Содержание
-
Формирование нравственной культуры школьников в процессе уроков этики
Космодемьянская средняя школа
-
В современной школе мы часто наблюдаем нравственное воспитание в форме дидактической беседы об этике и контроля полученных знаний о нравственности. Но этическое воспитание реализуется на основе диалогического субъект-субъектного взаимодействия учителя и ученика, которое является средством формирования нравственной культуры личности. Следовательно, процессу фор-мирования нравственной культуры личности могут служить спе-циальные этические уроки в школе, сочетающиеся с раз-личными формами актуализации нравственного образа жизни, способами и методами организации опыта нравственного поведения, стимулирования гуманистических отношений детей в образовательном учреждении, создания эмоционального бла-гополучия в детской среде.
-
Этический урок осуществляется как занятие с сюжетно-игровой канвой и инновационной технологией, обеспечивающей построение ЭТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА с детьми в соответствии с их возрастными особенностями. Содержание этического урока (занятия) обращено к сути общечеловеческих ценностей, а его психолого-педагогическое моделирование строится на разнообразии механизмов включения воспитанников в процесс познания этических норм поведения, эмоционального сосредоточения на них, этической рефлексии и гуманистически направленного действия ребёнка в сфере его жизнедеятельности. Целью этического урока является формирование нравственной культуры личности, которой целесообразно придавать значение глубокого осмысления жизнедеятельности человека, ориентированной на общечеловеческие ценности в моральных принципах поведения и сфере нравственных отношений к окружающему миру. Что такое этический урок
-
Содержание этических курсов
Этическая грамматика 1-7 классы. Как и любая грамматика, она предполагает первоначальное ознакомление детей и подростков с этическими знаниями, понятиями, их последовательное освоение, усвоение и осознание через эмоциональное и интеллектуальное погружение в мир этических норм бытия, постепенное накопление опыта нравственных отношений с окружающими. И как любой предмет, этическая грамматика рассчитана на длительный период осмысления, связанного с построением личностного опыта этически выверенного поведения по мере взросления детей. Этика 8-9 классы. Он позволяет повзрослевшим и приобщившимся к основам этической культуры подросткам на основе их подготовленности в соответствии с предшествующим курсом углубиться в изучение этики как науки с соответствующим ей миром категорий и понятий о ценностях и нравственной жизни человека. На тех же принципах спроектированы программы этических курсов для 10-го класса – История развития этической мысли - и 11-го – История развития русской этической мысли. В совокупности все названные предметы составляют единый этический учебный курс «Основы этической культуры», адресованный современному образовательному учреждению.
-
В чём же воспитательный потенциал уроков этики? - В стимулировании альтернативной мысли и снятии страха её несоответствия принятой норме или образцу. - В раскрытии резервов индивиду-альности и особенности личности в мышлении и мироосознании. - В развитии гибкости мышления и стремления к самостоятельному анализу жизненных явлений, способствующих актуализации адаптационных функций личности. - В преодолении одномерности представлений школьников о жизни и человеке, стимулировании процесса обновления нравственных устоев в жизнедеятельности детей. - В создании оптимальных условий для развития коммуникативных функций личности.
-
Ожидаемые результаты:
1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям. 2. Достижение приоритетности морали и культуры в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности. 3. Ориентация развивающейся личности на восприятие жизни и человека как наивысшей ценности, самоценности собственной личности. 4. Самоопределение и самосовершенствование личности как основа её нравственного развития. 5. Актуализация нравственного потенциала личности.
-
I ЭТАП: 2003-2004. Обеспечение учителей методикой и технологией этического урока.
II ЭТАП:2004-2005. Сформированность диалогического взаимодействия на этических уроках. III ЭТАП:2005-2006. 1. Организация нравственной атмосферы в школьной среде.2. Разработанные принципы диагностики нравственного развития детей в процессе этического воспитания, подготовленный пакет диагностических методик, позволяющих проследить нравственную картину мира учащихся. IV ЭТАП: 2006-2007. Формирование таких нравственных качеств школьников как гуманность, ответственность, чувство собственного достоинства
-
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Семинары в Космодемьянской школе с сотрудниками ГосНИИ семьи и воспитания: Лекции, семинары, открытые уроки, анализ, планирование. Учителя осваивают методику и технологию этического диалога. Мероприятия Семинары и конференции в ГосНИИ семьи и воспитания: Совместные заседания учителей и ученых, круглые столы, обмен педагогическим опытом. Учителя повышают профес-сиональные навыки, получают методическую поддержку Участие в межрегиональном объединении по этическому воспитанию школьников Межрегиональные семинары. Обмен опытом, дополнительное обучение, экспертные оценки проделанной работы Педагогическая мастерская Повышение квалификации учителя этики
-
ПРАКТИКА
Формирование нравственной культуры Еженедельные уроки в каждом классе Планирование, анализ, контроль проделанной работы Педсоветы по реализации этического воспитания Внеклассные мероприятия нравственной направленности Интеграция этики с дополнительным образованием
-
Динамика развития проекта
владение технологией реализации средств их удовлетворения Проект органично встраивается в учебно-воспитательный процесс школы через реализацию следующих принципов работы: осознание учителями собственных профессиональных потребностей и их культурных оснований мотивацию достижения качественно новых творческих результатов нравственное целеполагание нравственное взаимодействие, содействие, сотрудничество, взаимопомощь взрослых и детей профессиональная рефлексия
-
А также
Основными принципами этического обогащения учебных программ являются: Принцип ориентации на общечеловеческие нравственные ценности. Принцип межпредметных связей с уроками этики Принцип выдвижения проблемных вопросов этической направленности. Принцип опоры на жизненный опыт учащихся и учителей. Принцип включения художественно-этических идей.
-
Диагностика эффективности формирования нравственной культуры школьников
Личность школьника в образовательном пространстве школы Мотивационная сфера Эмоциональная сфера Познавательная сфера Диагностические методики Непосредственно в процессе уроков: проблемные ситуации, игры, творческие задания. Проективные методики, опросники, анкетирование, контент-анализ, тесты. Социометрические ме-тодики (структура от-ношений в коллективе) Эмпирический анализ Определение эффективности нравственного воспитания
-
Принципы дальнейшей реализации проекта
Ориентация на ценностные смыслы нравственно-этического воспитания современных школьников. Диалог как основополагающий метод нравственно-этического воспитания детей. Нравственный выбор как метод познания и практического освоения моральными нормами жизнедеятельности человека. Обучение и воспитание как единый процесс нравственного формирования личности школьника.
-
ОБЛАСТЬ ВНЕДРЕНИЯ Север Архангельск Екатеринбург Кагалым Красноярск Нижний Тагил Норильск Пермь; Лысьва Омск Северодвинск Тюмень Якутия Юг Анапа Апшеронск Ейск Краснодар Крымск ст. Каневская ст. Павловская Темрюк Средняя полоса Брянск Киров Москва Московская обл. Обнинск Трубчевск
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.