Содержание
-
Развитие дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой
Учитель-логопед МДОУ детский сад № 48 Иванова Г. Е.
-
Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и мышцы брюшного пресса. Благодаря работе дыхательного аппарата мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха. Вся наша речь строится на выдохе, именно струя выдыхаемого воздуха является основой для голосо- и звукообразования. Если эта выдыхаемая воздушная струя по каким-то причинам не сможет попасть в ротовую полость, то речеообразование становится невозможным. Если же проходящая через гортань воздушная струя является слишком слабой, то и голос у человека звучит слабо. По этой причине уже с раннего возраста важно заботиться о развитии и укреплении дыхательного аппарата ребенка.
-
Терминология
Физиологическое дыхание непроизвольно, т. е. не зависит от воли, сознания человека. Оно протекает рефлекторно и сопряжено с самим понятием «жизнь». Дыхание, кроме того, представляет собой основу процесса образования речи. Речевое дыхание — это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование.
-
Различают 3 типа дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) -- в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие. Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют еще фонационным.
-
Задачи работы над дыханием
Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания. Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох. Развивать фонационный (озвученный) выдох. Развивать речевое дыхание. Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.
-
Требования к проведению занятий:
не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении; температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С; одежда не должна стеснять движений; не заниматься сразу после приема пищи; не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
-
Технология состоит из пяти этапов, которые должны проходить в строгой последовательности: I этап — подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике; II этап — развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой; III этап — развитие фонационного выдоха; IV этап — развитие речевого дыхания; V этап — развитие речевого дыхания в процессе произ- несения прозаического текста.
-
I ЭТАП. Подготовка к развитиюгрудобрюшного типа дыханияпо традиционной методике
Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания. Этап включает четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 4–5 минут. В течение дня упражнения повторяются 2–3 раза. Каждое упражнение отрабатывается втечение одной недели. Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания. Примерная продолжительность этапа — 4 недели. В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения сначала в положении лежа, затем стоя и сидя. На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей.
-
Упражнение 1Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.
-
УПРАЖНЕНИЕ 2. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.
Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью). Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
-
УПРАЖНЕНИЕ 3. Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы
Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно. Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
-
упражнение 4. Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы
Упражнение выполняется перед большим зеркалом. Инструкция: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно». Это упражнение проводится также и с обнаженным торсом. Дети стоят в профиль к большому зеркалу, что помогает не только тактильно, но и визуально контролировать выполнение упражнений в положении стоя.
-
ІІ этап. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой
Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей. Этап состоит из трех комплексов упражнений, в которых осуществляется последовательное усложнение двигательных задач. Примерная продолжительность этапа - 12-14недель. Перед логопедом стоит задача обучить детей приемам специальной дыхательной гимнастики. Особое внимание необходимо обратить на следующие условия: 1) активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха; 2) вдох осуществляется в момент физической нагрузки; 3) все упражнения проводятся в комфортном для детей темпе и ритме. При описании этапа авторы опирались на отдельные положения парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.
-
УПРАЖНЕНИЕ 1.Выполнение пары «быстрых вдохов».
Исходное положение: стоя перед логопедом, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по двараза: "нюх-нюх" и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух».
-
УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному сигналу логопеда (быстрое движение руки вверх).
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Логопед произносит рифмовку, дети выполняют «быстрые вдохи» по его сигналу - быстрому движению руки вверх. За стеклянными дверями Стоит мишка с пирогами. Здравствуй, мишенъка-дружок, Дай понюхать пирожок (два коротких «быстрых вдоха» по сигналу логопеда).
-
УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево
Исходное положение: стоя, подбородок приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Все помнят, как собачки нюхают воздух? Сейчас собачки будут нюхать воздух, чтобы найти спрятавшегося зайчика. Сначала понюхаем воздух справа. (Логопед поворачивает голову направо, делает пару «быстрых вдохов».) Отдыхаем. (Возврат головы - в исходное положение, выдох.) Затем нюхаем воздух слева. (Логопед поворачивает голову налево и делает пару «быстрых вдохов».) Отдыхаем». (Возврат головы в исходное положение, выдох.) Логопед показывает упражнение целиком, не останавливаясь на отдельных позициях.
-
УПРАЖНЕНИЕ 4. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы в противоположную сторону («прислушиваемся и нюхаем»)
Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе или опущены, ноги на ширине плеч. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Чтобы найти зайчика, будем смотреть то направо, то налево, прислушиваться и нюхать воздух. Поворачиваем голову вправо и прикладываем ладонь к левому уху, нюх-нюх. Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.) Поворачиваем голову влево и прикладываем ладонь к правому уху, нюх-нюх. Отдыхаем». (Возврат в исходное положение и выдох.)
-
УПРАЖНЕНИЕ 5. Выполнение пары « быстрых вдохов » при поднятии подбородка
Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх". Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.) Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх". Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.) Логопед показывает упражнение целиком.
-
УПРАЖНЕНИЕ 6. Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу
Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Наклоняем голову к правому плечу, нюхаем воздух: "нюх-нюх". Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.) Наклоняем голову к левому плечу, нюхаем воздух: "нюх-нюх". Отдыхаем». (Возврат в исходное положение и выдох.) Логопед показывает упражнение целиком.
-
ВТОРОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
Задача: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы. На изучение второго комплекса отводится шесть недель, в течение которых детям предлагается выполнять усвоенные ранее дыхательные упражнения при увеличении физической нагрузки. В первые дни упражнения выполняются 4-5 минут, постепенно время увеличивается до 8-10 минут. Для регуляции темпа и ритма движений логопед использует хлопки в ладони. Вначале каждое упражнение выполняется в замедленном темпе. По мере усвоения упражнения скорость движений увеличивается до тех пор, пока не будет найден оптимальный для всей группы темп. С этого времени упражнения рекомендуется выполнять под музыкальное сопровождение. Использование музыки ритмизирует все функции ребенка и позволяет ему быстрее овладевать навыками речевого дыхания.
-
УПРАЖНЕНИЕ 1. На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов», далее следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох
Исходное положение: стоя в колонну по одному. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг нюхаем воздух: "нюх-нюх" - раз. Затем делаем три шага - два, три, четыре. Шагать будем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать и нюхать воздух». Логопед показывает упражнение целиком. Схема: 1-й шаг - два «быстрых вдоха»; 2, 3, 4-й шаги - выдох. На первых занятиях инструкции в отношении рук не даются, чтобы не усложнять двигательную задачу и не отвлекать внимания от правильного выполнения вдохов. Обычно дети выполняют маршевые движения, слегка сгибая руки в локтях и практически не двигая ими. Маршировка длится 3-5 минут.
-
УПРАЖНЕНИЕ 2. На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох
Исходное положение: стоя в колонну по одному. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поворачиваем голову направо и нюхаем воздух: "нюх-нюх". Затем смотрим прямо, делаем подряд три шага и отдыхаем. А теперь делаем шаг и поворачиваем голову налево, нюхаем воздух: "нюх-нюх". Опять смотрим прямо, делаем три шага и отдыхаем. Все движения выполняем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, поворачивать голову и нюхать воздух». Логопед показывает упражнение целиком. Схема: дети стоят друг за другом; на счет «раз» - шаг с поворотом головы направо и два «быстрых вдоха»; насчет «два», «три», «четыре» - возврат головы в исходное положение, ходьба в такт, свободный выдох; на счет «раз» - шаг с поворотом головы налево и два «быстрых вдоха»; насчет «два», «три», «четыре» - возврат головы в исходное положение, ходьба в такт, свободный выдох. Далее все эти движения на 4 такта повторяются.
-
УПРАЖНЕНИЕ 3. На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к левому уху и выполняется пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох
Исходное положение: стоя в колонну по одному. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг прислушиваемся и нюхаем воздух, как собачка: "нюх-нюх". Затем опускаем руку, делаем три шага и отдыхаем. Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух». Логопед показывает упражнение целиком. Схема: дети стоят друг за другом; на счет «раз» - шаг с поворотом головы вправо с прикладыванием левой ладони к уху и два «быстрых вдоха»; на счет «два», «три», «четыре» - возврат головы и руки в исходное положение, продолжение ходьбы в такт, свободный выдох; на счет «раз» - шаг с поворотом головы влево с прикладыванием правой руки к уху; на счет «два», «три», «четыре» - возврат головы и руки в исходное положение, продолжение ходьбы в такт. Далее все эти движения на 4 такта повторяются.
-
УПРАЖНЕНИЕ 4. На первый шаг подбородок поднимается вверх и выполняется пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох
Исходное положение: стоя в колонну по одному. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх". Затем смотрим прямо и делаем три шага. Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как это буду делать я». Логопед показывает упражнение целиком. Схема: 1-й шаг - поднимание подбородка, два «быстрых вдоха»; 2, 3, 4-й шаги - голова прямо, выдох.
-
УПРАЖНЕНИЕ 5. На первый шаг выполняется наклон головы то к правому, то к левому плечу и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.
Исходное положение: стоя в колонну по одному. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг наклоняем голову к правому плечу и нюхаем воздух: "нюх-нюх". Затем смотрим прямо и делаем три шага. А теперь делаем шаг, наклоняем голову к левому плечу и нюхаем воздух: "нюх-нюх". Опять смотрим прямо и делаем три шага. Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, наклонять голову и нюхать воздух». Логопед показывает упражнение целиком. Схема: 1-й шаг - наклон головы к правому (левому) плечу, два «быстрых вдоха»; 2,3, 4-й шаги - голова прямо, выдох.
-
УПРАЖНЕНИЕ 6. На первый шаг выполняется поворот головы то вправо, то влево, пара «быстрых вдохов» и хлопок в ладони, далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых дети трижды хлопают в ладони и спонтанно выдыхают воздух
Исходное положение: стоя в колонну по одному. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поворачиваем голову направо, нюхаем воздух: "нюх-нюх" и одновременно хлопаем в ладони. Затем смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони.А теперь поворачиваем голову налево, нюхаем воздух: "нюх-нюх" и одновременно хлопаем в ладони. Смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони. Посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух». Логопед показывает упражнение целиком.Схема: 1-й шаг - поворот головы направо (налево), два «быстрых вдоха» и хлопок в ладони; 2-й шаг - голова прямо, выдох, хлопок в ладони; 3-й шаг - голова прямо, выдох, хлопок в ладони; 4-й шаг - голова прямо, выдох, хлопок в ладони.
-
ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИИ
Задача: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких. Третий комплекс, состоящий из трех упражнений, заключается в использовании приемов парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе усложнения двигательной нагрузки. Первые дни упражнения выполняются не более четырех раз. Постепенно их количество увеличивается до 8-10 раз за одно занятие. Желательно повторение упражнений в течение дня на занятиях, проводимых музыкальным руководителем, воспитателем и другими педагогами. Длительность обучения третьему комплексу - примерно три недели. Каждое упражнение обычно усваивается за 5-7 дней.
-
УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие грудной клетки
При максимальном сведении рук ребенок обхватывает свои плечи ладонями. Обхват плеч повторяется два раза без паузы, далее руки возвращаются в исходное положение. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки подняты до уровня плеч, предплечья располагаются горизонтально перед грудью, параллельно друг другу. Логопед следит за движениями рук - они не должны расходиться в стороны шире, чем при исходном положении, и опускаться с уровня плеч до уровня груди. Кисти рук не следует излишне напрягать. Ритм и темп движений задается хлопками логопеда. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «В лесу стало совсем холодно и надо согреться. Поднимите руки до уровня плеч, согните их в локтях. Чтобы со греться, обнимите себя за плечи. Верните руки в исходное положение и, не останавливаясь, опять обнимите себя за плечи. Верните руки в исходное положение. Согрелись? Помните, что та рука, которая у вас сейчас сверху, должна и потом находиться сверху, не меняйте руки. Кисти рук должны быть "мягкие", не напряженные. Локти не опускайте, и руки шире, чем я показываю, не разводите». Логопед показывает упражнение целиком и продолжает: «А теперь сделаем это упражнение вместе. На счет "раз" - быстро обняли плечи и вернули руки в исходное положение. На счет "два" - снова быстро обняли плечи и вернули руки в исходное положение. Опускаем руки и отдыхаем на счет "три", "четыре", "пять"».
-
УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение «быстрых вдохов» при встречных движениях рук, после чего руки возвращаются в исходное положение и осуществляется непроизвольный выдох
Исходное положение: см. предыдущее упражнение. «На счет "раз" - быстро обняли плечи и понюхали воздух. Вернули руки в исходное положение, но не опускаем их. На счет "два" - сделали такое же движение руками и снова понюхали воздух. Опускаем руки и отдыхаем на счет "три", "четыре", "пять"». Ритм и темп движений задается логопедом с помощью счета или хлопков в ладони. С детьми, которые не могут соединить пару «быстрых вдохов» с движениями рук, проводится индивидуальная работа. Схема: «раз» - обхват плеч, «быстрый вдох», исходное положение (руки остаются на уровне плеч); «два» - обхват плеч, «быстрый вдох», исходное положение; «три», «четыре», «пять» - руки опускаются,
-
УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение «быстрых вдохом» при наклонах туловища и движенияхрук
-
Дыхательная гимнастика способствует:
Улучшению носового дыхания; Ликвидации заболеваний верхних дыхательных путей; Улучшению состояния сердечно-сосудистой системы; Улучшению зрения, памяти; Ликвидации различных неврозов( в том числе и логоневроза) Улучшению работы системы пищеварения ( язвы, колиты); Укреплению сосудов на ногах; Улучшение работы мочеполовой системы; Улучшению звучания голоса.
-
ЛИТЕРАТУРА:
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.