Содержание
-
Теологическая философия средних веков
-
1. Становление средневековой теологической философии. 2. Патристика. Философия Августина Блаженного. 3. Схоластическая философия. Полемика номинализма и реализма. 4. Философия Фомы Аквинского.
-
Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творение.
-
Периоды развития средневековой философии Апологетика и патристика (I-VIII в.)– период защиты и систематизации христианского учения Схоластика (VIII-XV вв.) – период систематической разработки христианской философии Ранняя схоластика (до XII в.) Период расцвета схоластики (XIII в.) Поздняя схоластика (XIV-XV вв.)
-
Основные черты средневековой теологической философии: теоцентризм(главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог); господствовалидогматы(истины, не нуждающиеся в доказательствах) обожественном творении (всего Богом) и обожественном откровении(Бога о Самом Себе – в Библии); сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
-
человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека); выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении; выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества.
-
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа: 1. Догмат о божественном творении: Бог сотворил окружающий мир из ничего, творение мира есть результат акта Божественной воли, мир сотворен благодаря всемогуществу Бога – креационизм; единственным творческим началом во Вселенной и подлинным бытием является Бог; сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу; Бог вечен, постоянен и всепроникающ; поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен; нет четкой границы между Богом и его творением.
-
В средневековой философии проблема добра и зла решается исходя из идеи творения: Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости; следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром; зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога; поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей; в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
-
2. Догмат о божественном откровении: мир можно познать, только познав Бога; Бог недоступен для познания; несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию; единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии; Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.
-
В средневековой философии предпочтение отдавалось религиозной вере, а не знанию, религии, а не науке. Первыми формами выражения философской мысли явились: 1. апологетика – защитница христианства, направлена была против язычества и враждебных христианству религий; 2. патристика – учение «отцов церкви», священнослужителей, отстаивающих чистоту христианской веры.
-
Главная проблема периода апологетики и патристики– взаимоотношения зарождающегося христианства с языческой мудростью, в особенности с античной философией. Апологеты– христианские писатели, защищавшие в своих трактатах христианское учение. Патристика– учения отцов церкви, в которых были заложены основы христианского богословия и философии. Функции апологетики и патристики – защита и систематизация христианского учения
-
Нисса Афины Рим Александрия Иерусалим Карфаген Гиппон Кесария Константинополь Дамаск Тагаст Павия
-
Представители патристики
Августин. Против академиков. Августин. О порядке. Августин. Исповедь. Августин. О граде Божием. Боэций. Комментарии к Порфирию. Боэций. Утешение философией. Псевдо-Дионисий. Об именах Божиих Таинственное богословие О небесной иерархии О церковной иерархии Иоанн Дамаскин. Источник знания: Диалектика Точное изложение православной веры Основные сочинения Аврелий Августин Иоанн Дамаскин Северин Боэций Псевдо-Дионисий
-
Августин Аврелий (IV-Vвв.)
Христианский философ, пропагандировал философствование в вере. Вера стимулирует понимание. Без мысли нет веры. «Вера ищет, разум находит». Истину следует искать внутри души. В «Исповеди» он обращается к своему «Я», обнажая все струны души, показывая, как он отрекся от совей воли во имя Бога. В Душе Бог, углубляясь в Душу мы находим Бога, ибо в душе есть истина.
-
Августин Блаженный (354-430) Основные труды: «Исповедь» - автобиография, рисующая внутреннее развитие с детских лет до утверждения в ортодоксальном христианстве; «О граде Божием», где выделены два вида человеческой общности: государственность и духовная общность, основанная на любви к Богу; «О прекрасном и пригодном»; «Против академиков»
-
Основные положения философии Августина Блаженного Заложил основы догматов католической Церкви. Утверждал, что Бог – высшее бытие, в котором пребывают вечные идеи, обусловливающие существующий в мире порядок. Утверждал, что мир – свободный акт Бога, поэтому он является разумным творением. Разрабатывал проблемы динамики человеческой личности и динамики истории.
-
Сформулировал учение о предопределении: субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог, который своим предвечным решением избрал одних для вечной жизни, других осудил на муки. Выделяет два источника знания: опыт и веру. Утверждает, что вера и знание взаимно дополняют друг друга: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь».
-
Истина образована из идей – мыслей Бога. Бог как Бытие творит, как Истина Он всё освещает, как любовь Он всё притягивает и умиротворяет. Доказательства бытия Бога: В мире есть совершенное, значит есть его создатель. Если исключить небольшое число извращенных людей, весь род человеческий признает существование Творца. Есть разные ступени Блага, за которыми стоит высшее Благо – Бог. Признавал, что Бог един в трех лицах, все они равны.
-
Тертуллиан Карфагенский, христианский богослов и мыслитель (160-220) Выдвинул тезис о несоединимости философии и христианской веры. Утверждал веру как высшую истину. Подчеркивал пропасть между верой и знанием. Сформулировал парадоксальный тезис «Верую, ибо абсурдно».
-
Вершиной средневековой философии выступаетсхоластика (от греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») – систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Основные проблемы периода схоластики: Вера и знание Доказательство бытия Бога Общее и единичное (проблема универсалий)
-
Схоластика (XI-XII вв.)– господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство. Это христианская философия, полностью зависящая от религии и подчиненная мысли и авторитету догмата.
