Презентация на тему "Средневековая философия"

Презентация: Средневековая философия
Включить эффекты
1 из 52
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.8
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Средневековая философия" по философии. Презентация состоит из 52 слайдов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.8 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.62 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    52
  • Слова
    философия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Средневековая философия
    Слайд 1

    ЛЕКЦИЯ № 6

    СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

  • Слайд 2

    ВОПРОСЫ

    Общая характеристика средневековья. 2. Ранние христианские течения (гностицизм, манихейство, апологетика). 3. Патристика. Учение Августина. 4. Схоластика. 5. Философия Ф. Аквинского. 6. Проблема универсалий − реализм − номинализм − концептуализм

  • Слайд 3

    СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Общая характеристика Средневековья − В I-II в. н.э. в Римской империи распространяется Христианская религия. − В поздней античности в философии происходит сближение с религией и мистикой. − Средневековье – от распада Римской империи (V в.) до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.)

  • Слайд 4

    Основы христианства − источник – иудейская монотеистическая религия. − креационизм – «творение мира из ничего». − человек – существо привилегированное создание по образу и подобию Бога. − пространство веры, а не разума − человек представлен в трех измерениях: «тело», «душа», «дух». − воскрешение из мертвых – возвращение к жизни (и телесное).

  • Слайд 5

    Ранние христианские течения − Гностицизм (II в.) – дуалистическое объяснение мира; мистическая направленность. − Манихейство (Мани – 216-270 г.г.) – мир как постоянная борьба света и тьмы (влияние зороастризма). − Апологеты (Тертуллиан – ок.160-230 г.г.) несовместимость философии и веры «верую, ибо абсурдно». − Апологеты (Ориген – ок. 185-253 г.г.) синтез разума, философии и веры.

  • Слайд 6

    Патристика

    Отцы Церкви На Западе(латинские) На Востоке(греческие) КаппадокийскиеОтцы Василий Великийок. 330 - 379 Григорий Назианзинок. 330 - 390 Григорий Нисскийок. 335 - ок. 394 Поздняяпатристика Иоанн Дамаскинок. 675 - до 753 Псевдо-Дионисий V-VI в. Максим Исповедникок. 580 – 662 Аврелий Августинок. 354 - ок. 430 Северин Боэцийок. 480 - 524

  • Слайд 7

    Нисса Афины Рим Александрия Иерусалим Карфаген Гиппон Кесария Константинополь Дамаск Тагаст Павия

  • Слайд 8

    Августин. Против академиков. Августин. О порядке. Августин. Исповедь. Августин. О граде Божием. Боэций. Комментарии к Порфирию. Боэций. Утешение философией. Псевдо-Дионисий. Ареопагитики: Об именах Божиих Таинственное богословие О небесной иерархии О церковной иерархии Иоанн Дамаскин. Источник знания: Диалектика Точное изложение православной веры Основные сочинения Аврелий Августин Иоанн Дамаскин Северин Боэций Псевдо-Дионисий

  • Слайд 9

    Б. Гоццоли. Видение св. Августина. В. Васнецов.Православные епископы. Василий Великий Григорий Назианзин

  • Слайд 10

    Учение Августина − Бог является высшей сущностью. − Бог центр философского мышления (теоцентризм). − Бог наивысшее благо и причина блага. − Бог главный предмет познания.

  • Слайд 11

    − Истина о Боге познается через веру, а не через разум. − Вера не заменяет разумного понимания. − Вера стимулирует понимание «верую, чтобы понимать», «понимаю, чтобы верить». − Вера и разум взаимодополнительны.

  • Слайд 12

    − Душа близка Богу и бессмертна. − В душе отражается Бог. − Тезис Сократа «Познай самого себя» по Августину – познание себя как образа и подобия Бога.

  • Слайд 13

    − Основа духовной жизни воля, а не разум. − Волюнтаризм (voluntas – лат.) – учение о первенстве воли. − Свобода – свойство воли. − Возможность понимать благо и творить зло.

  • Слайд 14

    Проблема теодицеи

    Теодицея(греч. θεός,бог, δίκη, справедливость) –букв., «оправдание Бога»,общее обозначениерелигиозно-философских доктрин,стремящихся согласоватьидею благого и разумногобожественного управления миромс наличием мирового зла,«оправдать» это управлениеперед лицом тёмных сторон бытия. Лейбниц Эпикур Цицерон Августин

  • Слайд 15

    Если Богвсеблаг и всемогущ,почему в мире столько зла? или можетуничтожить зло, ноне желает этого – или желаетуничтожить зло, ноне может (не в силах)– тогда Онне всеблаг; тогда Онне всемогущ. Выходит, что Бог Поскольку как то, так и другоепротиворечит понятию Бога,приходится отрицать либобытие Бога, либореальность зла.

  • Слайд 16

    Три варианта теодицеи

    Зло не есть что-то самосущее,а представляет собой простоотсутствие (недостаток) блага. Так называемые «недостатки»способствуют высшему благу,мнение же о реальности злаесть следствие абсолютизациичастной точки зрения. Добро, творимое свободно,выше добра, творимогопо необходимости,зло же естьрезультат злоупотреблениячеловеком свободной волей. Никакогозла насамом деленет. СотворённыйБогом мир естьлучший извозможных. Почему жеБог допускаетнедостатокблага? Зачем же Богсотворил мир,если творениене может бытьсовершенным?

  • Слайд 17

    ПатристикаУчение Августина

    Учение о предопределенности Адам родился свободным и безгрешным. Искушенный дьяволом он совершил грех. Все люди обременены грехом.

  • Слайд 18

    Два града (царства). «Град земной» – люди самолюбивые, эгоистичные «Град небесный» – любовь к Богу до самозабвения

  • Слайд 19

    СХОЛАСТИКА (IX – XVвв.)

    − Носит религиозный характер − Мир не имеет самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к Богу. − Цель: не в нахождении истины (она дана в откровении), а в том, чтобы изложить и доказать истину посредством разума (философии) «Разум есть могущественная природа человека»

  • Слайд 20

    СХОЛАСТИКА

    Ансельм Кентерберийский(1033/34-1109) Пьер Абеляр (1079-1142) Пётр Ломбардский(ок. 1100-1160) Альберт Великий(ок. 1200-1280) Бонавентура (Джованни Фиданца) (ок. 1217-1274) Фома Аквинский(1225/26-1274) Иоанн Дунс Скот(ок. 1266-1308) Уильям Оккам(ок. 1285-1347/49) Аоста Бек Париж Рим Баньореджо Палле Дунс Оккам Оксфорд Аквино Лауинген Кёльн Лумеллоньо

  • Слайд 21

    Ансельм. Монологион. Ансельм. Прослогион. Абеляр. Да и Нет. Абеляр. Логика «для начинающих». Абеляр. Теология «Высшего блага». Пётр Ломбардский. Сентенции. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Фома Аквинский. Сумма теологии. Дунс Скот. Оксфордское сочинение. Оккам. Сумма логики. Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий. Оккам. Quadlibeta. Основные сочинения Пьер Абеляр Фома Аквинский АнсельмКентерберийский Дунс Скот

  • Слайд 22

    Рафаэль«Диспута». Фома Аквинат Бонавентура Дунс Скот Августин

  • Слайд 23

    Схоластика

    Л. Синьорелли.«Учители Церкви».

  • Слайд 24

    ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО

    − Разум и философия суть веры. − Философия должна служить вере. − Религиозные истины можно толковать в категориях разума.

  • Слайд 25

    МИР КАК ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ

  • Слайд 26

    Понятие: − сущность – эссенция (essentia) − существование – экзистенция (existentia) У всех сотворенных вещей сущность не согласуется с существованием. У Бога сущность тождественна существованию.

  • Слайд 27

    ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСАЛИЙ УМЕРЕННЫЙ РЕАЛИЗМ

    − Общие понятия (универсалии) существуют в единичных вещах. − Образуются в человеческом разуме при абстрагировании. − Существуют до вещей, как идеальный прообраз.

