Содержание
-
Методическая разработка закаливания детей после сна на основе разработанной В.Г. Алямовской системы закаливания
Зайцева Юлия Александровна
-
Алямовская Вера Григорьевна
кандидат психологических наук, преподаватель Нижегородского психологического института, Народный педагог, отличник народного просвещения автор книг и пособий для педагогов детского сада Опыт: Более 30 лет стажа в работе с проблемными детьми, консультирования по вопросам семейных отношений, проведения семинаров и тренингов по личностному развитию, психотехникам (саморегуляция, расширению сознанию, психологической самообороне, общения, личного роста). Автор более 90 научных работ по проблемам управления развитием дошкольного образования и технологиям физкультурно-оздоровительной работы. Научный руководитель Центра дополнительного образования «Восхождение».
-
Закаливание организма детей
один из наиболее эффективных методов повышения сопротивления организма резким колебаниям температуры воздуха и простудным заболеваниям. Факторы внешней среды для закаливания Воздушные ванны (под одеялом температура 38-39°С. температура в спальне 18°С) Ходьба по мокрым дорожкам (две дорожки длиной 4-5 метров и шириной 30-40 см: одна дорожка мокрая, вторая сухая) Приемы обширного умывания (прохладной водой 18-22°поочередное движение от кончиков пальцев к локтю обмывает водой руки)
-
Принципы закаливания организма детей после сна
- расширение зоны воздействия воды на тело ребенка, - увеличение времени воздействия, - принцип гибкого режима, принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, принцип корректировки воспитательной позиции родителей и педагогов.
-
Правила закаливания
1. Постепенность процесса. Искусственно ускорять его опасно. Неподготовленный организм ребенка может не справиться с большими требованиями. Раздражение необходимо усиливать постепенно. 2. Систематичность (непрерывность) воздействия на организм. Закаливание должно проводиться систематично, лучше с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни. 3. Индивидуальный подход. Нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка: возраст, состояние здоровья, общее физическое развитие, особенности нервной системы. Начинать закаливание нужно, убедившись, что ребенок в данный момент совершенно здоров. 4. Положительный эмоциональный настрой. Закаливающие процедуры должны проводиться так, чтобы не вызвать у ребенка отрицательного отношения к ним.
-
Обширное умывание
Это эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста и проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
-
Этапы обширного умывания
1 этап – учат обмывать руки, лицо и вытирать их. 2 этап – обмывает руки, набирает в пригоршни воду, выплескивает на шею, движения от седьмого шейного позвонка к яремной впадинке на груди. 3 этап – учат растиранию сухим полотенцем. 4 этап – учат мокрой ладошкой энергично растирать верхнюю часть груди. По окончании водной процедуры самостоятельно вытирается.
-
Приемы закаливания
1. Обширное умывание Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой. Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку; сказать «раз». Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз». Намочить обе ладошки и умыть лицо. - Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо. Примечание: Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно, каждую руку, а также шею, грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д. В старшей группе они просто старательно обмываются водой из-под крана.
-
2. Ходьба по мокрым дорожкам Из старых махровых полотенец, байковых одеял шьются 4 дорожки длиной 4-5 метров. Одновременно используются только 2 дорожки, остальные находятся в стирке. Для проведения процедуры одна дорожка намачивается, другая остается сухой. Дети топают несколько секунд по мокрой дорожке, затем прыгают на сухую и тщательно вытирают стопы. По мере привыкания процедура повторяется несколько раз. Хорошо использовать игры-речевки «Баба сеяла горох…», «Шел мужик по городу…». Подготавливает и расстилает дорожки помощник воспитателя, она же сдает их в прачечную.
-
3. Обливание ног В ногомойку ставят трапик, стул, два ведра с водой и ковш. Пол застилается ковриком, старым одеялом или простыней. Ребенок садится на стул, зачерпывает ковшом воду и обливает одну стопу, затем другую, насухо вытирает ноги полотенцем. По мере привыкания к процедуре он обливает уже голень и стопу. На каждую ногу расходуется два ковша воды. Примечание: Обливание ног не проводится, пока каждый ребенок не научится правильно вытирать , а затем энергично растирать ноги. 4. Влажное обтирание Необходимо 4 комплекта варежек. Воспитатель надевает на одну руку влажную варежку, на другую – сухую и растирает ребенка. Обе варежки сбрасываются в специальную емкость и сдаются в стирку.
