Презентация на тему "Определения и вопросы"

Включить эффекты
1 из 52
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Определения и вопросы" по философии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

    Определения и вопросы

  • Слайд 2

     

    Вопросы: 1. Определение и приемы, сходные с определением. 2. Явные и неявные определения. 3. Логико-методологические требования, предъявляемые к определениям. 4. Вопросы. Логически некорректные вопросы.

  • Слайд 3

     

    Древнегреческий термин, соответствующий русскому слову «определение», происходит от греческого слова «хорос», что означает «пограничный столб».

  • Слайд 4

     

    Такие столбы ставились, чтобы отделить один участок земли от другого. Латинское слово «definitio» образовано от слова «finis» – «граница», «конец чего-либо».

  • Слайд 5

     

    Русское слово «определение» – от слов «делить», «устанавливать границу».

  • Слайд 6

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    – ЭТО ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯСЯ В ПРИДАНИИ ТОЧНОГО СМЫСЛА ЯЗЫКОВОМУ ВЫРАЖЕНИЮ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ, КОГДА ЭТО ТРЕБУЕТСЯ, ВЫДЕЛИТЬ ИЛИ УТОЧНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО ВЫРАЖЕНИЯ

  • Слайд 7

    Определение решает следующую задачу:

    выделить систему признаков, общую и отличительную для предметов, обозначаемых термином.

  • Слайд 8

    В научном познании

    эта задача часто усиливается требованием найти систему существенных признаков этих предметов.

  • Слайд 9

     

    Выделение системы существенных признаков тех или иных предметов – задача конкретных наук. Эта задача сложная.

  • Слайд 10

     

    Определение, в котором указывается система существенных признаков предметов, является результатом сложного процесса познания. Однако и в таком определении не раскрывается все содержание понятия о предметах, а лишь основное содержание. Несмотря на последний факт, без определений нельзя обойтись в познавательном процессе.

  • Слайд 11

     

    Очень часто определению предшествуют приемы, сходные с определением: остенсивное определение, разъяснение посредством примеров, описание, характеристика, сравнение

  • Слайд 12

    ОСТЕНСИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    (от латинского ostensio – показывание) – это разъяснение слов или словосочетаний путем непосредственного указания предметов, действий или ситуаций, обозначаемых этими словами или словосочетаниями.

  • Слайд 13

     

    Остенсивные определения широко используются в процессе обучения иностранным языкам и во многих других случаях, однако их применение ограничено.

  • Слайд 14

     

    Например, при помощи остенсивных определений можно разъяснить значение таких слов, как «яблоко», «груша», но трудно пояснить понятия типа: «конкретное», «абстрактное»                           

  • Слайд 15

     

    Другим приемом, сходным с определением, является описание. Этот прием применяется на эмпирическом уровне познания, когда выявляются свойства предметов, изучаемых наукой. Среди этих свойств могут быть отличительные и неотличительные, существенные и несущественные и т. д. При описании не проводится различие между этими свойствами, поскольку преследуется лишь одна цель – выявить как можно больше свойств.

  • Слайд 16

     

    Приемом, более близким к определению, чем описание, является характеристика. При описании не всегда указывают отличительные признаки предметов, при характеристике такая задача ставится в качестве желательной. Давая характеристику, раскрывают все стороны предмета, важные в каком-то отношении, но не обязательно отличающие предмет от других предметов.

  • Слайд 17

     

    Выражения языка могут разъясняться также при помощи такого приема, как сравнение. Пример: «злость сходна с кратковременным помешательством».

  • Слайд 18

     

    Номинальные определения – это соглашения относительно смыславновь вводимых языковых выражений, а также соглашение о том, в каком из различных имеющихся смыслов следует употреблять выражение в данном контексте. Эти определения нельзя оценивать как истинные или ложные.

  • Слайд 19

     

    Реальными являются определения, в которых придается точный смысл выражениям, значения которых с большей или меньшей степенью определенности уже известны. Посредством реальных определений вводятся понятия о предметах, обозначаемых термином, т. е. решается задача выделения системы признаков, общей и отличительной для этих предметов. Реальные определения – это суждения. Поэтому они могут быть истинными или ложными.

  • Слайд 20

     

    Номинальные определения от реальных можно отличить лишь по контекстам, в которых они употребляются, если определения не содержат таких слов, как «будем употреблять то-то выражение в таком-то смысле» и т. д. В последнем случае и без контекста ясно, что это номинальное определение.

  • Слайд 21

     

    Определения делятся на номинальные и реальные по той функции, которую они выполняют в познании. Можно также подразделить определения на два вида по форме. Этими видами являются явные и неявные определения.

  • Слайд 22

     

    Явными называются определения, которые имеют структуру «А есть В» (А=В) или «А, если и только если В» (А  В), где А – определяемое выражение, а В – определяющее. Определяемое выражение называется дефиниендумом (от лат. definiendumсокращенно: dfd). Определяющее выражение называется дефиниенсом (от лат. definiensсокращенно: dfn).

  • Слайд 23

     

    Определяемыми выражениями в явных определениях могут быть: (1) выражения типа единичных, (2) общих имен, (3) предикаты, а также (4) предметные функторы.

  • Слайд 24

     

    Примеры: (1) «Онкология – наука об опухолях и их лечении»; (2) «Лекция – устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения»; (3) «Лежать – находиться всем телом на чем-нибудь в горизонтальном положении»; (4) «Масса – мера инерции по отношению к действующей силе».

  • Слайд 25

     

    Наиболее распространенными в гуманитарных науках и применяемыми в других областях познания являются определения выражений типа общего имени, называемые определениями через род и видовое отличие, которые в свою очередь делятся на: атрибутивно-реляционные определения; генетические определения; операциональные определения.

  • Слайд 26

     

    Ватрибутивно-реляционных определениях видовым отличием являются качества и свойства. Качество – это нечто, принадлежащее предмету самому по себе. Свойство есть проявление качества во взаимодействии с другими предметами. Наличие свободных электронов у металлов – это их качество. Проводимость электричества – это свойство, представляющее собой проявление указанного качества во взаимодействии с электрическим полем.

  • Слайд 27

     

    В генетических определениях в качестве видового отличия выступает способ происхождения, образования, конструирования предметов. Генетические определения достаточны лишь при определении простых объектов, например объектов геометрии.

  • Слайд 28

     

    Операциональными являются определения, в которых предметы выделяют посредством указания операций, с помощью которых эти предметы можно распознать.

  • Слайд 29

    НЕЯВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Определения через отношение к противоположному. Эти определения широко распространены в философии. В них определяются сразу два термина путем указания отношения предметов, обозначаемых одним из этих терминов, к предметам, обозначаемым другим из этих терминов.

  • Слайд 30

    Контекстуальные определения

    В контекстуальных определениях выясняется смысл контекста, в который входит определяемый термин.

  • Слайд 31

    Формально-логические правила определения

    Правило 1.Определение должно быть соразмерным, т. е. значения (объемы) определяемого и определяющего выражений должны совпадать (должны быть равны друг другу). Обозначим объемы дефиниендума и дефиниенса соответственно Wdfd и Wdfn. Указанное требование запишем: «Должно быть так, чтоWdfd=Wdfn»

  • Слайд 32

     

    Возможные нарушения правила соразмерности представим круговыми схемами. Этим ситуациям соответствуют следующие ошибки, возникающие при нарушении первого правила

  • Слайд 33

    «Слишком широкое определение»

    Дефиниенс шире дефиниендума по объему. Примеры: «Спекуляция есть скупка и перепродажа товаров или иных предметов; «Человек есть двуногое бесперое животное».

  • Слайд 34

    «Слишком узкое определение»

    При этой ошибке объем дефиниенса меньше объема дефиниендума. Примеры: «Смерть – естественный конец всякого живого существа (а не естественный?); «Совесть – это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои поступки» (а не перед обществом?).

  • Слайд 35

    Перекрещивающееся определение

    Объемы дефиниендума и дефиниенса находятся в отношении перекрещивания. Пример: «Философ – это человек, разрабатывающий научную методологию».