  • Слайд 28

    Проблема бытия БогаДоказательства бытия Бога

    Нерациональные Рациональные СвидетельствоСвященногоПисания Чудеса(коллективныймистический опыт) Индивидуальныймистический опыт(видения, сны и т.п.) Онтологическое Космологическое Телеологическое Каузальныйвариант Модальныйвариант

  • Слайд 29

    Доказательства бытия БогаПонятие и определения Бога

    Онтологическоедоказательство Бог какабсолютносовершеннаясущность Космологическоедоказательство Телеологическоедоказательство Каузальныйвариант Бог какпервопричина(причина всехпричин) Бог какбезусловнонеобходимаясущность Бог какразумныйустроительмира Модальныйвариант

  • Слайд 30

    Проблема универсалий

    Основные сочинения Аристотель. Категории (IV в. до н.э.). Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля (О пяти общих понятиях) (III в.). Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия (VI в.). Абеляр. Логика «для начинающих» (XII в.). Северин Боэций Пьер Абеляр Аристотель Порфирий

  • Слайд 31

    Проблема универсалийв «Категориях» Аристотеля

    (Отдельная)лошадь (Отдельный)человек Сущность, называемаятак в самом основном,первичном и безусловномсмысле, – это та, котораяне говорится ни о какомподлежащем и не находитсяни в каком подлежащем,как, например,отдельный человекили отдельная лошадь. Сущность(греч.ουσία,лат.substantia)

  • Слайд 32

    Сущность (вторая) Живое существо (род) А вторыми сущностяминазываются те, к которымкак к видам принадлежатсущности, называемые такв первичном смысле, –и эти виды, и их роды;например, отдельныйчеловек принадлежит к виду«человек», а род для этоговида – «живое существо». Лошадь (вид) Человек (вид)

  • Слайд 33

    Проблема универсалий

    Универсалии(лат.universalis,общий) –слова (термины), обозначающиевсё то, что может сказыватьсяо единичных вещах(их свойства, отношения). Универсалииследует такжеотличать от того,что являетсяобщим «по частям»или «по очереди». Универсалии – это общие понятия, носледует помнить, что слово «общее»употребляется в разных смыслах. Универсалиине следует путатьс собирательными понятиями, такимикак «сотня», «толпа», «стадо», «полк»,«человечество». Универсалия «лошадь»относится не к табуну,а к роду животных. Не относится онаи к лошади, находящейсяв совместном пользовании.

  • Слайд 34

    Антисфен Платон – Человека и лошадь вижу, а человечностии лошадности не вижу. –Это потому что тысмотришь телесным, а не духовным оком.

  • Слайд 35

    Универсалииобразуют высшийуровень бытия. Универсалиинаходятсяв самих вещах. Человеческий ум образуетуниверсальные понятия,абстрагируя общие признакиединичных вещей. Единичные вещи обладаютобщими свойствами,потому что следуютуниверсальным прообразам. Платон Аристотель

  • Слайд 36

    Проблема универсалийРеализм и номинализм

    Номинализм(лат. nomen,имя) –философское учение,утверждающее, чтореальны лишьединичные вещи,а универсалиисами по себе(вне мышленияи речи)не существуют. Universalia sunt nomina.Универсалии –это имена (слова). Реализм(лат. realis,действительный) –философское учение,утверждающее, что универсалиисуществуют реально и независимо от сознания. Universalia sunt realia.Универсалии – реальные сущности. Логические трудностивозникают при попыткемыслить универсалии как существующиеотдельноот единичных вещейи в то же время«присутствующие»в единичных вещах,причёмприсутствующие1) во всех и каждой,2) неделимо,3) одновременнои 4) составляяих сущность(субстанцию).

  • Слайд 37

    Проблема универсалийАргументация номиналистов

    Роды и виды или существуют и имеютсамостоятельное бытие, или же образуютсяразумом и одним лишь мышлением.Однако роды и виды существовать не могут. Ведь сколько бы ни было видов, во всех них –один род, причём не то чтобы отдельные видыполучали от него что-нибудь вроде частей – нет,каждый вид в одно и то же время имеет целый род. Следовательно, если один род находится в однои то же время целиком во множестве отдельныхвидов, он не может быть един. Ибо не может быть,чтобы целое, находясь одновременно во многих[вещах], было в самом себе едино по числу. Но в таком случае, если род не может бытьчем-то единым, то он и вообще ничто. Ибовсё, что есть, именно потому есть, что едино;и то же самое следует сказать и о виде. Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.