-
Представитель средневековой философии периода схоластики: Фома Аквинский – философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
-
Фома Аквинский является автором томизма – одного из господствующих направлений католической Церкви, учения о гармонии разума и веры. Разум рассматривает как высшую среди человеческих способностей. Основные произведения Фомы Аквинского – «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии.
-
Основные положения философии Фомы Аквинского Цель человеческой жизни – достижение счастья, возможное только через познание Бога. Мир устроен по принципу иерархии, где Бог – совершенная реальность. Основные человеческие способности: чувственность, воля, разум, вера. Наука и вера не противоречат друг другу, т.к. у них разные задачи: задача науки – объяснение закономерностей мира, задача веры – постижение Бога. Таинства христианской веры недоступны для естественной силы мышления и представляют собой сверхъестественные истины, данные в Божественном откровении. Церковь должна стоять над гражданским обществом. Власть государя должна подчиняться высшей, духовной власти
-
Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к выводу: вера и знание – различные понятия; разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение.
-
Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, – в сверхъестественном откровении
-
Пять собственных доказательств существования Бога: 1. все, чтодвижется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог; 2. все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог; 3. случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; 4. все, что существует, имеет различные степени качеств(лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство –Бог; 5. все в окружающем мире имеет какую-либо цель, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, – Бог.
-
Ф.Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует). Эссенция(сущность) характеризует вещь: Что такое вещь? Какая вещь? Для чего она существует?
-
Средневековая философия отрывает сущность вещи (эссенцию)от ее существования (экзистенции). Аргумент:сущность воплощается в существовании конкретной вещи только в результате акта ее творения. Сущность вещи – это ее идея, ее замысел в сознании Бога. Следовательно,сущности могут быть бестелесными, невоплощенными в вещах и поэтому не зависят от существования последних.
-
В вопросах гносеологии средневековая философия 1. Утверждает познаваемость мира через познание Бога. 2.Выделяет два вида знания: сверхъестественное, даваемое в Божественном откровении и зафиксированное в священных текстах; естественное, доступное для человеческого разума через толкование священных текстов.
-
Теологическая философия также рассматривает вопрос об отношении общего к единичному: существуют ли общие понятия (универсалии) в реальности или же они являются только именами вещей? Решения: Реализм – утверждает, что подлинным бытием являются не сами вещи, а их общее понятие, существующее независимо от вещи как идея Божественного разума. Представители: Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо, Иоганн Скот (Эриугена), Фома Аквинский (умеренный реализм) Номинализм– утверждает, что общие понятия не существуют реально, а являются лишь именами вещей, которые человеческий рассудок присваивает группам предметов. Реально же существуют только конкретные вещи, данные в чувственном опыте. Представители: Уильям Оккам, Росцелин из Компьени
-
Два направления в теологической философии Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Познание возможно лишь с помощью разума. Номинализм – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» – определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.
-
Проблема универсалий
Универсалии(лат.universalis, общий) –слова (термины), обозначающиевсё то, что может сказыватьсяо единичных вещах(их свойства, отношения). Универсалииследует такжеотличать от того,что являетсяобщим«по частям»или«по очереди». Универсалии – это общие понятия, носледует помнить, что слово «общее»употребляется в разных смыслах. Универсалиине следует путатьс собирательными понятиями, такимикак «сотня», «толпа», «стадо», «полк»,«человечество». Универсалия «лошадь»относится не к табуну,а к роду животных. Не относится онаи к лошади, находящейсяв совместном пользовании.
-
Антисфен Платон – Человека и лошадь я вижу, а человечностии лошадности не вижу. –Это потому что тысмотришь телесным, а не духовным оком.
-
Универсалииобразуют высшийуровень бытия. Универсалиинаходятся в самих вещах. Человеческий ум образуетуниверсальные понятия,абстрагируя общие признакиединичных вещей. Единичные вещи обладаютобщими свойствами,потому что следуютуниверсальным прообразам. Платон Аристотель
-
Проблема универсалийРеализм и номинализм
Номинализм(лат. nomen,имя) –философское учение,утверждающее, чтореальны лишьединичные вещи,а универсалиисами по себе(вне мышленияи речи)не существуют. Universalia sunt nomina.Универсалии –это имена (слова). Реализм(лат. realis, действительный) –философское учение,утверждающее, что универсалиисуществуют реально и независимо от сознания. Universalia sunt realia.Универсалии – реальные сущности. Логические трудностивозникают при попыткемыслить универсалии как существующиеотдельно от единичных вещейи в то же время«присутствующие»в единичных вещах,причёмприсутствующие1) во всех и каждой,2) неделимо,3) одновременнои 4) составляяих сущность(субстанцию).
-
Универсалии существуют трояко: 1. до вещей(ante rem) – как их прообразы в Божественном уме; 2. в вещах(in rem) – как их общие свойства; 3. после вещей (post rem) – как понятия нашего ума. Universalia sunt concepta.Универсалии – это понятия. Пьер Абеляр Фома Аквинский
-
-
Вопросы?
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.