Содержание
-
Организация адаптивного физического воспитания детей с ООП
Токаева Т.Э.
-
Организация АФК
«Обращаясь к проблеме мозгового обеспечения единого онтогенетического процесса, отметим, что мозг … это не только правое и левое полушарие, мозолистое тело, их связывающие подкорковые образования. Это и периферическая нервная система, обеспечивающая непрерывный диалог головного мозга со всем телом. И различные нейрофизиологические, нейрохимические, нейроэндокринные системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции. Эти разнонаправленные процессы в определенный период синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на требования окружающего мира» Семенович А.В
-
Цель адаптивного физического воспитания
Формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения нового человека
-
Особенности АФК детей с ООП
Физическое воспитание детей с нарушениями в развитии должно быть организовано с учетом патологических процессов, развивающихся в результате нарушений психофизического развития с одной стороны, разрушающих целостность и естественность функционирования ребенка, с другой; вызывающих у детей с проблемами в развитии комплекс психической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью, или наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью.
-
Закономерности роста и физического развития детей .
неравномерность темпа роста и развития, неодновременность (гетерохронность) роста и развития и развития отдельных органов и систем, обусловленность роста и развития полом, биологическая надежность функционирования систем организма, обусловленность процессов структурой дефекта и степенью его выраженности, обусловленность процессов как генетическими, так и средовыми факторами, периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децелерация, секулярный тренд).
-
Обусловленность процессов физического развития структурой дефекта и степенью его выраженности
Двигательное нарушение – это существенный признак несформированности двигательной сферы, которая может проявляться ограничением объема и силы движений, нарушением темпа и ритма, недостатками координации, наличием синкинезий и т. п.
-
Механизмы снижения вышеперечисленных двигательных нарушений можно проследить в теории многоуровневого построения движений, разработанной Н.А. Бернштейном. Она занимает полноправное место среди различных физиологических классификаций движений, так как позволяет разложить сложный длительный акт на составные компоненты и выявить состояние церебральных уровней, их роль в регуляции движений и действий.
-
Физическое воспитание детей, имеющими нарушения зрения (Л.С.Сековец, Б.В.Сермеев, М.И.Земцова, М.Н.Иванова, Е.Б.Чернобыльская, Л.М.Растомашвили и др.)
Снижение двигательной активности, нарушение формирования двигательных автоматизмов. такие вторичные отклонения, как нарушения осанки, плоскостопие, искривление позвоночника (лордозы, сколиозы), иногда нарушения всей схемы тела. решающее значение в коррекции недостатков играет социально-направленное обучение, специальное физическое воспитание, детей имеющих нарушение развития, общение их с нормальными сверстниками. Те дети, которые, несмотря на имеющиеся дефекты, сохраняют возможность двигаться, участвуют в коллективных играх и, как правило, не страдают вторичными нарушениями двигательной сферы.
-
АФК детей с нарушениями зрения
слабовидящие дети нуждаются в занятиях физическими упражнениями даже в большей мере, чем здоровые дети, и начинать их следует с самого раннего возраста. Иначе будет упущено время активного педагогического вмешательства в целях своевременного обеспечения коррекции и компенсации нарушенных функций
-
программа занятий с детьми имеющих депривацию зрения должна носить ярко выраженный оздоровительный характер, а также направлена на профилактику вторичных нарушений и также на сохранение остаточного зрения.
-
Физическое воспитание детей, имеющими нарушения слуха Г.В.Трофимовой, А.А.Коржова, Л.Д.Хода, Ростомашвили
Дети имеют отставание в физическом развитии даже несложные физические упражнения часто трудны детям. Большие затруднения испытывают глухие и слабослышащие дети, не умеющие пользоваться остаточным слухом, у них физическое развитие и сроки автоматизации двигательных навыков значительно отстают от слышащих. Особые трудности испытывают дети, после кохлеарной имплантации, которым требуется восстановление и развитие двигательной функции с учетом новых возможностей. Так Л.Д.Хода считает, что в комплексной реабилитации глухих детей дошкольного возраста, реабилитация должна занимать одно из главных направлений. Многие исследователи отмечают, что глухих и слабослышащих детей имеются нарушения равновесия, ориентировки в пространстве, существенно замедлена автоматизация навыков жизненно-важных движений.
-
АФК детей с нарушением слуха
у многих детей обнаружено нарушения осанки, уплощение стоп и плоскостопие, поэтому развитие функции равновесия, повышение двигательной активности и формирование экскавированности стопы являются важными задачами.
-
физическое воспитание детей, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР
С.А.Миронова, А.А.ПотапчукГ.А.Волкова, В.Б.Галкина, Н.Ю.Хомутова, Х.П.Нищева значительные задержки моторного развития, на низком уровне развития находится чувство ритма, темпа, нарушены пространственные представления и координация движений. У детей с нарушениями речи снижены показатели развития не только крупной, но и мелкой моторики
-
Физическое воспитание детей с нарушениями речи
Особого внимания требуют дети с заиканием, так как они находятся на охранительном режиме. Учебный год этих детей делится на 6 этапов, включающих режим молчания, режим шепотной речи, режим сопряженной речи, режим отраженной речи, режим вопросно-ответной речи, режим самостоятельной речи. Физкультурные занятия в таких группах должны учитывать все речевые режимы и проводятся, начиная с режима шепотной речи, пропуская режим молчания. Занятия строятся таким образом. Чтобы большая часть упражнений выполнялась лежа на полу. Используются игры малой подвижности. Большой объем занимают упражнения на психомышечное расслабление. В период автоматизации звуков уделяется повышенное внимание индивидуальным занятиям физкультурой каждого ребенка. С переходом на режим сопряженной речи деятельность детей на физкультурных занятиях становится более активной
-
в работе с детьми, имеющими нарушения речи целенаправленно использовать логоритмические занятия
-
Физическое воспитание детей с нарушениями интеллекта организуется с учетом отклонений не только в психическом, но и в физическом развитии.
