Презентация на тему "Теория и организация АФК"

Презентация: Теория и организация АФК
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Теория и организация АФК"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 30 слайдов. Средняя оценка: 3.3 балла из 5. Также представлены другие презентации по физкультуре для студентов. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Теория и организация АФК
    Слайд 1

    Теория и организация АФК

    Преподаватель: Кесаревская людмиланиколаевна, к.п.н.

  • Слайд 2

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    В.М. Выдрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие для теории физической культуры определения культуры: - культура - это творение человека, то, что не создано в таком виде природой; - культура - это мера и способ развития человека; - культура - это качественная характеристика деятельности человека и общества; - культура - это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей. Физическая культура — вид культуры человека и общества: дея­тельность и ее социально значимые результаты по созданию физичес­кой готовности людей к жизни; специфический процесс результат человеческой деятельности средство и способ физического совершенствования

  • Слайд 3

    Адаптивная физическая культура — это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества: деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья оптимизации состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; специфический процесс и результат человеческой деятельности, средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов

  • Слайд 4

    Социальная интеграция«процесс установления оптимальных свя­зей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и уп­равления». Социальная интеграция представляет собой двусторонний процесс взаимного сближения, встречного движения двух социальных субъек­тов, в нашем случае — лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развива­ющихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благо­приятные условия для такого включения. Цель социальной реабилитации В.З. Кантор (2000) предлагает использовать понятие «образ жизни». Образ жизни- обозначает реально существую­щие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-истори­ческих условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельнос­ти людей, характеризующие особенности их поведения, общения и практики (В.Н. Иванов, 1989).

  • Слайд 5

    Термин «реабилитация» происходит от латинского «ability» — способность, «rehabilitatio» - восстановление способности. Комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и тру­доспособности больных и инвалидов Формирование современной нормативно-правовой и институцио­нальной практической базы реабилитации (принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., Утверждение «Положения об учреждении Государственной службы медико-социальной экспертизы» в 1996 г. и др.) сочетается с разработкой ее концептуальных основ (В.З. Кантор, 2000). Цель реабилитации инвалидов состоит в обеспече­нии их способности к реализации образа жизни нормально развивающих­ся людей.

  • Слайд 6

    Реабилитация в АФК и медицине

    Реабилитация в АФК направлена на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности на естественные факторы: движение здоровый образ жизни рациональное питание закаливание и др. Реабилитация вмедицине направлена на восстановление нарушенных функций организма используемые в реабилитации средства так или иначе ориентированы на средства традиционной медицины: медицинскую технику массаж физиотерапию психотерапию фармакологию и т.п.

  • Слайд 7

    Компоненты здорового образа жизни

    Сознание (воспитанное с детства разумное отношение к своему здоровью, правильному режиму труда и отдыха) Движение (физическая культура и закаливание организма) Рациональное питание Профилактические применяемые лекарственные препараты (лекарства для здоровых) (И.И. Брехман, 1990)

  • Слайд 8

    Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры

    Адаптивное физическое воспитание (образование) — компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности инди­вида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бы­товой и трудовой деятельности; в формировании положительного и ак­тивного отношения к адаптивной физической культуре. НАПРАВЛЕННОСТЬ: формируется комплекс специ­альных знаний, жизненно и профессионально необходимых сенсорно-перцептивных и двигательных умений и навыков; развиваются основ­ные физические и психические качества; повышаются функциональ­ные возможности различных органов и систем; развиваются, сохраня­ются и используются в новом качестве оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики. В процессе адаптивного физического воспитания, которое должно начинаться с момента рождения ребенка или с момента обнаруже­ния той или иной патологии, первостепенное внимание уделяется за­дачам коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осу­ществления жизнедеятельности, если коррекция не удается, профи­лактической работе.

