник «Зёрнышки» Добрые истории для маленьких ребят. Рязань.2008
Сборник «Пламенеющая свеча». Составитель Шишкин. Самара.2007
Н.Носов. Огурцы
-
Интернет-ресурсы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.