Содержание
-
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Инструктор по физической культуре: Багмут Светлана Андреевна
-
Н. К. Крупская, подчеркивая важность игр для всестороннего развития дошкольников, отмечала, что «…для ребенка игра - это учение, труд и одновременно серьезная форма воспитания».
-
Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.
-
Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего человека происходит прежде всего в игре.
-
С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие и укрепляется здоровье ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры, при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность основных систем организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. Все это положительно сказывается на совершенствовании психического развития и моторных навыков.
-
Умственное развитие
Подвижные игры эффективно влияют на умственное развитие ребенка, помогают ему уточнить представления об окружающем мире, о различных явлениях природы, расширяют кругозор. Выполняя разнообразные роли, имитируя действия животных, птиц, насекомых, дети на практике применяют приобретенные знания об их жизни, поведении, способах передвижения и т. д. В процессе игры они обдумывают, как им лучше выполнить то или иное действие (игровое задание), разговаривают между собой, ведут подсчет попаданий в цель, пойманных игроков. Все это способствует развитию речи, быстроты мышления, творчества и сообразительности.
-
Физическое развитие
Подвижные игры состоят из самых разнообразных движений, способствующих укреплению мышц, ускоренному обмену веществ и закаливанию организма. С их помощью развиваются ловкость, быстрота, сила, выносливость. Они положительно влияют на развитие и совершенствование физических качеств ребенка. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются навыки в основных видах движений (беге, прыжках, метаниях, лазаньи и др). Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией
-
Эстетическое воспитание
Четкое и быстрое выполнение движений, согласованность действий во время игры, красочные пособия формируют эстетические чувства, приучают видеть красоту движений. В игре зарождается интерес к труду, развивается уважение к нему, умение быстро входить в нужный темп и ритм работы, четко выполнять разнообразные игровые задания. Не случайно дошкольный возраст называют «игровым возрастом».
-
Виды игр
дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера
-
Наибольшее распространение у младших дошкольников получили два вида подвижных игр - сюжетные игры и игровые задания (упражнения). А дошкольники 5-7 лет часто проводят игры в виде соревнований между двумя или несколькими участниками (командами).
-
Сюжетные игры
В основу игр положен жизненный опыт ребенка, его представление об окружающем мире (действия людей, животных, птиц и т. д.). Из рассказов взрослых, чтения, телепередач, из наблюдений окружающей жизни дошкольники узнают о поведении животных и птиц (как ходит лошадка и лисичка, прячется от волка зайчик, бегает мышка, клюет зернышко воробышек и др.). Затем во время игры они воспроизводят движения, характерные для того или иного образа. Правила этих игр тесно связаны с их сюжетом. Например, «зайцы» бегут, а «волк» догоняет, «пчелки» садятся на «цветочки», «летают», «жужжат» и т. д. Большинство сюжетных игр коллективные, и ребенок приучается в них согласовывать свои действия с действиями партнеров, вести себя организованно, в соответствии с требованиями правил.
-
Игровые задания (упражнения)
Для них характерна конкретность двигательных заданий в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовленностью детей. Во время игровых заданий (упражнений) дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения. Поэтому игровые упражнения применяются в основном для закрепления и совершенствования у детей определенных движений. Игры можно проводить с одним или нес-колькими дошкольниками. Дозирование движений в игровых заданиях (упражнениях) определяется более конкретно, чем в сюжетных, что также является одной из их положительных сторон.
-
Методический подход к подбору игры
Прежде чем подобрать игру, устанавливают конкретное педагогическое задание, учитывают возрастные особенности ребенка, его интересы и физическую подготовленность, место и время проведения, а также погодные условия. В зависимости от подготовленности дошкольников правила подвижных игр можно упростить или несколько усложнить. Подбирая игру, учитывают ее место в режиме дня ребенка: на прогулках за час до дневного сна и после него проводятся игры любой подвижности (с учетом сезона и температуры воздуха). В прохладную погоду подбирают игры средней и большой подвижности, учитывая при этом одежду ребенка. перед дневным и ночным сном игры большой подвижности, во избежание перевозбуждения детей, не проводятся.
-
Содержание игр
Содержание игр зависит от места их проведения. Если играют в помещении (комнате), то они должны содержать движения, которые не требуют большого простора («Кто летает?», «Допрыгни до мяча», «Бабочка» и др.). На свежем воздухе (двор, площадка, парк) или в спортивном зале, могут проводиться игры любой подвижности с бегом врассыпную, с метанием мячей на дальность и в цель, с прыжками. В теплое время года широко используют природные условия. Например, на прогулке в лесу или парке при проведении игры «Дети и волк» играющие прячутся за деревья и кусты, подлезают под низкие ветки; в игре «Ловишка, ноги от земли» поднимаются на бревно или пеньки, а затем спрыгивают с них.
-
Правила игры
Прежде чем провести игру, желательно заинтересовать ребенка, что будет способствовать лучшему усвоению ее правил. Например, можно во время прогулки обратить внимание ребенка на птичек, которые прыгают по земле и клюют зернышки, ищут себе разную пищу, быстро летают и т. д. Объясняя правила игры, детей размещают так, чтобы им было хорошо видно и слышно взрослого. Лучше всего поставить их в такое положение, из которого они начинают игру. Не рекомендуется перед объяснением правил игры расставлять детей лицом к солнцу или к другим источникам света, так как им будет плохо видно и внимание их рассредоточивается.
-
Правила игры объясняют выразительно, доходчиво, конкретно, раскрывая самое главное. Длительное, нечеткое объяснение утомляет детей, снижает их интерес к игре. В дальнейшем в ходе ее можно более глубоко выяснить отдельные детали. Для того, чтобы лучше освоить игру (особенно с участием младших дошкольников), рекомендуется наиболее сложные моменты объяснить жестом или показом некоторых движений. Перед этим желательно напомнить детям, как нужно бегать, прыгать, лазить, бросать предмет и т. д. Иногда основное движение можно выполнить несколько раз до начала игры. Правила объясняют подробно лишь в том случае, когда игру проводят впервые. При повторении ее только запоминают основное содержание. В том случае, когда известную детям игру усложняют, разъясняют дополнительные правила и способы выполнения. Затем, задав несколько вопросов в отношении содержания и правил игры, выясняют, все ли дети разобрались в ее содержании.
-
Организация игры
Важным моментом в организации игры является выбор водящего (одного или нескольких). Их роли могут быть разными: догнать того, кто убегает; попасть в игрока мячом; угадать по голосу, кто подходил и т. д. Если игру проводят с дошкольниками разного возраста, то она должна быть интересной для всех участников и соответствовать их двигательной подготовленности. Существуют различные способы выбора водящего. Иногда перед началом игры его могут выбрать сами играющие. Этот способ имеет положительное значение с педагогической точки зрения, поскольку выражает коллективное желание детей доверить почетную роль самому достойному из них. Можно назначить водящего с помощью короткой считалки.
-
Считалки
В организации подвижных игр немаловажное значение имеют считалки. Они помогают детям не ссорясь определить водящего или того, кто первым начнет игру. Ребенок, знающий считалку, произносит ее нараспев и при каждом слове указывает по очереди на участников игры, стоящих в круге. Водить должен тот, на кого падает последний слог считалки. Считалки дети могут произносить и по нескольку раз, пока все, кроме последнего, на кого падает завершающее слово, не выйдут из круга. Возможен и такой способ определения водящего, при котором считалка звучит каждый раз сначала, как только тот, на ком окончился счет, выходит из круга. Это продолжается до тех пор, пока не останутся два игрока и не станет ясно, кто именно будет водящим. Если в игре нужно выбрать двух водящих, дети могут сделать это тоже с помощью считалки: выбрать сначала первого, а затем второго.
-
1. Катилась торбаС высокого горбаВ этой торбеХлеб, соль, пшеница.С кем ты хочешь Поделиться?Говори поскорей,Не задерживай добрыхи честных людей. 2. Я вчера летал в ракете,На далекой был планете,Там обедал в синеве,А под вечер был в Москве.Из ракеты той, друзья,Самым первым вышел я. 3. Ехал мужик по дороге,Сломал колесо на пороге.Сколько нужно гвоздей?Говори поскорей,Не задерживай наших людей.– Пять!Раз, два, три, Четыре, пять.(Пятый выходит.)
-
4. «Мы веселые ребята, Любим бегать и играть; Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три, ловить будешь ты!» 5. Над горою солнце встало,С неба яблоко упало,По лазоревым лугамПокатилось прямо к нам!В речку с мостика свалилосьКто увидел – не дремли,Поскорей его лови! 6. Заяц белый, Куда бегал?Лыко драл.Куда клал?Под колоду, Под пенек,Под передний уголок. 7. Шел баранПо крутым горам,Вырвал травку,Положил на лавку,Кто ее возьмет —Тот и вон пойдет.
-
Объяснив правила игры, выбрав водящего и соответственно расставив детей (если игра коллективная), приступают к ее проведению. Если по условиям игры соревнуются между собой 2 или несколько играющих, можно разыграть право ее начала в форме отгадывания. Например: в «какой руке камешек?». Каждую подвижную игру начинают по условному сигналу (хлопок в ладони, взмах флажком, рукой и т. д.) или по указанию взрослого. Сигнал подается после того, как все участники займут соответствующие места. В соревновательных играх желательно давать команды, состоящие из двух частей: «Внимание! Марш!». Все это формирует у ребенка правильную и быструю реакцию на соответствующий сигнал.
-
Игры сюжетного характера, где отсутствует выраженный соревновательный момент, не требуют четких команд для их начала. Нужно спокойно сказать: «Игру начнем!» или предупредить детей, что игра начинается после слов «раз, два, три», и внимательно следить за ходом игры и поведением детей. Тем из них, кто допускает ошибки или нарушает правила, делают соответствующие замечания. Их по возможности высказывают так, чтобы не мешать другим играющим. И только в том случае, когда дети допускают грубые ошибки, игру останавливают.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.