  • Слайд 9

    Адаптивный спорт — компонент (вид) адаптивной физической куль­туры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставле­нии их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации. При многих заболеваниях и видах инвалидности адаптивной спорт является практически единственной возможностью удовлетворения од­ной из главнейших потребностей человека — потребности в самоактуа­лизации, поскольку профессионально-трудовая, общественно-полити­ческая и другие виды деятельности оказываются недоступными. Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших дости­жений) направлено прежде всего на формирование у инвалидов (осо­бенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и до­стижение ими наивысших результатов в его различных видах в состяза­ниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем. Сущностную основу адаптивного спорта составляет соревнователь­ная деятельность и целенаправленная подготовка к ней, достижение максимальных адаптационно-компенсаторных возможностей на доступ­ном биологическом уровне, совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохранных функций. Подготовка к соревно­ваниям рассматривается как врачебно-педагогический процесс, где в оптимальном соотношении задействованы лечебные и педагогические средства, обеспечивающие реализацию физического, интеллектуально­го, эмоционально-психического потенциала спортсмена-инвалида,удовлетворяющие эстетические, этические, духовные потребности, стрем­ление к физическому совершенствованию

  • Слайд 10

    Адаптивный спорт Основная цель адаптивного спорта заключается: в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении к общественно-истори­ческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологи­ческих, интеллектуальных и других ценностей физической культуры. Адаптивный спорт как социальное явление можно сравнить с лак­мусовой бумажкой, позволяющей дать объективную оценку реализуе­мой в обществе аксиологической концепции отношений к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья: действительно ли мы вос­принимаем их как равных себе, имеющих право на самостоятельный выбор пути развития самореализации или только декларируем это?

  • Слайд 11

    Адаптивная двигательная рекреация — компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, раз­влечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получе­нии удовольствия, в общении. Содержание АДР направлено на ак­тивизацию, поддержание или восстановление физических сил, затра­ченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, уче­ба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интерес­ное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение конди­ции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удо­вольствием. Наибольший эффект от АДР,ос­новная идея которой заключается в обеспечении психологического ком­форта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической ме­дицины. Основная цельне только био­логически оправданная саморегулируемая двигательная активность, поддерживающая эмоциональное состояние, здоровье и работоспособ­ность, но и способ преодоления замкнутого пространства, психичес­кая защита, возможность общения, удовлетворения личных интере­сов, вкусов, желаний в выборе видов и форм занятий. В случае приобретенной инвалидности или тяжелого заболевания адаптивная двигательная рекреация может и должна стать первым эта­пом, первым шагом в направлении снятия (преодоления) стресса и приобщении к адаптивной физической культуре (адаптивному физичес­кому воспитанию, адаптивному спорту и др.).

  • Слайд 12

    Адаптивная физическая реабилитация- компонент (вид) адаптив­ной физической культуры, удовлетворяющий потребность индивида с от­клонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности). Основная цель адаптивной физической реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, эко­логически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстанов­ление организма; в обучении их умениям использовать соответствую­щие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры и другие сред­ства (Су-Джок акупунктура и т.п.).

  • Слайд 13

    Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентирован­ные практики адаптивной физической культуры - компонент (вид) адап­тивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуали­зации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности че­рез движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие сред­ства искусства. сказкотерапия, игротерапия формокоррекционная ритмопластика антистрессовая пластическая гимнастика двигательная пластика система психосо­матической саморегуляции, ментального тренинга нейролингвистическое программирование (М.К. Норбеков) система целостного движения лечебная релаксационная пластика (И.В. Курис, 1998), телесно-ориентирован­ные практики психогимнастика

  • Слайд 14

    Основной целью креативных (художественно-музыкальных) теле­сно-ориентированных практик необходимо считать: приобщение инва­лидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья к доступным видам деятельности, способным обеспечить им самоактуализацию, творчес­кое развитие, удовлетворение от активности; снятие психических на­пряжений («зажимов») вовлечение в занятия другими видами адаптивной физической культуры и в перспективе — в профессионально-трудовую деятельность

  • Слайд 15

    Экстремальные виды двигательной активности - компоненты (виды) адаптивной физической культуры, удовлетворяющие потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, по­требности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объек­тивно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни. Дельтапланеризм, парашютный и горнолыжный спорт, скалолазание, альпинизм, серфинг, различные виды высотных прыжков и ныря­ния вызывают «острые» ощущения, связанные с состоянием свобод­ного падения в воздухе, скоростным перемещениям и вращениям тела, резким ускорениям и т.п., которые, в свою очередь, активизируют эн­догенную опиатную систему, способствуют выработке так называемых эндорфинов — гормонов «счастья». При этом преодоление чувства стра­ха приводит к значительному повышению у человека чувства самоува­жения, личностной самореализации, к ощущению принадлежности к элитарным группам социума.

