Содержание
-
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА629860 Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.г.т. Уренгой, 5 мкр. дом 17,Особенности эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Шиянова Елена Анатольевна
-
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Наша задача помочь маленькому человеку познать и испытать разные чувства и эмоции.
-
Бывают чувства у зверей, У рыбок, птичек и людей. Влияет без сомнения, На всех нас настроение.
-
Эмоция как процесс - деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире;
-
Эмоция–
оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию.
-
Актуальность заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоциональной сферы дошкольника с целью эффективного осуществления работы по развитию эмоций через комплекс коррекционно-развивающих занятий с детьми, а также в повседневной деятельности.
-
Причины отклонений эмоционального развития детей: объективный рост внешних факторов, способных стать причиной нарушения эмоционального развития; родовые и послеродовые травмы; 3. неблагоприятная психологическая обстановка в семье; 4. чрезмерная занятость родителей. Система проведения специально организованных занятий, повседневной деятельности является эффективным способом развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников.
-
Новизна
По степени новизны опыт является поисково- творческим, т. к. при разработке авторских занятий, консультаций и различных мероприятий мною применяются новые сочетания известных методов и приёмов, по-новому рассматривается степень их воздействия на создание интереса к развитию эмоциональной сферы детей у родителей, педагогов ДОУ и у детей в процессе специально организованных занятий с детьми а также в повседневной деятельности.
-
Гипотеза
развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях: Если с раннего возраста дети совместно с родителями будут обучаться способам выражения эмоций и приемам саморегуляции; Если в работе будут активно использоваться разнообразные формы и методы развития эмоциональной сферы в процессе воспитания и обучения, а также в повседневной деятельности; Если в процессе развития эмоций будут задействованы все участники воспитательно-образовательного процесса.
-
Исходя из данной гипотезы и актуальности проблемы, пришла к решению о проведении углубленной работы по развитию эмоций у детей в детском саду.
В результате этого была создана коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Азбука эмоций»
-
Основная ее цель – развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Задачи программы: 1. Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение; 2. Обучить способам регуляции эмоциональных состояний, элементам расслабления. 3. Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
-
Форма организации занятийгрупповая, включает в себя элементы: приветствие, разминка, основная и заключительная части.
-
В занятиях используются методические средства: ролевые игры, психогимнастическа, этюды, релаксационные методы, эмоционально-символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование), коммуникативные упражнения.
-
Этюды
-
Структура занятия 1. Подготовительный этап (10 минут) Задача: Настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, активизировать работу мышц глаз.
-
Содержание: дыхательные, упражнения для глаз, релаксационная гимнастика, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, на гармонизацию взаимоотношений.
-
2. Основной этап (20 минут)Задачи: повышение чувствительности к себе, к другому человеку, развитие умений понять и передать свое эмоциональное состояние и почувствовать эмоциональное состояние другого. Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности и др.
-
Содержание:этюды, игры на воспроизведение отдельных черт характера, игры на развитие рефлексии, эмпатии, сказкотерапия, музыкотерапия, релаксационные упражнения, обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях
-
Удивление
-
Злость
-
Радость
-
Грусть
-
Страх
-
Все такие разные!
-
Пескотерапия. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Они ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:- развить более позитивную Я-концепцию;- выработать большую способность к самопринятию;- в большей степени полагаться на самого себя;- овладеть чувством контроля;- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;- развить самооценку и обрести веру в самого себя.
-
Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
-
Специфика работы по данной теме определила необходимость использования разнообразных методов исследования эмоциональной сферы детей: Теоретический анализ педагогической, психологической литературы, Наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы дошкольников; Использование тестов для выявления уровня развития эмоциональной сферы;
-
4. Использование различных педагогических технологий по развитию у детей эмоций в игре, в повседневной деятельности, в процессе специально организованных коррекционно-развивающих занятий.
-
Диагностический инструментарий
1 . Детский тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. 2 . Анкетный метод оценки эмоциональной и нервно-психической сферы детей. 3 . Диагностика дезадаптации ребенка в раннем возрасте. «Контурный С.А.Т. – Н». Э. Крис (авторская модификация Н.Я.Семаго). 4 . Тест «Выбери нужное лицо» 5 . Графическая методика «Кактус» 6 . Тест «Рисунок семьи» 7 . Тест «Нарисуй человека, которого ты любишь больше всего» 8 . Тест «Несуществующее животное»
-
Тест «Рисунок семьи»
-
Тест «Несуществующее животное»Тест «Нарисуй человека, которого ты любишь больше всего».
-
Повышению качества работы по развитию эмоций способствует рациональная организация развивающей среды в группах и кабинете педагога-психолога, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов, позволяющая варьировать формы и способы организации жизнедеятельности
-
Эмоциональное развитие дошкольников Игры и упражнения Самомассаж Специалисты ДОУ Методические рекомендации Методические объединения Самообразование Коррекционно-развивающие занятия Общение со сверстниками Чтение литературных произведений Сочинение сказок Прослушивание музыки Моделирование ситуаций Релаксация Родители Родительские собрания Повседневная деятельность Консультации Стендовый материал Индивидуальная работа Упражнения
-
Мониторинг
В результате коррекционно-развивающей работы у детей, вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои, формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка. Анализ уровня готовности к обучению в школе свидетельствует об эффективности используемых методов. Индивидуальная и групповая коррекционная работа позволяет сформировать функциональную готовность воспитанников к обучению в школе.
-
Перспективы и возможности использования опыта. Опыт рассчитан на педагогов-психологов и воспитателей. При использовании опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами необходимо соблюдать следующие правила: Перед проведением занятий установить тесный контакт с детьми и родителями;
-
Использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут и будут обеспечивать его сохранение до окончания занятия;
-
При использовании различных педагогических ситуаций давать возможность каждому ребенку высказать свою точку зрения и аргументировать ее.
-
Включать упражнения по развитию методов саморегуляции и самосознания в любые занятия в качестве физкультминуток, а также использовать в свободной деятельности детей.
-
Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации детей
-
- Старайтесь не создавать таких ситуаций, в которых ребенок может проявить свое негативное поведение; - Как можно больше хвалите ребенка за малейшие успехи; - Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям детей;
-
- Старайтесь не показывать детям свои отрицательные эмоции;
- Если вы хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него уже есть!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.