Содержание
-
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ НЕДОСТАТКОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Инструктор по физ. культуре д/с №29: С.А Коновнина
-
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения.
-
Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада должен целенаправленно работать над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, искать новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, и использовать в работе. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
-
Здоровьесберегающие технологии Здоровье - это состояние физического и социального благополучия человека. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Здоровьесберегающий процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
-
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов и др.).
-
Основные составляющие этой системы: 1. Организация рационального двигательного режима учащихся; 2. Непрерывное мониторирование состояния здоровья учащихся и своевременная коррекция возникающих отклонений; 3. Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и половых особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; 4. Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей; 5. Использование многообразных программ по формированию мотиваций и навыков здорового образа жизни.
-
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании частные (узкоспециализированные) комплексные (интегрированные). медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санитарно-гигиеническая деятельность), образовательные, социальные (технологии здорового и безопасного образа жизни, профилактики и коррекции девиантного поведения) и психологические (технологии профилактики и психологической коррекции психологических отклонений личностного и интеллектуального характера). технология комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.
-
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании. Разнообразные лечебно - оздоровительные мероприятия, осуществляемые в рамках программы по здоровьесбережению, наряду с активно проводимой разносторонней санитарно - просветительной работой, позволяют максимально использовать все доступные средства для достижения главной цели - формирование, сохранение и укрепление здоровья. Два раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) физкультурные занятия проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке). Кроме того, проводятся разнообразные спортивные игры и соревнования, в том числе на свежем воздухе. В группах воспитатели проводят с детьми корригирующую и дыхательную гимнастику после дневного сна. Осуществляется воздушное, солнечное (летом) и солевое закаливание (хождение ежедневно после дневного сна по солевым «дорожкам»). Осуществляется витаминная профилактика (отвар шиповника в осеннее - зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты). Кроме того, дети получают кислородный коктейль курсами. Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений.
-
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании. Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: - приобщение детей к физической культуре; - использование развивающих форм оздоровительной работы. С целью совершенствования оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности разработана модель двигательного режима для детей в детском саду, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как: утренняя гимнастика; индивидуальная работа; - физкультурные минутки; - подвижные и спортивные игры; - оздоровительный бег; - гимнастика после сна; - спортивные досуги и праздники; - музыкальные и физкультурные занятия.
-
Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники (проводятся 2 раза в год), спортивные досуги (1 раз в месяц), «Дни здоровья» (ежеквартально). Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей. Фонетическая и логопедическая ритмика – проводится 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. ООД рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель ООД - фонетическая грамотная речь без движений. Проводят: воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед. После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.
-
В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий: 1. Соблюдение температурного режима; 2. Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов); 3. Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями); 4. Облегченная одежда в детском саду; 5. Гимнастика после сна; 6. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей): - Солевые дорожки - младший возраст; - Мытье прохладной водой рук по локоть - средний возраст; - Комплекс контрастных закаливающих процедур - старший возраст. 7. Полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой; 8. Летом ходьба босиком по спортивной площадке; 9. Самомассаж; 10. Витаминотерапия; 11. Фитотерапия; 12. Массаж по назначению врача
-
Итак, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков. Результатом эффективной работы педагогического коллектива является снижение заболеваемости детей. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка
-
Комплекс «Красивая осанка» Упражнения комплекса важно осваивать с дошкольного детства и выполнять на протяжении всей жизни. Комплекс помогает сохранить красивую осанку, подвижность суставов рук, укрепляет мышцы спины, улучшает кровообращение позвоночника и головного мозга. «Поза дерева». Упражнение выполняется стоя или сидя за столом, ноги вместе, стопы прижаты к полу, спина прямая. Сделать спокойный вдох и выдох, плавно поднять руки вверх, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянуться всем телом. Дыхание произвольное, спокойное. Держать позу 15-20 секунд. Плавно опустить руки и расслабиться. «Поза статуи». Выполняется сидя или стоя, руки опущены. Завести руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнять, спина прямая, плечи обязательно отвести назад. Дыхание произвольное. Удерживать позу 20-30 секунд, затем медленно вернуться в исходное положение. Для снятия напряжения рук погладить запястья, встряхнуть кистями рук и спокойно подышать. «Поза лебедя». Исходное положение – сидя, чтобы спина касалась спинки стула. Руки опустить, плечи отвести назад. Руки за спиной взять в замок, выпрямить и медленно поднимать вверх, не наклоняя туловища. Удерживать позу в меру сил от 3 до 10 секунд. Обратите внимание на область между лопатками, почувствуйте тепло между ними и плавно опустите руки. Упражнение помогает напряжение в спине, укрепляет мышцы спины, улучшает кровообращение в позвоночнике и подвижность в плечевых суставах.
-
«Поза перекрестка». Встать или сесть прямо. Правую руку с силой вытянуть вверх, левую опустить вниз. Затем правую руку опускать по позвоночнику вниз, ладонью к позвоночнику. Левая рука развернута тыльной стороной к спине так, чтобы средний палец коснулся позвоночника (середины спины) и тянется к правой руке. Нужно постараться сцепить пальцы в замок. Голову держать ровно, поднятый вверх локоть прижать к голове. Удерживать положение 10-15 секунд. Опустить руки, расслабиться. Повторять упражнение 3-4 раза, меняя положение рук. «Поза скручивания». Встать прямо на расстоянии одной стопы от стенки, стопы вместе. Руки согнуть в локтях и поднять вверх. Ладони находятся на уровне глаз и повернуты вперед. Следя глазами за ладонями, спокойно, без резких движений, поворот к стене, скручивая верхнюю часть туловища, стопы не смещать. Оставаться в таком положении 3-5 секунд. Медленно вернуться в исходное положение. Восстановить дыхание и выполнить скручивание в другую сторону. Повтор – 3-5 раз. Упражнение полезно не только для позвоночника, оно дает хорошую нагрузку на талию, укрепляет боковые мышцы живота. «Поза ребенка». И.П. – сесть на пятки, колени вместе, спина прямая. Спокойно на выдохе наклониться вперед и лбом коснуться пола. Руки расположить вдоль тела, ладонями вверх. Расслабить плечевой пояс. Находиться в позе 5-10 секунд. Дыхание спокойное, произвольное. Поза улучшает кровообращение, снимает головную боль, переутомление.
