Презентация на тему "Общая характеристика, предмет и метод средневековой философии. Философия как служанка богословия"

Презентация: Общая характеристика, предмет и метод средневековой философии. Философия как служанка богословия
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Общая характеристика, предмет и метод средневековой философии. Философия как служанка богословия" по философии. Презентация состоит из 19 слайдов. Материал добавлен в 2017 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.73 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Слова
    философия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Общая характеристика, предмет и метод средневековой философии. Философия как служанка богословия
    Слайд 1

    Общая характеристика, предмет и метод средневековой философии. Философия как служанка богословия.

    Выполнила студентка группы ДЭФ-302 Балабанова Е.И.

  • Слайд 2

    Содержание

    Характерные черты философии Средневековья 1 Патристика 2 Схоластика 3 Спор между реализмом и номинализмом 4

  • Слайд 3

    Характерные черты философии Средневековья

    Теоцентрический характер, то есть философия обосновывала основные положения христианского вероучения и являлась, по выражению Фомы Аквинского, "служанкой богословия". Спиритуальный характер, то есть интерес преимущественно к духовным вопросам, и пренебрежительное отношение к земному, материальному бытию. Эсхатологические черты предусматривающие ориентацию на потустороннюю жизнь и грядущее воскресение из мёртвых. Традиционализм, то есть настороженное отношение к интеллектуальным новациям. Спиритуальный характер Теоцентрический характер Эсхатологические черты  Традиционализм

  • Слайд 4

    Средневековая философия

    Средневековая философия попыталась обосновать христианскую систему миропонимания и обосновать приоритет веры над разумом, сверхчувственного над чувственным, вечного над временным. Но свободная человеческая мысль постоянно вырывалась за пределы, жёстко определённые философии как "служанке богословия" и пыталась найти исключительно свою, философскую истину. Направления средневековой философии Апологетика Патристика Схоластика

  • Слайд 5

    Средневековье

    Под Средневековьем обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от Древнего мира до Нового времени. Для Западной Европы его начало приходится на V в. н. э. Для философии это был тот период, когда изменились цель и характер философствования. Философымогли свободно создавать свои мировоззренческие концепции. Религиозно-мифологическая ориентация была относительно автономной в том отношении, что существовал большой выбор среди ≪богов≫ или в трактовках ≪божества≫ Средние века характеризовались тем, что к этому времени уже заканчивался переход от политеизма к монотеистической религии*. * * * *(от греч. monos — единственный и theos — Бог) — учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими религиями являются иудаизм, ислам и христианство (если признается, что троичность Бога — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух — не ставит под сомнение его единство).

  • Слайд 6

    В странах Западной Европы, возникших в результате распада Римской империи, таковым явилось христианство. С одной стороны, ведущие представители христианской религии испытывали потребность в философском обосновании своих исходных положений. С другой стороны, философы все больше ориентировались на те или иные установки христианства, порой совпадающие и дополняющие . далеко не всегда философия Средневековья оказывалась под непосредственным диктатом теологии, выступая якобы в навязанной ей роли ≪служанки богословия≫. Важнейшей чертой философии средневековья, отличающей ее от античной философии, а тем более от философии новоговремени, была ее тесная связь с монотеистической религией.

  • Слайд 7

    Два периода Средневековья ≪патристика≫ (II—XIII вв.) ≪схоластика≫ (VI—XV вв.) Средневековая философия Патристика(от лат. pater— отец) — это система теолого-философских взглядов ≪отцов церкви≫, обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства. Схоластика (от греч. «схоле» - спокойное занятие, учеба) - средневековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с VIII- IX вв. системой образования на Западе. Вместе с тем это и новый этап в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патристике. Он базировался на святоотеческой литературе, являя собой одновременно вполне своеобразное и специфическое культурное образование.