  • Слайд 38

    А если роды и виды существуют,но не единые по числу, а многочисленные,то не будет последнего рода, но над всякимродом будет другой, вышестоящий, чьё имявключит в себя всю эту множественность: так же как множество живых существ требуетобъединения их в один род потому, что у всех нихесть что-то похожее, так же и род, множественныйоттого, что находится во многих, имеет другойрод, тоже не единый оттого, что во многих; и для этих двух родов требуется [третий общий]род, а когда он будет найден, тотчас же,по вышеизложенным соображениям, придётсяискать новый [общий для первых двух и третьего]; таким образом, рассудок по необходимостибудет уходить в бесконечность,ибо никакого логического предела здесь нет. Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.

  • Слайд 39

    и одновременно, либо она общаяпотому, что в разноевремя переходит впользование разныхеё обладателей, какмогут быть общимиколодец и источник,раб или лошадь; и при этомсоставлять иобразовыватьсубстанцию тех,для кого онявляется общим. ведь он долженбыть общим так,чтобы и целикомнаходиться вотдельных [видах], либо онастановится общей длявсех одновременно,но тогда она несоставляет субстанциитех, для кого являетсяобщей, как, напримертеатр, общий длявсех зрителей. ибо единая вещьможет быть общейлибо частями, и тогдасобственностьюединичных [вещей]является не вся онацеликом, но её части; А если род – нечто единое по числу, то он не может быть общим для многих: Но род ни одним из перечисленных способов не может быть общим для видов: Боэций.Комментарийк«Введению»Порфирия.

  • Слайд 40

    Следовательно, универсалия как самостоятельная сущностьневозможна. (тогда она не будет универсалией); либо каким-то одним извзаимоисключающихпризнаков подклассов (тогда она не будетих сущностью). (что нелепо); либо ни одним извзаимоисключающихпризнаков подклассов либо всемивзаимоисключающимипризнаками подклассов Еслиуниверсалиясуществуетреально,а не как идея или имя, она должна, помимообщего (определяющего) признака класса, обладать

  • Слайд 41

    Следовательно, «целое число [вообще]», как самостоятельная сущность, невозможно. (тогда оно не будет целым числом «вообще»); либо только чётным(вариант:только нечётным) (тогда чётные инечётные числане будутцелымичислами). (что нелепо); либо ни чётным,ни нечётным либо одновременночётным и нечётным Например, все целые числа подразделяются на чётныеи нечётные; но если, помимо чётных и нечётных чисел,есть ещё и «целое число [вообще]», оно должно быть

  • Слайд 42

    Проблема универсалийАргументация реалистов

    Положим, универсалии – это имена.Но имена чего? Они не могут быть именами единичных вещей(именами собственными), потому что тогдаони не будут универсалиями. Однако, всё наше знание, включая знаниеединичных вещей, выражено именаминарицательными (универсалиями), и если онине имеют смысла, у нас нет никакого знания. Следовательно, они должны быть именамикаких-то сущностей, отличныхот единичных вещей. Однако, если ничего, кроме единичных вещей,не существует, универсалии – это именанесуществующих сущностей, т.е. слова,не имеющие ни значения, ни смысла.

  • Слайд 43

    Проблема универсалийРеализм, номинализм, концептуализм

    Номинализм(лат. nomen,имя) –философское учение,утверждающее, чтореальны лишьединичные вещи,а универсалиисами по себе(вне мышленияи речи)не существуют. Universalia sunt nomina.Универсалии –это имена (слова). Реализм(лат. realis,действительный) –философское учение,утверждающее, что универсалиисуществуют реально и независимо от сознания. Universalia sunt realia.Универсалии – реальные сущности. Концептуализм(лат. conceptus,понятие) –философское учение,которое,не приписываяобщим понятиямсамостоятельнойонтологическойреальности,утверждает, чтоони воспроизводятсходные (общие)признакиединичных вещей. Universalia sunt concepta.Универсалии – это понятия.