  • Слайд 36

     

    Ошибка, соответствующая последней схеме, называется «определить “как попало”».

  • Слайд 37

     

    О такой ошибке идет речь в следующей шуточной истории: «Когда известный естествоиспытатель Кювье зашел в Академию наук (в Париже), где работала комиссия по составлению слова “рак”, которое только что удачно было найдено. “Мы нашли определение понятию «рак», – сказали члены комиссии, – вот оно: рак – это небольшая красная рыбка, которая ходит задом наперед”.

  • Слайд 38

     

    – «Великолепно, – сказал Кювье. – Однако разрешите мне сделать небольшое замечание… Дело в том, что рак не рыба, он не красный и не ходит задом наперед. За исключением всего этого, ваше определение превосходно».

  • Слайд 39

    Правило 2

    Определение не должно заключать в себе круга. При нарушении данного правила возникает ошибка, имеющая название «круг в определении». Суть этой ошибки в следующем: dfdопределяется посредством dfn, а последний непосредственно или опосредованно определяется при помощи dfd.

  • Слайд 40

    Пример:

    «Логика – наука о правильном мышлении»; «Правильное мышление – логичное мышление».

  • Слайд 41

     

    Разновидностью круга в определении является ошибка«тавтология», или «то же через то же» (лат. «idem per idem»). Тавтологичными называют определения, в которых dfn повторяет dfd, но, может быть, другими словами. Примеры: «Возможность – это то, что может быть, а может и не быть»; «Количество – характеристика предметов с количественной стороны; «Математика – это то, чем занимаются математики».

  • Слайд 42

     

    О тавтологии слышали практически все. Часто говорят, что тавтология — это «масло масляное», то есть фраза, содержащая несколько уточняющих друг друга слов. Часто употребляют такие тавтологические сочетания, как «случился случай», «бежать бегом», «спросить вопрос».

  • Слайд 43

    Правило 3

    Определение должно быть ясным, т. е. должны быть известны смыслы или значения терминов, входящих в дефиниенс, в частности, дефиниенс не должен содержать выражений, в свою очередь требующих определения. При нарушении этого правила возникает ошибка «неясное определение».

  • Слайд 44

    Примеры неясных определений

    «Красота есть индивидуально-неповторимое выражение родового»; «Профессиональная этика советского офицера есть проявление общего в особенном».

  • Слайд 45

     

    Иногда за определения выдаются высказывания, содержащие метафоры. Эти метафоры в какой-то мере поясняют дефиниендум, но как определения являются неясными. Примеры: «Повторение – мать учения»; «Лев – царь зверей». Метафора (др.-греч. – перенос, переносное значение) – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

  • Слайд 46

    Правило 4

    Нельзя принимать номинальные определения за реальные.

  • Слайд 47

     

    Как уже отмечалось, номинальные определения не должны оцениваться как истинные или ложные. Истолковывая номинальные определения в качестве реальных, к ним добавляют новую, не содержащуюся в них информацию. Этой информацией может быть утверждение о существовании предметов, обозначаемых дефиниендумом. В результате такого истолкования могут быть получены ложные утверждения, поскольку дефиниендум номинального определения не обязательно является непустым термином.

  • Слайд 48

     

    Вопрос – это мысль, в которой выражается требование или просьба дополнить имеющуюся информацию с целью устранения или уменьшения познавательной неопределенности.

  • Слайд 49

     

    Различают два вида логически некорректных вопросов: тривиально некорректные и нетривиально некорректные.

  • Слайд 50

     

    Вопрос является тривиально некорректным, или бессмысленным, если он выражается предложениями, содержащими неясные (неопределенные) слова или словосочетания.

  • Слайд 51

     

    Примером такового может служить следующий вопрос, заданный на лекции по логике студентами факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова: «Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?»

  • Слайд 52

     

    Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа. Пример: «Перестал ли ты бить свою жену?». Предпосылкой этого вопроса является утверждение: «Ты бил свою жену, а сейчас перестал бить или продолжаешь бить». Нетривиально некорректные вопросы называются также провокационными.

Посмотреть все слайды