  • Слайд 8

    Патристика

    В истории патристики выделяют несколько этапов: Апологетика (II—IIIвв.) Классическая патристика (III—X вв.) Заключительный этап. Патристика разделилась назападную, где писали труды на латинском языке, и восточную, гдепроизведения создавали на греческом языке. К наиболее известным относят труды Климента Александрийского, Григория Нисского, Августина Блаженного, Иоанна Златоуста. * * *

  • Слайд 9

    Тит Флавий Климент

    Был одним из крупнейших представителей апологетики. Открыто выступаk против философии и признания рациональныхсредств в сфере религии Именно ему принадлежит положение о том, что философия должнабыть служанкой богословия. В философии, указывал он, особополезным является способ рационального доказательства. В религии же единственным путем к богу до сих пор служит вера. Ноодна вера оказывается не всегда надежной. Она будет сильнее,если будет дополнена логическими доказательствами. С помощьюрационального знания, указывал он, мы углубляем и проясняемверу. Климент Александрийский был первымв истории христианства, кто сформулировал принцип гармонии. Веры и разума (конечно, подобное положение фактически означало подчинение разума вере, но оно шло дальше тертуллианского≪Верю потому, что абсурдно≫). (ок. 150 —ок. 219)

  • Слайд 10

    Августин Блаженный (Аврелий Августин)

    Среди главных его трудов — ≪О граде Божием≫, ≪Об истинной религии≫, ≪Исповедь≫, ≪О Троице≫, ≪О бессмертии души≫, ≪О ересях≫, ≪О свободной воле≫. Августин тщательно проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия между некоторыми из них или дал новое их толкование Августин снял грань, отделявшую мир идей от Мировой Души, и включил в религиозный Абсолют все платоновские идеи. Богу присуща бестелесность, невещественность. Бог имеет еще такие атрибуты, как бесконечность в пространстве. Бог есть Воля. Бог есть высшее Благо. Всемогущество божества было доведено Августином до фатализма, предопределенности действий и судьбы людей. Все делается по воле Бога. Августин выдвигал положение: познай Бога и собственную душу: Бога — через душу, душу — через Бога. В истории человечества Августин замечает изменения к лучшему: все больше людей желает нравственного самоусовершенствования. Такие изменения происходят в результате борьбы двух градов: града Божьего и града Земного. Само государство оказывается ≪великой разбойничьей организацией≫. Град Божий — это мир добра, где ≪по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь≫. Церковь является представителем Божьего града на Земле, ее власть выше светской власти, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви. (354—430)

  • Слайд 11

    Схоластика

    Схоластика явилась продолжением патристики, но таким продолжением, которое возникло еще в период патристики, на основе соответствующих учений и постепенно с IV в. Стало доминировать в культуре Средних веков. Северин Боэций (480—524) У С. Боэция оказалась четко обозначенной проблема ≪универсалий≫. Он поставил также вопрос о различении в каждой вещи ≪существования≫ и ≪сущности≫. Известен, помимо прочего, своим произведением, написанным в заключении, в ожидании смерти, — ≪Утешение философией≫.

  • Слайд 12

    Для представителей схоластики была характерна вера в авторитет священного писания и авторитет ≪отцов церкви≫.В самой христианской церкви происходят крупные изменения. Рост ее идейного политического и экономического могущества приводит к возникновению папского государства (756). Ужесточаются гонения на ≪еретиков≫, на инакомыслящих. Формируются монашеские ордена — доминиканский и францисканский, ставившие целью искоренение ≪ересей≫, утверждение правоверного учения католической церкви Доминиканцы в дальнейшем стали главным оружием папской инквизиции. В X—XIстолетиях нарастают разногласия между западной и восточной церквами; папы начинают вести открытую борьбу с константинопольскими патриархами. Это привело к тому, что в 1054 г. Произошел фактический разрыв между римско-католической и греко-католической церквами. Римско-католическое папство явилось вдохновителем ряда крестовых походов в страны ближнего востока и в византию. В схоластическую философию запада стали больше, чем прежде, проникать идеи восточной, в том числе арабоязычной, культуры. В средние века создаются разнообразные школы: монастырские, епископские (примерно с viii в.), Придворные, нецерковные городские школы. В XII—XIII столетиях создаются предпосылки для формирования европейских университетов.

  • Слайд 13

    Спор между реализмом и номинализмом

    Само понятие ≪схоластика≫ имело в Средние века положительное значение. В переводе с латинского и греческого это слово {schole, scholasticos) означало ≪школа≫, ≪школьный≫, ≪ученый≫. Центральной проблемой, вокруг которой шли дискуссиив течение нескольких столетий и которая разделила философов надва лагеря — реалистов и номиналистов, была, как отмечалось, проблема ≪универсалий≫. Было еще третье направление в решении данной проблемы, и оно связано, преждевсего, с точкой зрения Пьера Абеляра (1079—1142). По его убеждению, универсалии не слова и не реально существующие вещи, а понятия, которые выражают общее в единичных вещах; понятия отражают общую родовую сущность, свойственную множеству вещей,но само это общее существует иначе, чем единичные предметы.

  • Слайд 14

    Иоанн Скот Эриуген

    Особо известны его труды ≪О божественном предопределении≫ (840) и ≪О разделении природы≫ (вероятно, 862—866). Эриугена является создателем философско-теологического синтеза. Доказывая верховную роль божества в жизни человека и всей природы, он считал, что человеческий разум и вера вполне совместимы, что между откровением и разумом нет противоречий. Важнейшей задачей человеческого разума он считал толкование Священного Писания. Таким образом, он стремился укрепить авторитет церкви и религии путем их обоснования разумом. Средство этого он видел в применении диалектики, которая, по его мнению, опирается на деления, определения, доказательства и аналитику. Его учение было осуждено церковью как еретическое, а в 1225 г. Его книга ≪О разделении природы≫ была предана сожжению.  (ок. 810—877)

  • Слайд 15

    Фома Аквинский(1225—1274)

    ≪О существовании и сущности≫, ≪О единстве разума против аверроистов≫, ≪Сумма истины католической веры против язычников≫ Он считал, что по своему предмету философия и теология фактически не различаются: обе они имеют предметом Бога и то, что он создает; только теология идет от Бога к природе, а философия — от природы к Богу. Они отличаются друг от друга прежде всего методом, средством его постижения: философия опирается на опыт и разум, а теология —на веру. Фома Аквинский полагает, что не разум должен направлять веру, но, наоборот, вера должна определять пути движения разума, а философия должна служить теологии. Другая проблема, которая находилась в фокусе внимания Фомы Аквинского, — это проблема существования Творца мира и человека. В онтологии Фома Аквинский принимает аристотелевскую концепцию формы и материи. Аристотелем, к задачам обоснования догматов христианской религии. Для него все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна. Есть бестелесные формы — ангелы. Самой высшей и самой совершенной формой выступает Бог; Он есть существо чисто духовное. Итак, согласно Фоме Аквинскому, общее существует до вещей, в вещах и после вещей. В споре номиналистов и реалистов это была позиция умеренного реализма.

  • Слайд 16

    Иоганн МайстерЭкхарт

    Главный его труд — ≪Проповеди и рассуждения≫ Единство Бога и человека является в теологии Экхарта философским принципом и конечной целью религиозной жизни человека, ее смыслом. Ни одна вещь, в которой Бог всегда наличен, не сознает его присутствия. Это дано только человеку, точнее, тому ≪внутреннему человеку≫, который и есть его душа. Сущность Бога состоит из идей. Бог мыслит себя в человеке. Деятельность разума промысл Бога среди нас; душа располагается между Богом и сотворенной сущностью (телесным началом). Смысл жизни — в познании Бога и возвращении к нему. (1260—1327 или 1328)

  • Слайд 17

    Уильям Оккам

    Оккам выражал новый философский дух, противоположный классической схоластике, отстаивая идею полного размежевания философии и теологии, независимо- сти веры от разума. Государство и церковь, по мнению Оккама, так же несоединимы, как разум и вера. Власть церкви должна быть отделена от политической власти. В связи с обвинениями в ереси Оккам подвергался гонениям со стороны папской церкви. Оккам считал, что в сфере разума следует стремиться находить наиболее простые и точные объяснения. Этот принцип афористически излагается следующим образом: ≪Без необходимости не следует утверждать многого≫ или ≪То, что можно объяснить посредст-вом меньшего, не следует выражать посредством большего≫; наконец, наиболее распространенная формула — ≪Не следует умножать сущность сверх необходимости≫ — получила в истории философии наименование ≪бритвы Оккама≫. (ок. 1285—1349)

  • Слайд 18

    Средневековье

    Знакомство с философией Средневековья показывает, с одной стороны, культурную преемственность эпох (античности и рассматриваемого периода истории), с другой стороны, их различие, качественно новое состояние средневекового философствования. Один из выводов таков: нельзя недооценивать философскую мысль этого времени.

  • Слайд 19

    Конец

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке