Презентация на тему "Здоровьесбережение и образовательный процесс"

Презентация: Здоровьесбережение и образовательный процесс
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Здоровьесбережение и образовательный процесс". Презентация состоит из 31 слайда. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.15 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Здоровьесбережение и образовательный процесс
    Слайд 1

    Здоровьесбережение и образовательный процесс

  • Слайд 2

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ» ЦЕЛИ: Изучить ценностные ориентации своей личности, определить место ценностей «ЗДОРОВЬЕ» и «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» в ряду других ценностей. ОБОРУДОВАНИЕ: Модифицированная методика измерения ценностных ориентации М. Рокича (адаптация А. Гоштауса, А.А. Семенова, В.А. Ядова) - описание 28 терминальных ценностей. ХОД РАБОТЫ: 1.Разложите карточки с описаниями ценностей перед собой и внимательно их прочитайте. Выберите карточку, содержание которой наиболее точно соответствует Вашему представлению о счастье, и отложите ее «лицом вниз». Из оставшихся карточек всякий раз выбирайте ту, которая наиболее точно соответствует Вашему представлению о счастье, и откладывайте ее «лицом вниз» на первую. Делайте так до тех пор, пока не останется ни одной карточки. Проверьте свои выборы. Возьмите всю пачку карточек в руки и посмотрите «лицо» первой. Это должна быть карточка Вашего ПЕРВОГО ВЫБОРА. Посмотрите, на каком месте среди выбранных Вами ценностей находитсяценность «ЗДОРОВЬЕ». Подумайте, о чем это может говорить? Опишите Ваши размышления в своей тетради. Например: Ценность «ЗДОРОВЬЕ» находится на месте в рядуценностей. Это означает, что «ЗДОРОВЬЕ» для меня. Это может быть связано с _______________________________________________. 6. Посмотрите, на каком месте среди выбранных Вами ценностей находится ценность «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ». Какое расстояние между двумяизучаемыми нами ценностями? Подумайте об этом и опишите Ваши мыслив тетради. Например: Ценность «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» находится на __________________месте. Следовательно, эта ценность для меня________________________. Эта ценностьнаходится ___________________________от ценности «ЗДОРОВЬЕ». Это может означать, что они для меня ________________. ЛИТЕРАТУРА: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности.(Под редакцией В.А. Ядова) - Л., «Наука», 1979. - 264 с. Генералова Л.М. «Ценность жизни и здоровья», В сборнике «Валеологиячеловека»: Здоровье-Любовь-Красота. Т.1 Валеология и мудрость здоровья.- СПб., «Петроградский и К», 1996, с. 52-54

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    ценность, систему, процесс, результат. На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения здоровья понятие здоровьесбережения можно рассматривать как

  • Слайд 5

    представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, здоровьесбережение как ценность общественная, здоровьесбережение как ценность личностная. Здоровьесбережение в образовании как ценность

  • Слайд 6

    Здоровьесбережение как система характеризует здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля.

  • Слайд 7

    Такая система состоит из взаимосвязанных компонентов: целей здоровьесберегающей деятельности; содержания этой деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах, разнообразных видео, информационных, телекоммуникационных и т. п. средствах); методов сбережения здоровья (понимаемой как технологии здоровьесберегающей деятельности); средств, используемых в процессе здоровьесбережения; организационных форм и норм, в которых здоровьесберегающая деятельность реализуется с тем или иным эффектом.

  • Слайд 8

    Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья ипредставляет собой взаимосвязь трех подсистем,которые, взаимодополняя друг друга способствуют созданию необходимых условий для формирования личности учащихся, содействуют их естественному физическому и психическому развитию, тем самым оказывая благотворное влияние на здоровье ребенка в целом. Этими подсистемами являются: .

  • Слайд 9

    Формирование здоровьесберегающей грамотности. Этот процесс осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисциплинах. Здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под которым подразумевается системная организация следующих элементов: обоснованное с точки зрения здоровьесбережения расписание учебных занятий, физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация урока, использование активных методов обучения, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обучения. Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время, предполагающая реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей. В рамках этого направления осуществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально-психологической коррекции и реабилитации.

  • Слайд 10

    проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств здоровьесбережения и зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности. . Здоровьесбережение в образовании как процесс

  • Слайд 11

    Здоровьесберегающее образование как результат: Результатом здоровьесберегающего образования (системообразующим фактором): является индивидуальное здоровье ученика, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни, а также фиксируется факт овладения личностью всех ценностей, рождающихся в процессе здоровьесберегающей образовательной деятельности, что может быть представлено в следующей последовательности: • грамотность, • образованность, • профессиональная компетентность, • культура

  • Слайд 12

    Здоровьесберегающая грамотность возникает в процессе решения здоровьесберегающих задач с целью формирования у детей и подростков ценностного отношения к физическому и психическому здоровью, научно обоснованных представлений о здоровом образе жизни, к обучению их правилам здорового образа жизни в процессе постижения закономерностей окружающего мира, способам формирования, сохранения и укрепленияздоровья. Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Образованность в здоровьесбережении предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни и здоровья человека и общества. Но вместе с тем она предполагает и достаточно определенную избирательность по глубине проникновения и понимания тех или иных вопросов. Именно поэтому профессионально сориентированная образованность должна строиться на широкой общеобразовательной основе. Невозможно быть образованным в той или иной области, не будучи грамотным в ней.

  • Слайд 13

    Здоровьесберегающая компетентность - проявляется в проведении профилактических мероприятий и применении здоровьесберегающих технологий людьми, знающими закономерности процесса здоровьесбережения. Профессионализм педагогов, позволяющий дать знания подрастающему поколению, должен быть дополнен осознанным желанием сохранить и укрепить здоровье ребенка, защитить его от страданий, унижения личности, изгнав боль и страх. Забота о будущем ребенка предполагает уважение к его эстетическому чувству, поддержку его тяги к прекрасному, являющейся фундаментальным качеством человека разумного. Здоровьесберегающая культура - присвоение на личностном уровне концепции здоровья и следование индивидуальной программе здорового образа жизни. Основы здоровьесберегающей культуры могут формироваться в процессе воспитательной работы в школе.

  • Слайд 14

    Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизнипонимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Первые две категории образа жизни человека носят общественный характер. Поэтому ясно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ). Здоровый образ жизниобъединяет всё, что способствует выполнениючеловеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

  • Слайд 15

    Основные факторы, оказывающие воздействие на здоровье субъектов образовательного процесса

    Характеристика внутришкольных факторов: Гигиенические условия, факторы: 1.1. шум; 1.2. освещенность; 1.3. воздушная среда; 1.4. размер помещений, кубатура; 1.5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы); 1.6. спользуемыестройматериалы, краска; 1.7. мебель: размеры, размещение в помещении; 1.8. видеоэкранныесредства - компьютеры, телевизоры; 1.9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания; 1.10. качество питьевой воды, используемой в школе; 1.11. экологическое состояние прилегающей к школе территории; 1.12. состояние сантехнического оборудования и др.

  • Слайд 16

    Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы).

    2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника; 2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;2.3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, наличие оздоровительно-развивающих компонентов в структуре урока и т.п.);2.4. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся. 2.5. объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время); 2.6. медицинское и психологическое обеспечение школы;2.7. участие родителей учащихся в жизни школы;2.8. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»;2.9. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»;2.10. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы; 2.11. наличие/отсутствие системы работыпо формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся 2.12. особенности норм школьной жизни;

  • Слайд 17

    Психолого-педагогические факторы(зависящие в большей степени от учителя)

    3.1. психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; 3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися; 3.3. степень владения современными образовательными технологиями и возможности инновационной деятельности учителя; 3.4. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий; 3.5. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок; 3.6. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска); 3.7. особенности работы с «трудными подростками» в классе; 3.8. соответствие используемых образовательных методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; 3.9. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе); 3.10. личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений; 3.11. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью; 3.12. обремененность учителя собственными проблемами.

  • Слайд 18

    Несмотря на то, что формально ценность здоровья признается всеми, упоминание задач здоровьесбережения в описании педагогических технологий, методов и систем почти не встречается. Во первых, забота о здоровье учащихся в теоретических концепциях большинства ученых-педагогов и практиков далеко не первостепенна в сравнении с такими задачами, как обученность, воспитанность, личностное развитие и т. п. , вокруг которых как раз и концентрируется педагогическая мысль; Во вторых, принцип «Не навреди», который является важнейшим принципом здоровьсберегающей педагогики, как бы присутствует во всех педагогических концепциях как само собой разумеющееся условие. Но такая обманчивая теоретическая очевидность приводит к тому, что в реальной практике большинства ОУ вопросам здоровьесбережения или не уделяется должного внимания, или проводятся бессистемные мероприятия, не имеющие необходимого научного обоснования. В третьих, постановка такой задачи определяет необходимость выработки критериев оценки ее решения, т. е. диагностики влияния образовательного процесса на здоровье, а это составляет дополнительную трудноразрешимую проблему для авторов педагогических технологий.

  • Слайд 19

    По масштабу внедрения ЗСТ в работу школы можно выделить 3 степени принятия школой идей здоровьесбережения:

    Использование отдельных методов, направленных на «точечную» нейтрализацию патогенных факторов (недостаточной освещенности, неподходящей по росту мебели и т.д.) или активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, организацию фитобара, введение дополнительных уроков физкультуры и т.д.). Данный подход оказывает определенный (чаще незначительный) эффект, но зато приводит к самоуспокоению «Работа проводится». Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждения переутомления, нарушениея зрения, оптимизацию физической нагрузки, обучение учащихся здоровью и т.д. Это приводит к определенным результатам и оказывает положительное воздействие на все другие технологии, используемые в данной школе. Комплексное использование6 технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе. Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся, воспитанников и педагогов, но и задачи качественного обучения, формирования и укрепления здоровья участников образовательного процесса и воспитания у них культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

  • Слайд 20

    Здоровьсберегающие образовательные технологии

    Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий подходов к решению возникающих проблем. Наиболее обобщенной из множества классификаций является выделение 2-х типов здоровьесберегающих технологий организационных – технологии, создающие условия безопасного для здоровья обучения; педагогических– включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ученика (воспитанника) – на всех уровнях (информационном, психологическом, биоэнергетическом и т.д.) Системообразующим принципом здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье учащихся, в рамках которого необходимо выделить такие обязательные условия, как научно-методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров и достаточное финансирование всего проекта.

  • Слайд 21

    Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как: технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных системе XXI века; совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья; качественную характеристику любой педагогической технологиипо критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов и определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения главной цели образовательной системы.

  • Слайд 22

    Среди здоровьсберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно и разные методы и формы работы: Медико-гигиенические технологии (МГТ)– контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) –направлены на физическое развитие занимающихмя : закаливание, тренировка физических качеств и навыков; реализуются на уроках (занятиях) физкультуры, спортивных секциях. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) – Их реализуют специалисты по охране труда и др. служб. Сохранение здоровья рассматривается как частный случай главной задачи – сохранение жизни. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – Эти технологии наиболее значимы по степени их влияния на здоровье детей.

  • Слайд 23

    Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:

    Организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствует предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; Психолого-педагогические технологии (ППТ),связаны с непосредственной работой педагога на уроке (занятии), воздействием его на ребенка, психолого-педагогическое сопровождение. Учебно-воспитательные технологии (УВТ), включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению ЗОЖ, предупреждению вредных привычек, просвещение родителей и т.д.

  • Слайд 24

    Здоровьесберегающее обучение

    Достигается через - учет особенностей аудитории (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к- предотвращение усталости и утомляемости; повышение мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений. Зависит от - личного примера педагога; применения специальных педагогических технологий, использования эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.

  • Слайд 25

    Методы оптимизации взаимодействия учителя с родителями Если родители реализуют: оборонительную позицию и стремятся оправдать собственное невмешеательство в воспитание своего ребенка, формулируют следующие аргументы: «Мы заняты на работе, у нас нет времени», «Мы перепробовали все меры, ничего не получается»; Часто родители выражают наступательную позицию: «Школа должна воспитывать, а не мы», «Школа виновата в том, что наш ребенок такой невоспитанный»; Иногда родители приходят за помощью: «Помогите нам, ребенок нас не слушает», «Мы растеряны, не знаем, что делать».

  • Слайд 26

    Основная цель общения учителя с родителями состоит в объединении усилий в решении той или иной проблемы.

    На первой фазе общения с родителями не включайтесь эмоционально в ситуацию Вашего разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный«нейтралитет». Необходимо продержаться 10-15 минут, в течение которых родитель будет высказывать свои претензии или жалобы. Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнет «остывать» его эмоции станут иссякать и гаснуть. Он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с Вами. Как достичь конструктивного разговора

  • Слайд 27

    Здесь необходимо убедить в незамедлительном включении родителя в активную деятельность по воспитанию своего ребенка. Чтобы избежать противостояния, учителю необходимо понимать и принимать чувства родителей. Не отталкивать от себя родителей, проявлять сдержанность, доброжелательность, открытость. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Подчеркивайте значимость родителя в воспитательном процессе. Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку. Вторая фаза беседы Цель - организация равноправного взаимодействия с родителем.

  • Слайд 28

    МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА с РОДИТЕЛЯМИ

    Не стремитесь во чтобы то ни стало отстоять собственную позицию; Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика; Учитывайте личные интересы родителей; Ищите варианты; Не верьте генетике; Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

  • Слайд 29

    Модификация вопросника Connersa для учителей, разработанного НИИ Педиатрии.

    Признаки: Не может спокойно усидеть на месте. Недостаточно организован, недисциплинирован. Легко раздражается, обидчив. Непопулярен у сверстников, в классе мишень для насмешек. Возбудимый, импульсивный. Вертится и разговаривает на занятиях. Требует повышенного внимания учителя. Постоянно задевает, дразнит других людей. Невнимателен на занятиях, часто переспрашивает учителя. Не старателен в учёбе. Легко утомляется при выполнении заданий, требующих концентрации внимания.   В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ребенка?   0 – отсутствие признака. 1 – присутствует в незначительной степени. 2 – присутствует в умеренной степени. 3 – присутствует в выраженной степени.   СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) положителен при – 12 и более баллов у девочек; 17 и более баллов у мальчиков.

  • Слайд 30

    АНКЕТА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (1 – 4 класс)

    Динамика школьной мотивации совпадает с динамикой процесса адаптации ( по исследованиям авторов) 1 группа - высокая школьная мотивация, школьная активность - 25 - 30 баллов II группа - нормальная школьная мотивация - 20 - 24 балла III группа - положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами - 15 - 19 баллов IY группа - низкая школьная мотивация - 10 - 14 баллов Y группа - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация - ниже 10 баллов.

  • Слайд 31

    Градусник (САН) для учащихся начальной школы

    САМОЧУВСТВИЕ  0 5 10 15 20 / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / АКТИВНОСТЬ  0 5 10 15 20 / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / НАСТРОЕНИЕ 0 5 10 15 20 / / / / / / / / / / / / / / / / / / / /

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке