Содержание
-
Cопровождение дошкольников
Сергеева Татьяна Александровна Педагог-психолог МДОУ ДС КВ «Березка»
-
Содержание
Значение эмоционального развития ребенка. Эмоциональный интеллект Диагностика и коррекция эмоциональной сферы Роль педагогов и родителей в развитии ребенка Используемые методики Выводы
-
Эмоциональный интеллект (ЭИ) (англ. EQ, Emotional Intelligence)
Эмоциональный интеллект - группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Этот подход, считающийся наиболее ортодоксальным, получил название модели способностей. П.Сэловей и Дж. Мейер (1990 г.)
-
Составляющие ЭИ в модели способностей
1 - Восприятие и выражение эмоций Эмоциональный интеллект Модель эмоционального интеллекта Мейера-Сэловея-Карузо 2- Повышение эффективности мышления с помощью эмоций 3 – Пониманиесвоих и чужихэмоций 4 – Управлениеэмоциями
-
Биологические предпосылки ЭИ
Уровень ЭИ родителей Правополушарный тип мышления Свойства темперамента
-
Из чего состоит эмоциональный интеллект
Самоосознание - Главная составляющая. Человек, с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции. Самоконтроль - Следствие самосознания. Тот, кому свойственна эта черта, не только познал себя, но и научился управлять собой и своими эмоциями. Эмпатия - Умение ставить себя на место другого, чувствовать то же, что и окружающие, а значит, учитывать в процессе принятия решений их эмоции. Коммуникабельность - Способность наладить взаимо-отношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон. Работа в команде - Мастерство сотрудничества, обладание знанием о том, когда и как нужно брать руководство на себя, а когда – следовать руководству других Принятие решений - Умение обдумывать свои поступки и знать их последствия, отслеживать, что влияет на принятие решения, - чувства или разум. Ответственность - Способность признавать последствия своих решений и поступков, выполнять обещания и принятые на себя обязательства. Ассертивность - Умение выражать свои нужды и чувства без гнева и пассивности. Открытость - Способность строить доверительные отношения
-
Структура ЭИ
Осознанная регуляция эмоций Понимание (осмысление) эмоций Различение и выражение эмоций Использование эмоций в мыслительной активности
-
Нарушения в развитии ЭС
расстройства настроения; расстройства поведения; нарушения психомоторики
-
Реализация основных направлений работы педагога-психолога МДОУ ДС КВ «Березка»
Стендовая информация Лекции Семинары Анализ динамической диагностики Индивидуальные встречи Групповые и клубные мероприятия Родительские собрания Семейные гостиные Групповые и индивидуальные психокоррекцион-ные занятия Тренинговые занятия Игротерапия Релаксация и т.п. Педагог-психолог Психокоррекция Психологическое консультирование Психологическое просвещение и профилактика Тестовый, диагностический инструментарий Наблюдения Беседы Анкеты Опросы Психодиагностика Статистическая справка: МДОУ ДС КВ «Березка» 10 групп Всего детей: 230 чел. Из них групп: ранний возраст: 1 первая мл.: 2 вторая мл.: 2 старшая: 2 подготовительная: 2 Наличие оборудования: Игровая комната Физкультурный зал Физкабинет Логопункт Сенсорная комната Информационно-методический кабинет Изостудии Зимний сад Русская изба Реализуемые программы: «Детство» «Радуга» Условия успешности: Профессионализм Желание получить результат Система комплексной работы Командная работа Современный диагностический и коррекционный инструментарий Наличие кабинета Современная литература
-
Направления работы по каждому блоку.Формы работы. Ресурс вовлеченности.
Октябрь – диагностика Апрель – диагностика В течение года – занятия Все виды готовности В течение года – через групповые занятия, индивидуальные упражнения, диагностику, наблюдения В течение года Агрессивные Тревожные Гиперактивные Конфликтные Не усваивающие программы ДОУ Развитие эмоциональной сферы Подготовительная к школе группа 1 мл. группы – сентябрь-октябрь В течение года – вновь прибывшие, с тяжелой формой адаптации При смене педагогов (1 мл. – 2 мл.) Адаптация к условиям ДОУ Учет видов работы: Протоколы диагностики, наблюдений Анализ, составление плана работы Конспекты занятий Тетрадь динамического наблюдения Сводная таблица результатов в группе Адаптационный лист Протокол подготовленности к школе Рисунки детей Условия успешности: Контакт с воспитателями Гибкий график работы Система взаимодействия специалистов Дети «Группа риска» Семейная ситуация Развод родителей Рождение второго ребенка Кризис возраста Дети с индивидуальными проблемами
-
Схема работы с детьмикоррекционных групп, имеющими эмоциональные нарушения
II этап Углубленная диагностика педагогом психологом, в т.ч. диагностика родителей (опросник Степанова) Ребенок I этап Экспресс-диагностика (воспитатели) VI этап Определение динамики эмоционального развития III этап Разработка коррекционно-развивающего комплекса упражнений IV этап Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей V этап Психологическое просвещение педагогов и родителей
-
Диагностические методики
-
Методы коррекции
Сказкотерапия Игротерапия Телесная терапия Арт-терапия Релаксация Концентрация Психологические этюды
-
Схема работы
Обучение конструктивным поведенческим реакциям Обучение навыкам распознавания гнева Обучение техникам и способам отреагирования гнева Развитие эмпатии Коррекция агрессивного поведения детей
-
Средства отреагирования
Мягкие подушки Мячи Резиновые молотки Листок гнева Мешочек для криков Глина , песок Вода Краски, карандаши
-
Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций
Таблица эмоций Плакаты Беседы Рисование Уголки настроения
-
Какое настроение у человечков?
Рисунки на тему «Когда я сержусь» «Когда я радуюсь «Когда я счастлив» Проективные методики
-
Я злюсь!
Поиграй в мяч, поскачи, побегай. Отожмись 10 раз. Спой песню, послушай музыку, сказку Нарисуй свое настроение Полистай альбом, книгу с картинками Прими ванну или поиграй с водой Расскажи об этом другу или взрослому «Выжми сок из лимонов»
-
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию
Ролевая игра Групповое обсуждение события Совместное принятие решения Выслушивание сверстников
-
Советы психологов
Самые неэффективные средства - запрет и повышение голоса. Попробуйте отвлечь ребенка, заинтересовать чем-то. Дайте возможность выплеснуть агрессию. Ваше собственное поведение – лучший пример для ребенка. Ребенок должен чувствовать себя любимым вами.
-
Формы работы с родителями и педагогами
Участие в общих и групповых собраниях; Психологические беседы с родителями групповые и индивидуальные; Круглые столы; Тематические консультации; Участие в совместных досугах. Диспуты; Открытые занятия с детьми в МДОУ ; Организация “уголков для родителей”; Занятия с элементами тренинга Закрытые ящики
-
Работа с родителями
Разрешение конфликтных ситуаций Профилактика и психологическое просвещение Родительские собрания Обсуждение результатов диагностики Коррекция нагрузки В течение года: Консультирование Анализ результатов динамической диагностики ПМПК Комплексное сопровождение Семья детей «группы риска» Родители Семьи будущих первоклассников Семейная ситуация Возрастные особенности По индивидуальной проблеме По взаимодействию с педагогами
-
Взаимодействие со специалистами
Занятия с детьми: Агрессивными Гиперактивными Инструктор по «Физо» Психолог Интегрированные занятия по отреагированию эмоционального состояния с использованием арт-терапии (застенчивость, страхи, нерешительность, заниженная самооценка) Педагог ИЗО Интегрированные занятия по преодолению замкнутости, страхов, нерешительности Взаимосвязь эмоций и музыки Музыкальный работник Серия занятий с детьми с детьми, у которых имеются личностные особенности. - страхи, замкнутость, застенчивость Театральная деятельность
-
Рекомендации родителям ребенка
Давайте понять ребенку, что вы его любите Поощряйте его заботу об окружающих Учите его быть честным Воспитываете в нем умение признавать свои ошибки Учите его воспринимать проблемы с оптимизмом Хвалите его, когда он это заслужил Участвуйте во всех его делах Не старайтесь командовать им Приучайте малыша уважать чувства других людей и считаться с ними. Помните! Ребенок – зеркало родительских эмоций!
-
Литература
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86. 2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57 — 65. 3. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 4. Кабатченко Т. С. Психология управления: — М.,: Педагогическое общество России, 2000. 5. Майкл Джордж. Бережливое производство + шесть сигм: — М.,: Альпина Бизнес Букс, 2006. 6. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент: — М.,: ЮНИТА-ДАНА, 2005. 7. Bradberry, T. & Greaves, J. (2005). The Emotional Intelligence Quick Book, (New York: Simon and Schuster). Bradberry, T. and Greaves J. (2005) "Heartless Bosses, " The Harvard Business Review. 8. Гоулман Д. С чего начинается лидер: С чего начинается лидер. — М. Альпина Бизнес Букс, 2006.
-
Спасибо за внимание! Сергеева Татьяна Александровна Педагог-психолог д/с «Березка» E-mail: sergeeta@rambler.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.