  • Слайд 44

    Проблема универсалийАргументация концептуалистов

    Не обязательно рассматривать всякий разкак ложное и бесплодное такое понятие, которое,происходя от некоего подлежащего,мыслит его не так, как оно само есть. Когда мы занимаемся делением илиабстрагированием, мы тоже мыслим не то, чтоесть на самом деле; но при этом само мышлениени в коей мере не является ложным. Дело в том, что существует много вещей,которые имеют бытие в других; от этих другихони либо вообще не могут быть отделены,либо, раз отделённые, никоим образомне продолжают своего существования. Предметы такого рода существуют в телесныхи чувственно воспринимаемых вещах.Но постигаются они отдельно от чувственного,и только так может быть понята их природаи уловлены их свойства. Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.

  • Слайд 45

    Линия в теле есть нечто; и тем, что она есть, обязана телу, то есть получает своё бытие благодаря телу, в чём нетрудно убедиться – ведь если она отделена от тела, она больше не существует. [Но] никто не назовёт наше представление о линии ложным только оттого, что мы в уме представляем её существующей как бы помимо тела, в то время как помимо тела она существовать не может. Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.

  • Слайд 46

    … мы мыслим роды и виды, отбирая из единичных предметов, в которых они находятся, черты, делающие эти предметы похожими. Так, например, из единичных людей, непохожих друг на друга, мы выделяем то, что делает их похожими – человеческое; и эта [черта] сходства, помысленная и истинным образом рассмотренная духом, становится видом; в свою очередь рассмотрение сходства различных видов, которое не может существовать нигде, кроме как в самих видах или в составляющих их индивидах, производит род. Таким образом, они [т.е. роды и виды чувственного] существуют именно в единичных вещах. Мыслится же [только] общее (universalia), и видом следует считать не что иное, как мысль, выведенную из субстанциального сходства множества несхожих индивидов; родом же – мысль, выведенную из сходства видов. Боэций.Комментарийк «Введению»Порфирия.

  • Слайд 47

    Проблема универсалийРеализм, номинализм, концептуализм

    (Крайний)номинализм Universalia sunt nomina.Универсалии –это имена (слова). (Крайний)реализм Universalia sunt realia.Универсалии – реальные сущности. Концептуализм Universalia sunt concepta.Универсалии – это понятия. Существуюти мыслимытолькоединичные вещи. Мыслимотолько общее,и толькообщие сущностипо-настоящемуи существуют. Существуюттолькоединичные вещи,но мыслимотолько общее.

  • Слайд 48

    Проблема универсалийКонцептуализм

    Универсалии существуют трояко: до вещей(ante rem) – как их прообразы в Божественном уме; в вещах(in rem) – как их общие свойства; после вещей(post rem) – как понятия нашего ума. Universalia sunt concepta.Универсалии – это понятия. Пьер Абеляр Фома Аквинский

  • Слайд 49

    Проблема универсалийРеализм, номинализм, концептуализм

    Реализм Номинализм Крайнийреализм Умеренныйреализм Умеренныйноминализм Крайнийноминализм АнсельмКентерберийский (1033/34-1109) Гийомиз Шампо(ок. 1170 – 1121) Росцеллин(ок. 1150 – ок. 1125) АльбертВеликий (ок. 1200-1280) ФомаАквинский (1225/26-1274) Пьер Абеляр(1079-1142) Платон Аристотель Антисфен Терминизм Уильям Оккам(ок. 1285-1347/49) Концептуализм

  • Слайд 50

    Вопросы?

  • Слайд 51

    ВОПРОСЫ

    Общая характеристика средневековья. 2. Ранние христианские течения (гностицизм, манихейство, апологетика). 3. Патристика. Учение Августина. 4. Схоластика. 5. Философия Ф. Аквинского. 6. Проблема универсалий − реализм − номинализм − концептуализм

  • Слайд 52

    Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке