Содержание
-
Эколого – валеологическое образование дошкольников
-
Современные экологические противоречия носят глобальный характер и проявляются во всех природных сферах, ставя человечество на грань выживания, требуют пересмотра и перестройки всей совокупности отношений с окружающей средой, модификации образования, отражающего различные аспекты этих отношений, развитие общественных структур. Одной из таких структур является система образования детей, претерпевающая сегодня коренные изменения: выделение новых, обновление прежних приоритетов. К их числу относится экологическое образование, требующее внутренней дифференциации, конкретизации, специализации.
-
Современное дошкольное образование нацелено на решение проблемы формирования взаимоотношений ребенка и окружающей среды с помощью экологических программ, реализуемых в процессе на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях, а также практически независимых от них валеологических программ. Взаимоотношения человека с обществом, природой, имеют глубокую экологическую сущность и проникают в область знания, называемого валеологией, предметом изучения которой является здоровье. Словосочетание «эколого – валеологическое образование» отражает не просто факт объединения экологических и валеологических знаний, а глубинную взаимосвязь, взаимообусловленность этих видов образования. Здоровье интегрирует в себе экологическое и валеологическое единство организма, личности и окружающей его среды. Поскольку человек является биосоциальным существом, то содержание экологического образования должно быть ориентировано не только на интеллектуальное, духовное, социальное развитие личности как социального субъекта, но и на телесное, физическое, биологическое развитие человека.
-
Под эколого – валеологическим образованием детей дошкольного возраста З. И. Тюмасева, Е. Г. Кушнина понимают природосообразный процесс обучения, воспитания и развития, ориентированный на формирование гармоничных отношений ребенка с окружающей средой, которые проявляются через познавательные, нравственные, эстетические и практические составляющие и активное отношение к своему здоровью.
-
Анализ современных исследований ( Л. Б. Дыхан, Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин, П. И. Пидкасистый и др.) и публикаций журнала «Педогогика» показывает, что в современной педагогической теории существуют следующие тенденции в рассмотрении исследуемой проблемы: а) декларирование сохранения здоровья детей как одной из педагогических задач; б) ограничение данной проблемы рамками физического воспитания; в) вынесение за рамки традиционной педагогической науки со ссылкой на существование госпитальной педагогики, оздоровительных школ. Здоровье детей, формируемое под влянием ряда факторов во многом детерминировано социальными факторами. Н. М. Амосов считает, что здоровье человека более чем на 50 % зависит от образа жизни, на 20-25 % - от окружающей среды и на столько же – от наследственности и системы здравоохранения. Он отмечает как ведущие факторы режим дня, экологию, внутреннюю среду помещений, медико-санитарную помощь и т.д.
-
Более широкое понимание категории «здоровье» включает в себя способность к выполнению не только психобиологических, но и социальных функций. Академик В. П. Казначеев определяет здоровье «как процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни.
-
Жизнедеятельность человека обеспечивается на 3 уровнях: биологическом, психическом и социальном. Здоровье на биологическом уровне связано с организмом и зависит от динамического равновесия всех функций, их адекватного реагирования на влияния окружающей среды. Здровье на психическом уровне связано с личностью и зависит от таких личностных характеристик как эмоционально – волевая и мотивационно-потребностная, от развития самосознания личности и осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Здоровье на социальном уровне связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума.
-
Е. Г. Кушниной выделены условия организации единой здоровьесберегающей образовательной среды в ДОУ: 1)валеологизация и экологизация образовательного процесса, предполагающая нацеленность на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка; 2) комплексный подход к сопряженным процессам обучения, воспитания, развития; 3) биоэкосоциальная адаптация ребенка к условиям пребывания ребенка в ДОУ, что обеспечивается оптимизацией жизненного пространства, здоровым образом жизни, культурой взаимоотношений; 4) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; 5) субъект-субъектность взаимоотношений воспитателя и детей; 6) региональность образования, позволяющая затронуть чувства ребенка на близком и понятном, дорогом для него содержании. Таким образом, резюмируя сказанное, можно отметить, что сегодня в России сложилась профилактическая модель обучения детей здоровому образу жизни, дающая детям информацию о факторах риска для здоровья, болезнях, связанных с вредными привычками, строении тела человека. Она недостаточно эффективна, поскольку является чисто когнитивной.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.