В исследованиях А.П.Зарин, Е.Л.Ложко, Е.Ф.Войлоковой - чем глубже нарушения интеллекта, тем сильнее проявляются нарушения в физическом развитии Недостатки координации наблюдаются в прыжковых движениях. Особые трудности дети с интеллектуальными нарушениями испытывают при освоении сложнокоординорованных движений. У этих детей затруднена деятельность по подражанию. Наблюдается нечеткость движений. Они не выдерживают заданной амплитуды, угол наклона, движения выполняются с несоразмерным мышечным напряжением (О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова, М.А.Калугин и др.)
-
В книге «Лечебная педагогика» Н.П.Вайзман обращает внимание на своеобразие психомоторики умственно отсталых детей. Парадоксальность двигательных проявлений заключается в том, что развитие высоких уровней деятельности сочетается с резким недоразвитием более простых форм движений. Например, ребенок может переплыть и реку. Играть на балалайке, но не умеет сам одеваться. В этой связи, в физкультурные занятия необходимо включать не только общеразвивающие упражнения, подвижные игры и игровые упражнения, но также коррегирующие упражнения, способствующие развитию дыхания, совершенствованию ходьбы, бега, прыжков, равновесия, и развития координации движений, ритма, и пространственной организации движений.
-
А.П.Зарин, Е.Л.Ложко, Г.А.Макеев, Н.А.Фомина и др. отмечают, что дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта также, как и их типично развивающиеся сверстники, эмоционально отзывчивы на музыку и предлагают вводить музыкально игровые занятия.
-
А.Н.Старкина показано, что у детей с нарушением интеллекта снижена субъективная переносимость нагрузок, дети прекращают выполнять физические упражнения при слабой выраженности внешних признаков утомления. Стимулировать интерес к выполнению упражнений возможно в разных упражнениях, при непосредственном участии педагога.
-
Физическое воспитание детей с ЗПР разного типа: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза
Применять лечебные и профилактические мероприятия. В связи с тем, что функциональная недостаточность головного мозга (минимальная мозговая дисфункция) проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и при психоневрологических и соматических расстройствах. Поэтому особое внимание нужно уделять развитию произвольности и работоспособности при выполнении физических упражнений.
-
Физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от контингента детей, крайне разнородных по своему базовому дефекту.
Е.М.Мастюковой, О.Г.Приходько, Н.Н.Ефименко, А.В.Коротковой, А.А.Наумова По этиопатологии проблема нарушений опорно-двигательного аппарата имеет разные основы: поражение корковых отделов мозга (центрального двигательного нейрона), поражение периферического двигательного нейрона, поражение крестцового отдела при миелодисплазии, хондродистрофии и хондроневрозы при генетических заболеваниях при синдромах Дюшена, Вердинга - Гофмана и т.д. Уровень двигательного развития зависит от уровня двигательного статуса и сохранности интеллекта
-
по К.А.Семеновой, выделяются четыре уровня:
0 уровень - Ребенок не в состоянии самостоятельно удерживать позу сидя, стоя, поворачиваться в положении лёжа, ползать, плохо удерживает голову. Активные движения верхних конечностей сохранены в минимальном объёме. Сохраняется влияние тонических рефлексов (всех или большинства). I уровень -Ребенок передвигается с посторонней помощью (подуровень Iа), или с опорой на ходунки (подуровень Iб). Самообслуживание минимальное, способен удерживать голову, сидеть с сохранением дефектной позы с дополнительной опорой. В положении стоя позу не удерживает. Сохранятся влияние всех или части тонических рефлексов.
-
II уровень -Ребенок передвигается с опорой на костыли или трости (подуровень IIа) или без опоры на незначительные расстояния (подуровень IIб). Характерно наличие гиперкинезов, атаксий. Имеется незначительное ограничение самообслуживания за счёт патологических установок в суставах верхних конечностей, способен сидеть с сохранением дефектной позы, может долго стоять с дополнительной поддержкой. III уровень -Характеризуется дефектной ходьбой на короткие расстояния без дополнительной опоры (подуровень IIIа) или на значительные расстояния (подуровень IIIб). Локомоторная функция рук не нарушена, однако затруднена мелкая моторика кисти. Сохраняются патологические синергии
-
Нарушение сенсорных систем усугубляют двигательный статус этих детей. У большинства детей с НОДА наблюдаются проявления резидуальной органической недостаточности, гидроцефальный, цереброорганический синдромы, ЗПР, психатоподобный синдром, астенический синдром, нарушение организации мыслительной деятельности, а также фрагментарность знаний и представлений об окружающем мире и др., сочетание этих нарушений являются базовыми в структуре дефекта и определяют возможности освоения программы физического воспитания.
-
Т.Н.Тимофеева, А.А.Наумов указывают на то, что невозможно применять к детям традиционные методы и приемы обучения физическим упражнениям, требуются иные методические основы, связанные с коррекцией двигательной патологии. Причем как отмечают Л.М.Шипицына, Е.М. Мастюкова, О.Г.Приходько раннее физическое воспитание ребенка с НОДА, включающее коррекцию нервно-психического развития, лечение и специальное обучение будет способствовать предупреждению тяжелой инвалидности и последующей адаптации и интеграции в сообщество людей, формированию чувства человеческого достоинства.
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.