Содержание
-
Модульное обучение (П.И.Третьяков, И.Б.Сенновский, М.А. Чошанов) с опорой на Лекционно-семинарско-зачетную систему обученияЖирноклеева Ю. В. Учитель физикиМОУ – ВОЗДВИЖЕНСКАЯ ООШКлинский муниципальный район
Современные образовательные технологии
-
Педагогическая технология на основе дидактического усовершенствования Модульная технология получила известность с 1972 г., когда в педагогике она называлась «модульная система». После всемирной конференции ЮНЕСКО (1972 г.) в Токио, где обсуждались проблемы образования, модульная система (технология) была признана как наиболее эффективная для обучения не только старшеклассников, но и взрослых. Этот вид технологии широко применяется в вузах. Для школы это новый тип учебной деятельности. Поскольку старшая школа ориентирована в большей мере на поступление в вуз, в ней реализуется профильное обучение, по этому старшеклассников следует заранее готовить к новой образовательной среде.
-
Научные работы посвященные вопросам модульной технологии:
П.Юцявичене «Теория и практика модульного обучения»; И.Б.Сенновский и П.И.Третьяков являются авторами практических пособий, их совместный труд «Технология модульного обучения в школе: практико - - ориентированная монография» - наиболее полное пособие для учителя; Целеполаганию, как одному из наиболее важных элементов модульной технологии посвящены работы Беспалько В.П., Кларина М.В. В статьях Шамовой Т.И. и Головатенко А.Ю. также освещается этот вопрос.
-
Технология(с греч. Технос –мастерство, Логос –изучать) - это совокупность форм, методов, приемов и средств применяемых в какой - либо деятельности. Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей и имеет прогнозируемый характер (М.В.Кларин). Критерии технологичности: Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость
-
Концептуальность
Философская основа: приспосабливающаяся. Методологический подход: системный, дифференцированный, деятельностный, синергетический (самоорганизация и саморазвитие учащихся). Ведущие факторы развития: социогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно – рефлекторная. Характер содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, технократическая. Тип управления учебно-воспитательным процессом: программированное обучение.
-
Системность
Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении физики, как в группах так и индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества, как ответственность, целеустремленность. Фрагментарное включение уроков – лекций, семинаров, зачетов, коллоквиумов в практику преподавания физики в среднем звене общеобразовательной школы (5 – 8 классы) логично вырастает в модульную систему преподавания в старших (9 – 11) классах.
-
Управляемость
Тип управления учебно-воспитательным процессом: программированное обучение. Методологический подход: системный, дифференцированный, деятельностный, синергетический (самоорганизация и саморазвитие учащихся). Преобладающие методы: репродуктивные + проблемные Организационные формы: вариативная, классно-урочная, групповая, индивидуальная. Подход к ребенку: личностно-ориентированный. Методика преподавания : объяснительно-иллюстративная и проблемная. Позиция ученика: ориентация на личностное восприятие всего окружающего: не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь; личная ответственность за последствия своей деятельности для других людей и для природы. Позиция учителя: представляет творческую личность, которую отличают: эрудиция, любовь к ребенку, психологическая грамотность, раскованность
-
Процессуальность
Алгоритмизация учебной деятельности; Принцип модульности – структуризация содержания образования на обособленные законченные части. Согласование и завершенность всех этапов познания. Укрупнение блоков теоретического материала. Принцип дифференциации и индивидуализации. Деятельностный подход : реализация всей структуры деятельности (целеполагание, планирование, организация, рабочий процесс, контроль и оценивание результата). Самоорганизация и саморазвитие учащихся. Принцип сотрудничества ученика с учителем. Дедуктивная логика подачи учебного материала в модуле: переход от всеобщего к общему и единичному. Опережающее изучение теоретического материала. Сжатие учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация) Выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляция своих учебных достижений. Принцип осознанной перспективы (мотивация).
-
-
Эффективность
В результате применения модульных технологий, лекционно – семинарско – зачетной системы занятий в общеобразовательной школе, у учащихся формируются основные организационно – практические умения и навыки, предполагающие умения свободно ориентироваться в учебном материале, связно его излагать, высказывать свое мнение на основе анализа разноплановой информации. осознанность школьниками процесса обучения, возможность активного включения в него планирования ими своей деятельности возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности снятие перегрузки, тревожности и неуверенности учащихся; удовлетворение учащихся успехом, что способствует развитию познавательных интересов, инициативы; А так же: Средний балл по ЕГЭ в последние 5 лет на уровне среднерегионального; Стабильно высокое качество знаний и 100% обученность. Многие учащиеся активно участвуют в проектной деятельности. Есть победители и призеры.
-
Воспроизводимость
По категории обучаемых: массовая. Этот вид технологии широко применяется в вузах. Для школы это новый тип учебной деятельности. Поскольку старшая школа ориентирована в большей мере на поступление в вуз, в ней реализуется профильное обучение, по этому старшеклассников следует заранее готовить к новой образовательной среде. Технология модульного обучения использует в комплексе многие инновации в педагогике и психологии, применима к самым различным школам.
-
Наиболее существенные элементы модульной технологии:
Блочное (модульное) построение учебного материала; Мотивация учебной деятельности; Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений; Организация самоконтроля и внешнего контроля формирование учебной деятельности, усвоение учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.
-
Преимущество модульной технологии:
Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения: технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся). Прозрачность структуры, этапов технологии при сохранении преемственности, её целостности. Простота позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности.
-
Особенности содержания
Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоение новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Новым по сравнению с традиционной системой обучения является организация на уроках рефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач; Вовлечение в процессе осуществления технологии компетентных помощников учителя (в роли консультантов и экспертов) качественно повысит уровень подготовки учащихся, их рефлексии, мотивации обучения истории
-
Методика применения
Логично использовать модульную (блоковую) организацию подачи материала, а именно: лекция (урок изучения нового материала), семинар, исследование, коллоквиум, зачет (учет и оценка знаний и умений). Лекционно – семинарско – зачетная технология – это системный комплекс дидактических условий, включающий оптимальные формы, методы и средства, обеспечивающие рациональные пути обучения и развития школьников. Это модульная технология; Лекция, семинар, зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития; Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала. Как показывает опыт, продолжительность лекции не более двух уроков, для семинара два часа и один час на зачет.
-
Школьная лекция
Лекции следует планировать при изучении тем, содержание которых мало знакомо учащимся или требует систематизации, обобщения Использование иллюстративного материала Продуманная обратная связь (задания учащимся: следить за объяснением по плану или ключевым словам, записанным на доске; составить план по мере изложения материала; схема-конспект; тезисы) Особенность школьной лекции в использовании элементов беседы (см. Коллоквиум), проблемных и развивающих ситуаций, отработка понятий, вовлечение учащихся в сотрудничество.
-
Классификация семинаров.
В дидактике нет единой классификации семинаров, тем не менее их можно подразделить на следующие: изучение нового материала; интегрированный; комбинированный; повторно – обобщающий; контролирующий; Учителю важно определить место планируемого семинара в изучаемой теме, в развитии учащихся и в соответствии с этим определять его тип и содержание.
-
Школьный семинар.
После школьной лекции учителем планируется семинар, как форма творческого поиска знаний, их осмысления и закрепления; Вопросы к семинару учитель предлагает в конце лекции, дает обзор литературы по данной теме; Школьный семинар – форма занятия, представляющая собой групповое сотрудничество учащихся и учителя по обсуждению проблемы, темы под непосредственным руководством педагога; Это не способ проверки и оценки учебных достижений учащихся, а специфическая форма организации учебно – познавательной деятельности, предполагающая творческое изучение программного материала; Семинар дает возможность учащимся закрепить знания, осуществить самоконтроль самостоятельно приобретенных знаний. Выступления на семинарах требуют тщательной домашней подготовки от учащихся, работы с первоисточниками, схемами, таблицами, картами, с компьютером и т.д. Методическая ценность семинара состоит в том, что в ходе его подготовки и непосредственно в процессе деятельности обеспечивается развитие самостоятельного мышления у учащихся, Формируются общеучебные интеллектуальные умения (группировка информации её анализ, обобщение и т.п.) Недопустимо превращение семинаров в механическое заслушивание подготовленных докладов, так как создается фрагментарность восприятия информации, культивируется пассивность аудитории. Целесообразно, наряду с семинаром, включать в данную технологию практические занятия.
-
Зачет.
Проверка качества знаний учащихся при лекционно – семинарской системе занятий осуществляется на зачетных уроках. Зачет – форма проверки знаний и навыков, полученных на семинарских и практических занятиях. Это один из равнозначных компонентов лекционно – семинарско – зачетной технологии. Зачет – форма развития учащихся, их самообразования и самообучения, контроля знаний и умений предусмотренных программами. Классификация зачетов: Развивающие (вопросы и задания исследовательского характера); Корректирующие; Контролирующие; По форме организации зачеты классифицируются следующим образом: устные, письменные, письменно – устные, компьютерные, дифференцированные
-
Использованная литература
Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – Т. 1. М.: НИИ школьных технологий,2006.816 с.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.