Содержание
-
-
-
Причины заикания Предрасполагающие факторы : Невропатическая отягощенность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС. Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность. Наследственная отягощенность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды. Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
-
Неблагоприятные условия: Физически слабые дети. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте двух–четырех лет. Это период наиболее активного развития речи и значительной хрупкости молодой недостаточно сформированной речевой функции. Именно поэтому «поломка» происходит в эти годы. Мальчики в речевом отношении оказываются слабее девочек: у них заикание возникает в три-четыре раза чаще. Объясняется это меньшей эмоциональной устойчивостью мужчин.
-
Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.
-
В группе неблагоприятных причин выделяются: Анатомо-физиологические причины: физические заболевания: а) травмы (внутриутробные, нередко с асфиксией, сотрясение мозга); б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; в) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секреции, обмена, дизартрии, ЗПР).
-
Психические и социальные причины: а) кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх); б) психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях; в) неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, быстрая речь, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;
-
г) перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); д) подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося), е) переучивание леворукости.
-
-
Степени заикания Различают 3 степени заикания: 1) легкая - заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта; 2) средняя - в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание; 3) тяжелая - заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.
-
Типы течения заикания Выделяют следующие типы течения заикания: - постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях); - волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает); - рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи).
-
Логопедические занятия - только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация социального окружения. Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе. Методы преодоления заикания
-
Первые признаки заикания Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) - если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить; употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.
-
Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить: 1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослабленная нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.
-
2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п. 3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и возбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
-
4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
-
5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. 6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
-
7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев. 8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. 9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
-
10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. 11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.