-
Комплекс игровой корригирующей гимнастики для профилактики нарушения осанки «Змейка». И.п. – лежа на животе, руки вверху, голова лбом касается пола. Потянуться руками вверх, максимально вытягиваясь в плечевых суставах и оттягивая носки ног, вдох. Расслабиться – выдох. «Рыбка». И.п. – то же. Приподнять голову, руки, плечи и ноги слегка над полом. Держать 4-6 счетов. Дыхание произвольное. «Рыбка вынырнула из воды» И.П. – лежа на животе, руки согнуты в локтях. 1 – поднять верхнюю часть туловища, выпрямляя руки. 2 – и.п. «Лодочка» И.п. – лежа на животе, руки вверху, голова касается пола, пальцы сцеплены. Приподнять над полом плечи, руки, голову, ноги. Держать на 4-6 счетов. Дыхание произвольное. «Горка». И.п. – лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты, стопы на полу. Опираясь на стопы и плечи, поднять над полом спину и таз – выдох. И.п. – вдох. «Деревце» И.п. – стойка на коленях, руки внизу. Наклон назад с прямым туловищем Повтор – 5-6 раз. «Клубочек». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – прижать колени к животу и обхватить их руками. 2 – и.п. Повтор – 4-6 раз.
-
Коррекция плоскостопия Продолжительность занятий – 10 минут. Перед выполнением комплекса упражнений следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку – на одной и на двух ногах. «Каток». Ребенок катает вперед-назад мяч или скакалку правой (левой) ногой. «Разбойник». Ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-либо груз Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. «Маляр». Сидя на полу (колени выпрямлены), ребенок большим пальцем правой (левой) ноги проводит по подъему левой (правой) ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» продолжается 3-4 раза. «Сборщик». Ребенок, сидя с согнутыми коленями, собирает пальцами правой (левой) ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучки. «Художник». Ребенок, сидя на полу, с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцем правой (левой) ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры. «Гусеница». Ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пальцы прижаты к пяткам), затем пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно 15-20 секунд. «Кораблик». Ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Прижимая подошвы ног друг к другу, старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (придать ступням форму кораблика). «Мельница». Ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях. «Барабанщик». Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются
-
Дыхательные упражнения для детей, часто болеющими ОРВИ Разминка. Перед выполнением упражнений на развитие дыхания необходимо несколько раз зевнуть, встать прямо, поднять руки вверх, потянуться и сделать глубокий выдох. Задержка дыхания по К.Бутейко. Предложить ребенку «нырнуть глубоко под воду за рыбой и долго не выныривать» «Шарик надулся и лопнул». Положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надулся, как шар, на выдохе произносить «ш-ш-ш». «Пение лягушки». Положить руки на живот, на выдохе энергично работать диафрагмой, произнося «ква». «Паровозик». Дети двигаются по кругу с ускорением и замедлением, координируя движения рук и ног с дыханием, делая вдох на 2 счета, произнося на выдохе «чух-чух». Согнутые в локтях руки двигаются одновременно. «Рыбки». Если педагог держит руки внизу, дети на выдохе говорят: «Буль-буль-буль» - и легко ударяют себя по коленям; если поднимает руки вверх, дети хлопают в ладоши над головой (рыбка вынырнула). «Воздушный шар». И.п. – стоя, ладонь на животе. Выдох. На вдохе живот выпячивается вперед. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, произносится звук «С». Повтор – 4 раза. «Гармошка» И.п. – стоя, ладони на ребрах. Полный выдох. Глубокий вдох, ребра раздвигаются как меха гармошки, грудная клетка не поднимается. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы с произнесением звука «ф», повтор – 4 раза.
-
Массаж точек ушей - Аурикулотерапия Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж полезен для улучшения работы органов дыхания и защиты от простудных заболеваний. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день. Является доступным для детей всех возрастов. «Поиграем с ушками» «Похлопаем ушками». Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а затем остальными пальцами. При этом ребенок должен ощутить хлопок. «Потянем ушки» Захватить кончиками большого и указательного пальцев мочки ушей, с силой потянуть их вниз, затем опустить. «Покрутим козелком». Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, и указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины. Захватив козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд. «Погреем ушки». Ребенок прикладывает к ушам ладони и тщательно трет ими всю раковину. Дети расслабляются и слушают тишину.
-
Ожидаемые результаты: • Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния. • Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года); • Совершенствование навыков самостоятельности у детей; • Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни; • Повышение уровня физической подготовленности. • Нахождение взаимопонимания с родителями по вопросу здоровьесбережения и ведения здорового образа жизни.
-
Используемые материалы Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально–ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28. Безруких М. М. Здоровье, формирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5 -6 лет. - Издательство: Владос, 2001 г. Береснева З. И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ. – М.: Сфера, 2005. Волошина Л. Н, Играйте на здоровье. – М.: 2003 Волошина Н. Л, Организация здоровьесберегающего пространства. – Дошкольное воспитание, 2004 №12 с. 107 -109 Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М., 2002. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 Павлова М. А., Лысогорская М. В, Здоровьесберегающая система ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009 Педагогика и психология здоровья. / Под ред. Н. К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2003 Подольская И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. – Издательство Учитель, 20012 РуноваМ. А, Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез 2002 Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.