-
5. Ходьба босиком Вначале детей некоторое время приучают ходить в носочках по ковру или паласу. Затем просто по полу во время ежедневной утренней гимнастики. Затем дети ходят босиком, на это затрачивается от 2-х до 3-х месяцев в зависимости от подбора детей. 6. Сон без маечек Проводится круглый год. На случай снижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены теплые носочки на ноги и вторые одеяла. Температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
-
Схема закаливания по В.Г. Алямовской
Первая младшая группа 1 квартал (сентябрь-ноябрь) Постепенное обучение полосканию рта, элементам обширного умывания по мере прохождения адаптационного периода. Воздушные ванны после сна продолжительностью до 3 минут. Ходьба и бег босиком ежедневно в течение 3-5 минут (в первые 5-7 дней – не более 2 минут). 2 квартал (декабрь-февраль) Ходьба по мокрым дорожкам от 15 до 20 секунд. 3 квартал (март-май) Ходьба по мокрым дорожкам до 1 минуты. 4 квартал (июнь-август) Солнечные и воздушные ванны. В течение всего года: купание в бассейне 1 раз в неделю.
-
Вторая младшая группа 1 полугодие (сентябрь-февраль) Воздушные ванны продолжительностью до 4 минут после сна. Влажное обтирание после утренней гимнастики. Ходьба и бег по мокрым дорожкам до 1,5 минут во время гимнастики после сна. Обучение элементам обширного умывания. 2 полугодие (март-август) Игры на мокрых дорожках до 2-2,5 минут. Обширное умывание после дневной гимнастики. Купание в бассейне 2 раза в неделю. Начиная со 2 младшей группы дети после завтрака чистят зубы, после обеда, полдника, ужина полощут рот.
-
Средняя группа Сухое растирание после утренней гимнастики. Воздушные ванны продолжительностью до 5 минут во время переодевания ко сну. Ходьба и бег босиком ежедневно в течение 10-15 минут (в первые 5-7 дней не более 7 минут). Игры на мокрых дорожках во время гимнастики после сна до 4 минут. Обширное умывание после дневной гимнастики. После завтрака - чистка зубов, после обеда, полдника, ужина – полоскание рта. Купание в бассейне - 2 раза в неделю.
-
Старшая группа 1 полугодие (сентябрь-февраль) Обширное умывание и растирание после утренней гимнастики. Воздушные ванны продолжительностью 8-10 минут во время переодевания ко сну. Ходьба и бег босиком ежедневно до 15 минут ( в первые 5-7 дней – не более 10 минут). Обливание ног прохладной (+18 градусов Цельсия) водой. Чистка зубов после завтрака, полоскание полости рта после обеда, полдника, ужина. 2 полугодие (март-август) Воздействие на БАТК, расположенные на груди, ушах, голове. Купание в бассейне 2 раза в неделю в течение всего года.
-
Подготовительная группа Обширное умывание и растирание после утренней гимнастики. Воздушные ванны во время переодевания ко сну до 10 минут. Ходьба и бег босиком ежедневно до 15 минут. Обливание ног прохладной водой (+18 градусов Цельсия). Воздействие на БАТК груди, ушей, головы. Чистка зубов после завтрака, полоскание полости рта после обеда, полдника, ужина. Купание в бассейне 2 раза в неделю.
-
Литература
1.Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей. Лекции 1-8-М.:Педагогический университет «Первое сентября» , 2015. 2.Иванов.С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура.- М.: Медицина, 2011.- 102с. 3.Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста.- М., 2010 4.Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье.- М.: Медицина, 2011. 5.Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми.- Советский спорт, 2013. 48с. 6.Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей.- Москва, Просвещение 2014. 7.Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств.- Москва «Советский спорт» 2010.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.