Содержание
-
Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе
Работа выполнена заместителем директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 17 г. Подольска Митякиной Натальей Васильевной
-
Технология форм обучения представляет собой разнообразие алгоритмов творческой деятельности на каждом этапе обучения. Такие занятия пробуждают и развивают творческие начала в каждом ученике. Кроме того, показателями развития учащихся при этой системе обучения являются самостоятельное установление различных межпредметных связей, высокий уровень общих умений и навыков, способность к обобщению, индукции, дедукции как методов мыслительной деятельности учащихся.
-
Основные направления
гуманизация и гуманитаризация обучения, ориентация на личность и максимально возможное развитие ее уникальных способностей, приоритет человеческого и личностного; демократизация учебного процесса, развитие самообразования и самообучения; вариативность и свобода выбора форм обучения, содержания образования; целостность и единство учебного процесса; развивающее и воспитывающее обучение, ориентированное не на знания, умения и навыки, как на конечную цель, а на комплекс качеств формирующейся личности; непрерывность образования, построенного на единстве и многообразии форм, методов, средств, приемов обучения; сотрудничество, сотворчество всего педагогического коллектива и учащихся; интеграция, интенсификация и модернизация обучения; творческий подход, непрерывный поиск и апробация новых путей совершенствования методов и форм обучения.
-
Используемые технологии
технология выбора дидактических положений: принципов, методов, средств, форм, приемов и т.д.; алгоритмизирование технологии обучения с пошаговой отработкой материала; технология целостного и "блочного" изучения тем, укрупнения дидактических единиц изучения; гибкие учебные технологии с использованием электронно-вычислительных машин; релаксопедические и игровые технологии обучения; технология индивидуализированного обучения; технология «погружения» технология организации лекционно-семинарской и зачетной системы обучения в старших классах.
-
Принципы процесса обучения
принцип направленности обучения на комплексное решение учебных задач; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип оптимального сочетания организационных форм; принцип сочетания методов и средств; принцип стимулирования учебно-познавательной деятельности; принцип сознательности, активности, самостоятельности и др.
-
Формы организации обученияпредставляют собой согласованную деятельность учителя и учащихся, осуществляемую в установленном порядке и определенном режиме.
-
-
-
-
Формы организации обучения
Традиционный урок Лекция Семинар Практикумы Консультации Внеурочные формы организации трудового обучения Домашняя работа.
-
Лекционно-семинарская и зачетная система(достоинства)
Рациональное использование времени в лекционно-семинарской и зачетной системе обучения дает возможность сочетать высокий теоретический уровень преподавания с развитием у учащихся умений, навыков, приемов самостоятельно осмысливать фундаментальные научные идеи и концепции, устанавливать межпредметные связи, делать методологические и мировоззренческие выводы, принимать оценочные решения, применять теоретические положения в решении практических проблем и нравственном становлении личности.
-
Лекционно-семинарская и зачетная система(продолжение)
Наиболее целесообразное применение учебной технологии при изучении нового материала позволяет концентрировать внимание учащихся на основных понятиях и явлениях, а также обобщать и закреплять учебный материал. Наиболее полное, всестороннее и глубокое рассмотрение основных направлений научно-технического прогресса.
-
Широкое использование генерализации учебного материала как одного из важнейших принципов построения современных школьных курсов. Генерализация учебных знаний позволяет добиваться более глубокого усвоения материала при переходе с уровня понимания и запоминания на уровень творческого осмысления и применения знаний и умений. Предоставление учащимся времени и средств для совершенствования своих знаний, умений и навыков (создание специальных учебных модулей) непосредственно на занятиях, проведение этой работы под руководством учителя и самостоятельно.
-
Использование лекций, семинаров и зачетов оказывает положительное влияние на технологию учебно-познавательной деятельности учащихся: они учатся планировать свою работу, общаться с товарищами по учебным проблемам, быть консультантами или проверяющими, дифференцировать объем информации при решении учебных задач. Создание условий для функционирования гибко-фиксированной системы обучения, устранения однообразных методов и приемов преподавания и учения.
-
Основные дидактические требования
Методологическая, научная и мировоззренческая направленность. Учебно-познавательная ценность: высокий научный уровень лекций, семинаров, зачетов, отражение на занятиях достижений научно-технического прогресса, использование четких и точных доказательств, аргументированность и логичность заключений, высказываемых положений и суждений. Связь изучаемого материала с общественными изменениями, происходящими в стране, регионе, данной местности.
-
Основные дидактические требования (продолжение)
Мотивация учения: умение использовать ее различные виды в зависимости от содержания изучаемого материала, характера учебно-познавательной деятельности и возраста учащихся. Реализация замысла на основе высокой активности познавательных процессов: творческого мышления, умения учиться, формирование навыков внимания, восприятия и развития памяти и т.д., создания условий для использования учащимися своих сил и возможностей на базе оптимальной учебной технологии.
-
Правильный выбор и применение учителем различных источников знаний. Оптимальное использование средств обучения, обеспечение проблемного подхода в экспериментальной исследовательской деятельности. Диагностика степени результативности лекций, семинаров и зачетов. Проверка приобретенных знаний и умений, постановка посильного домашнего задания. Гибкость технологий проведения лекций, семинаров и зачетов, реагирование на экстремальные ситуации в процессе обучения.
-
Развитие у учащихся интереса к учебным предметам, стремления к знаниям, самообразованию, умению самостоятельно углублять и совершенствовать свои знания. Реализация эффективного педагогического общения, то есть обеспечение психологического подхода.
-
Лекционно-семинарская и зачетная система – первый учебно-технологический модуль в преподавании и учении.
-
Школьная лекция
это такая форма организации учебного процесса, которая ориентирует учащихся приизучении той или иной темы на главное ипредполагаетширокую демонстрацию личностного отношения учителя и учащихся к учебному материалу.
-
Функции
Учебная (организация самостоятельной работы учащихся, обеспечение эффективного и точного выполнения учебного плана и учебной программы)
-
(продолжение)
Воспитательная (развитие у учащихся трудолюбия, уважения к учебному предмету, выработки научного мышления, сравнения различного рода явлений со своими представлениями и по данной проблеме и т.д. )
-
Развивающая (реализуется при чтении школьной лекции, если оно имеет специальную направленность)
-
Лекции
Делятся на: вводные (целостное раскрытие содержания материала, его связи с другими темами и предметами) установочные (вопросы подготовки к лабораторно-практическим занятиям, дидактическим играм, инструкции и советы)
-
Лекции (продолжение)
Обзорные (углубление в сознании учащихся полученных знаний, приведение к четкой структуре теоретических положений, фактов, закономерностей, способов решения и их анализа) повторно-обобщающие (в тех случаях, когда необходимо перевести учащихся с одного уровня познаний на другой)
-
Лекции(продолжение)
Проблемные (развивают творческий потенциал каждого школьника, используют глубинные свойства его психики, воображение. ) Факультативные (схема факультативной лекции: введение, изложение теоретического материала, закрепление, выводы)
-
Вывод
Выбор необходимого типа зависит прежде всего от темы, структуры и содержания учебной информации.
-
Школьный семинар
это форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение учащимися темы, учебной проблемы под руководством учителя.
-
По роли в учебном процессе
Делятся на: изучение нового материала в различных ситуациях; повторительно-обобщающие семинары; интегрированные семинары; комбинированные семинары; контролирующие семинары.
-
Основные черты:
самостоятельный поиск учащимися решения учебной проблемы во время подготовки; - направляющая и корректирующая помощь учителя при подготовке ученика к семинару; возможность относительно самостоятельного изучения вопроса; коллективное обсуждение учебной программ: индивидуализация изучения вопросов и проблем.
-
Школьный зачет
это форма развития учащихся, организации самообразования и самообучения, проверки и контроля за знаниями, умениями и навыками.
-
По содержанию
развивающие (целая серия разнообразных форм вопросов, задач, в которых ученик ставит себя в позицию исследователя) корректирующие (важное место отводится диагностике знаний, умений и навыков) Контролирующие (специфическая многообразная форма проверки результатов )
-
Вывод
В современном учебном учреждении требуется продуманная и научно обоснованная работа по совершенствованию и обновлению технологии всего учебного процесса, в том числе и технологии школьныхзачетов.
-
Выводы по теме
Учебно-познавательная деятельность учащихся – это целенаправленная система их познавательных и тренировочных действий. Лекционно-семинарская и зачетная системы способствуют появлению у учащихся интереса к изучаемому материалу, изменению у них мотивации к учению.
-
И в заключение
Управление лекционно-семинарской и зачетной системой обучения - это важнейшее направление в деятельности современной школы, а сама система обладает большими потенциальными возможностями развития и воспитания подрастающего поколения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.