Содержание
-
Предмет: География
Учитель: Смирнова Татьяна Павловна
ГОУ Лицей № 344
Санкт-Петербург
-
Деловая игра по теме «БАМ – дорога в будущее или в никуда?»
Цели: повторить и закрепить знания о природе Восточных районов Сибири, о степени транспортной освоенности и заселении.
Задачи:
А) познавательные: познакомить с разными взглядами на проблему строительства БАМа
Б) развивающие: совершенствовать умение работать с разными источниками информации, развивать монологическую речь, навыки ведения диспута.
В) воспитывающие: совершенствовать культуру общения, чувство коллективной ответственности за результат, навыки работы в группе.
-
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы организации познавательной деятельности: групповая.
Пояснительная записка
Этот урок является логическим продолжением темы «Природа и хозяйство Восточных районов России» и имеет важное мировоззренческое значение. Урок включает методы ИКТ и технологию развивающего мышления. Итогом урока является диспут. Все иллюстрации проектируются на экран.
Эпиграф: «Российское могущество прирастать будет Сибирью»,- М.В. Ломоносов
Эпиграф нацеливает на серьезную интеллектуальную работу.
Организационный момент: учащиеся были разбиты на группы и получили опережающее задание по разным источникам информации.
-
Ход урока.
I- Вступление
Одной из негативных сторон ЭГП Восточных районов является их слабая транспортная освоенность. В то же время Восточные районы – это огромная кладовая природных богатств. Открыть доступ к этим богатствам должен БАМ, строительство которого возобновилось в 1974 году.
Цель нашего урока – выявить природные ресурсы, возможности и проблемы освоения зоны БАМа, поспорить по теме урока.
В ходе подготовки вами был собран материал, который помогает понять суть проблемы.
-
II- Выступление групп:
1- Геологи. Особенности рельефа и тектонического строения. Сейсмичность территории. Проблемы, возникшие в ходе строительства, связанные с рельефом. Вывод.
2- Климатологи. Климатический пояс, тип климата. Средние температуры Января и Июля. Амплитуда температур. Грозные явления, связанные с климатом. Вывод.
3- Гидрологи и специалисты по многолетней мерзлоте. Реки, особенности их режима в зоне БАМа. Многолетняя мерзлота и ее характер. Вывод.
4- Демографы. Численность и плотность населения в зоне БАМа. Обеспеченность трудовыми ресурсами. Миграции населения. Варианты решения проблем.
5- Экологи. Степень устойчивости ТПК зоны БАМа.
III- Диспут по теме урока.
-
«Российское могущество прирастать будет Сибирью» М.В. Ломоносов
-
-
Рельеф восточных районов России очень сложный.
-
Рельеф Забайкалья
-
Байкальская рифтовая зона
-
-
Северо-Муйский тоннель. Его протяжённость более 15 километров
-
Кадарский тоннель
-
Полезные ископаемые зоны БАМа
-
Климат зоны БАМа
-
БАМ пересекает многочисленные реки
-
Мощность многолетней мерзлоты местами достигает местами 500 и более метров
-
Чертов мост.
Характер рек, протекающих в зоне многолетней мерзлоты, учитывают при сооружении мостов
-
Укрепление многолетней мерзлоты
-
- Многолетняя мерзлота – наследие ледникового периода
- Повреждение полотна при таянии многолетней мерзлоты
-
- Зона БАМа слабо заселена и освоена
- В зоне БАМа надо строить жильё с учётом минусовых температур в 40-50 градусов
-
Климат восточных районов малоблагоприятен
-
Плотность населения по сравнению с 1972 годом стала ещё меньше…
-
Плотность населения по сравнению с 1972 годом стала ещё меньше…
-
Зона БАМа сегодня…
-
Устойчивость ПТК к техногенным воздействиям
-
Охрана природы
-
Выводы
Значение БАМа:
- Дублирует Транссиб
- Дает выход к полезным ископаемым Сибири и Дальнего Востока
- «Стратегия 2030 года» планирует специализацию БАМа для пропуска тяжеловозных поездов. Резко должна возрасти пропускная способность железной дороги. Перевозки должны возрасти до 30-50 млн. тонн в год, что потребует строительства вторых путей БАМа.
БАМ – дорога в будущее или в никуда? Ваше мнение?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.