  • Слайд 16

    Основной целью экстремальных видов двигательной активности является: преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточное самоуважение и т.п.) формирование потребности в значительных напряжениях как необхо­димых условиях саморазвития и самосовершенствования профилакти­ка состояний фрустрации, депрессии создание у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья ощущения полноценной, полно­кровной жизни

  • Слайд 17

    Социальные потребности

    Адаптивная физическая культура в целом и все ее виды призваны с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности, используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные ресурсы и ду­ховные силы, максимально реализовать возможности организма и лич­ности для полноценной жизни, самопроявления и творчества, соци­альной активности и интеграции в общество здоровых людей.

  • Слайд 18

    ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА

    Нарушение зрения нарушение осанки, искривление позво­ночника, плоскосто­пие, слабость дыха­тельной мускулату­ры. нарушение про­странственных обра­зов, самоконтроля и саморегуляции, коор­динации движений. болезни органов ды­хания, сердечно­-сосудистой системы, обмена веществ, нев­розы. заболевания органов слуха, минимальная мозговая дисфунк­ция. быстрая утом­ляемость

  • Слайд 19

    Нарушение слуха дисгармоничность физического развития, нарушение осанки, искривление позвоночника, деформация стопы.заболевания дыхательной системы, вегетативно соматические расстройства, нарушение функций вестибулярного аппарата, задержка психического и моторного развития, нарушение функций речи, памяти, внимания, мышления, общения. быстрая утомляемость, нарушение ритмичности движений, равновесия, реагирующей способности, пространственно-временной дифференцировки

  • Слайд 20

    Нарушение интеллекта дисплазия, наруше­ние окостенения, осанки, деформация стопы и позвоночни­ка, дисгармоничность физического разви­тия, нарушение коор­динации движений. Врожденные пороки сердца, заболевания внутренних органов, эндокринные нару­шения, сенсорные отклонения. снижение силы и подвижности нерв­ных процессов, на­рушение познава­тельной деятельно­сти, высших психи­ческих функций: мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы, на­рушение аналитико-синтетической дея­тельности ЦНС

  • Слайд 21

    Поражение опорно-двигательного аппарата . Церебральное Дисгармоничность физического разви­тия, нарушение опороспособности, рав­новесия, вертикаль­ной позы, ориенти­ровки в пространстве, координации микро и макромоторики. Остеохондроз позво­ночника, мышечная гипотрофия, остеопороз, контрактуры. Нарушения функций сердечно-сосудистой и дыхательной сис­тем, низкий уровень работоспособности. Заболевания внут­ренних органов, на­рушения зрения, слу­ха, интеллекта. Низ­кая работоспособ­ность име­ют множественные двигательные расстройства: гипертонус мышц, раз­витие контрактур, нарушение координации движений, атрофию мышц и др., вызванные тяжелыми заболеваниями ЦНС. Помимо нарушений функций головного и спинного мозга, вторично в течение жизни воз­никают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах Часто двигательные расстрой­ства сопровождаются нарушениями зрения, вестибулярного аппара­та, речи, психики и других функций. Различают три степени тяжести дефекта: легкую (дети могут свободно передвигаться), среднюю (при передвижениях и самообслуживании нуждаются в помощи), тяжелую (дети целиком зависят от окружающих). Для двига­тельной сферы характерны нарушения опороспособности, равнове­сия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, координации микро- и макромоторики, согласованности дыхания и движения, несформированностьлокомоторных актов, низкий уровень работоспо­собности, быстрая утомляемость

  • Слайд 22

    Поражение опорно-двигательного аппарата. Спиналыное расстройство функ­ций тазовых органов, уродинамики. нарушение вегета­тивных функций, пролежни. остеопороз. при высоком (шей­ном) поражении — нарушение дыхания, недостаточность ге­модинамики. при вялом парали­че - атрофия мышц, при спастическом -тугоподвижность суставов, контракту­ры, спастика.

  • Слайд 23

    Поражение опорно-двигательного аппарата ампутационное Нарушение регуляторных механизмов, дегенеративные из­менения нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры, нарушения кровооб­ращения, дыхания, пищеварения, воспа­ления. Нарушение обменных процессов, ожирение. Снижение общей работоспособ­ности, фантомные болиАмпутация конечностей ведет, в первую очередь, к нарушению двига­тельного стереотипа, функции опоры и ходьбы, координации движений (В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев, 1991; Т.Н. Сулимцев, А.Н. Таманцев, 1993). Следствием ампутации конечностей является уменьшение массы тела, сосудистого русла, рецепторных полей, тяжелые заболевания опорно-двигательного аппарата, гипокинезия и стресс. Снижение центральных регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышеч­ного и костного компонентов опорно-двигательного аппарата, наруше­ние обменных процессов, ухудшение деятельности вегетативных функ­ций, детренированность мышц отрицательно влияют на процессы кро­вообращения, дыхания, пищеварения и других жизненно важных функ­ций, создают объективные биологические предпосылки отставания тем­пов физического и психического развития, снижения двигательных воз­можностей и общей работоспособности (Ф.З. Меерсон, 1986; А.С. Солод-ков, 1988, 1996; Б.А. Никитюк, Б.И. Коган, 1989; С.Ф. Курдыбайло, 1993, 1996). Выраженность изменений жизненных функций организма зависит от уровня ампутации конечности, характера оперативных вмешательств, возраста, индивидуальных особенностей инвалида. Утрата конечности у детей (или врожденное недоразвитие) снижают их двигательные возможности, что ведет к вторичным деформациям и атрофии мышц. Протезирование целесообразно и успешно лишь в том случае, если двигательная активность обеспечивает формирование мы­шечной моторики, соответствующей возрасту, так как для управления протезами конечности необходимо владеть умениями раздельного со­кращения мышц культи, дифференцирования мышечных усилий, точ­ности движений и пр. Эти умения определяются не только физическими возможностями, но и психофизиологическим состоянием ребенка. «Уход» в болезнь, дефицит положительных эмоций, ощущение физической не­полноценности могут изменить сознание, поведение, интеллект, соци­альную активность не только детей, но и взрослых инвалидов

  • Слайд 24

    Типичные двигательные расстройства, харак­терные для всех нозологических групп:

    вынужденное снижение двигательной активности как фактор ги­покинезии, что проявляется в сокращении объема и интенсивности двигательной деятельности, снижении энергетических затрат на мы­шечную работу; ухудшение жизненно необходимых физических качеств: мышеч­ной силы, быстроты и мощности движений, выносливости, ловкости, подвижности в суставах; нарушение осанки, деформация стопы, позвоночника, слабость «мышечного корсета»; нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма, согласованности микро- и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, равновесия и ус­тойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в простран­стве, расслабления и др., которые негативно отражаются на качестве движений (включая основные локомоции - ходьбу и бег), необходи­мые в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности. Такие аномалии развития, как нарушение слуха, зрения, интел­лекта, ДЦП и другие, сопровождаются не только расстройствами мо­торики и координации, но и высших психических функций, особенно речи, внимания, памяти и других, ограничивающих познавательную, коммуникативную, учебную, трудовую, двигательную деятельность и нуждающихся в коррекции

  • Слайд 25

    Управление педагогическим процессом

  • Слайд 26

    Профессиональное выгорание

    Профессиональная деятельность сопряжена с профессиональными стрессами. Высокий уровень психо­логической устойчивости определяет интегративное личностное каче­ство «харди» (hardiness), т.е. смелый, дерзающий, «крепкий орешек», стойкий, обладающий силой противостояния. Данное качество, вклю­чающее три компонента: принятие на себя безусловных обязательств (commitment), контроль (control) вызов (challenge), помогает чело­веку успешно разрешать стрессовые ситуации и сохранять при этом здо­ровье Независимо от специфики педагогической деятельности влияние характера на состояние профессионала возрас­тает при увеличении сложности деятельности: а) на начальном этапе урока (занятия); б) у молодых специалистов по сравнению с более стар­шими и опытными; в) в ситуации конфликта

  • Слайд 27
  • Слайд 28

    Профессионально важные качества личности специалиста АФК

  • Слайд 29

    Функции – свойства АФК

  • Слайд 30

    ПРИНЦИПЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке