Содержание
-
Осанка человека
Автор: учитель физкультуры
МОУ СОШ № 2
Яцышена Юлия Николаевна
pptcloud.ru
-
Содержание:
- Осанка
- Разновидности нарушений осанки
- Проявление боковых искривление позвоночника (сколиоз)
- Нагрузка позвоночника при поднятии тяжести
- Положения позвоночного столба
- Меры профилактики
- Коррекция осанки
- Упражнения для формирования правильной осанки
- Подвижные игры для профилактики нарушений осанки
-
Осанка
Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от 5 до 18 лет).
Эталоном для подражания может служить осанка балерин, а также спортсменок, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой, синхронным плаванием.
Признаки правильной осанки:
- голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне;
- если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;
- если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).
-
Признаки неправильной осанки
- голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);
- плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);
- круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад;
- излишне увеличен поясничный изгиб.
-
Осанка. Как обнаружить дефект
Обнаружить дефекты в осанке можно следующим образом. Ребенок должен раздеться, встать прямо (пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его спиной, надо внимательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы.
-
Неправильная осанка
Неправильная осанка становится причиной раннего появления остеохондроза, неблагоприятного положения внутренних органов (со снижением их функций). Например, привычка сутулиться создает такую позу, которая сжимает грудную клетку, дыхание становится поверхностным и частым. Это затрудняет работу легких, не позволяет насыщать организм кислородом в необходимом объеме. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. Это приводит к тому, что дети плохо переносят физические нагрузки, быстро устают, жалуются на боли в спине.
-
Разновидности нарушений осанки
Нарушение осанки-это отклонения в положении позвоночника.
- Круглая спина: увеличен грудной кифоз и несколько уменьшен поясничный лордоз. Это состояние называется сутулостью.
- Плоская спина: грудной и поясничный изгибы уменьшены, амортизационная способность позвоночника снижена.
- Седлообразная (кругловогнутая) спина:увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз, живот выпячен.
Круглая спина
Кругловогнутая спина
Плоская спина
-
Проявления боковых искривлений позвоночника
Возможность проявления сколиоза особенно велика в возрасте 11-15лет, когда быстро растет скелет, а мышечная система отстает в своем развитии.Именно в этот период на осанку влияют сон на мягкой постели, неправильное положение туловища во время сидения и стояния, неравномерная нагрузка на позвоночник.
Одна из причин нарушения осанки у детей школьного возраста- неправильная посадка(положение) за письменным столом во время школьных уроков, а также при выполнении домашних заданий или при чтении.
- Правосторонний сколиоз
- Левосторонний сколиоз
- S-образные сколиозы
-
Положение позвоночного столба
правильное
-
неправильное
-
При поднятии тяжести
Нагрузка на позвоночник
- спина согнутая (неправильно)
- спина прямая (правильно)
-
Меры профилактики
Для предупреждения нарушений осанки соблюдать следующие профилактические меры:
- При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула спиной.Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища,чтобы не напрягать мышцы.
- При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу,вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.
- Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола.
- Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине,например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.
- Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.
-
Коррекция осанки
Физические упражнения способствуют нормализации осанки. Однако эффект можно ожидать только при систематическом и продолжительном их выполнении.
Коррекция осанки, достигнутая с помощью упражнений, может дать стойкий эффект лишь при одновременном формировании "навыка правильной осанки (на основе мышечно-суставного чувства), позволяющего ощущать положение определенных частей тела.
После объяснений о правильной осанке и показа «идеальной» осанки приступают к выработке соответствующих ей мышечно-суставных ощущений. Используют: тренировку перед зеркалом (зрительный самоконтроль); взаимоконтроль занимающихся; принятие правильной осанки и исправление дефектов у стены, когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные при соприкосновении со стеной; исправление дефектов осанки по указанию учителя физкультуры (например: «Галя, разверни плечи!», «Сергей, не сутулься!» и т. п.).
-
Коррекция осанки. Занятия
В подготовительной части занятий,направленнных на формирование навыка правильной осанки, применяются упражнения в построениях и перестроениях, дыхательные упражнения, ходьба.
Восновной частииспользуются упражнения, обеспечивающие общую и силовую выносливость мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки - создание мышечного корсета; корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Преимущественно применяемые исходные положения в этой части занятия - лежа и стоя в упоре на коленях. В конце основной части обычно проводят подвижную игру, правила которой предусматривают сохранение нормальной осанки.
В заключительной частиприменяются бег, ходьба, упражнения на координацию, дыхательные. Целесообразно включать в эту часть занятия игры на внимание при условии сохранения правильной позы.
На занятии также следует использовать упражнения в равновесии и общеразвивающие упражнения: для мышц спины, живота, ягодиц; на растяжение; с гимнастической палкой, обручем; на гимнастической стенке; плавание (брасс) и др.
При регулярных занятиях (три-пять раз в неделю по 35-45 мин) удается ликвидировать функциональные нарушения осанки, мышечную асимметрию и прочее
-
Упражнения для формирования правильной осанки
В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ
Встать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад.
Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.
Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной.
-
СТОЯ НА КОЛЕНЯХ
Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с.
Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно) и голову, прогибаясь в пояснице
-
ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ
Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, держаться так 3-5 с, вернуться в и. п.
Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову, плечи и ноги; прогнуться, вернуться в и. п.
-
С ПРЕДМЕТОМ НА ГОЛОВЕ
Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в и. п.
Ноги вместе, руки вперед. Делать выпады вперед правой, затем левой ногой.
Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и. п.
-
Стоя у стены, поднимать к груди поочередно левое, затем правое колено.
Ноги шире плеч, руки опущены. Повороты вправо и влево, руки в стороны.
Ноги вместе. Опираясь сзади прямыми руками на пол, прогнуться, как можно выше поднять таз, вернуться в и. п.
-
В ВИСЕ
Махи прямыми ногами вправо-влево («Маятник»).
Повороты туловища вправо и влево как можно больше. Прямые ноги вместе.
Вис на гимнастической стенке или перекладине.
-
Подвижные игры для профилактики нарушения осанки
«Не урони мешочек». Отмечают линии старта и финиша. Рас стояние между ними - 5-10 м. У стартовой линии выстраиваются две-три колонны по 3-4 игрока в каждой. На голове у всех мешочки с песком весом по 100-150 г. Нужно пройти по коридору, обозначенному мелом, гимнастическими палками или скакалками, не по теряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Ширина коридора -30 см. Выигрывает команда, выполнившая задание более быстро и правильно.
Методические указания. Коридор можно проходить разными способами, например на носках, держа руки на поясе, или в полуприседе с прямой спиной, руки на поясе и т. д. Находясь в колоннах, И игроки начинают движение со старта после того, как предыдущий игрок пересек линию финиша. При передвижении не следует наклоняться вперед. Можно провести игру, построив игроков на линии старта в одну шеренгу; тогда выиграет тот, кто пересечет линию финиша первым.
-
«Салки». Выбирают водящего. Его задача - запятнать (осалить) как можно больше игроков, но только тех, которые не успели вовремя принять правильную осанку. Стоит убегающему принять правильную осанку, он уже в безопасности. Водящему приходится прибегать к хитростям: бежать будто бы за одним игроком, а мимоходом, изловчившись, осалить другого (дотронуться рукой). Осаленные игроки выбывают из игры.
Методические указания.Продолжительность игры - 5-10 мин; |два-три раза менять водящего. В конце игры отмечают лучшего водящего и игроков, ни разу не осаленных.
После выполнения упражнений на осанку можно повисеть на перекладине, гимнастической стенке и т. д., расслабив мышцы на 15-20 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.